статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
статья на тему

         

          В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

    Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

   Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

    Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый  комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_fgos.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в условиях реализации ФГОС

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая  предъявляет другие требования к выпускнику школы.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:

Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;

Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;

Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);

Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;

Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России)

Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформации

Сейчас в школе мало молодых учителей и стиль воспитания мягкий, материнский, бабушкин, а современные дети гиперактивные.

           Отмеченные выше особенности современной эпохи  (портрет школьника) существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.

      Системно-деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение рёбёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общенческого взаимодействия  в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Это должно лечь в основу разработки современного урока.  И это влечёт  за собой необходимость  нового для традиционной школы позиционирования учителя.  Сегодня у нас такая модель обучения:  дети «сидят правильно» и слушают учителя.  А по-хорошему, учитель должен быть актёром второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять,  помогать  ребёнку самостоятельно добывать знания. Поразмыслить над этим вопросом позволяют высказывания известного современного педагога Ш. Амоношвили

"Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна, прежде всего,  давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Мы говорим о всеобуче, но эта прекрасная задача - всеобщее обучение -  понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу, и там им дают знания и умения. А кто не берёт их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки".

         Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения  обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

 Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие, - создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

         

          В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

    Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

   Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

    Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый  комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

    В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

      Замечу, что  без выполнения  части названных УУД просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять действия «по образцу» можно. Но это не будет работа по новому стандарту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СПО

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»              ...

Современный урок в условиях реализации ФГОС

laquo;Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок — нет. Урок — это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят ...

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...