ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
календарно-тематическое планирование на тему

Перспективный план образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (чтение, фольклор, коллекционирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной работы с детьми дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (чтение, фольклор, коллекционирование)

Тематическое поле: формирование у детей 5-6 лет положительного отношения к образу отца 

Группа старшая

1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: воспитание у детей интереса к миру взрослых, к миру семьи, отображенному в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Обозначить проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной литературы, устного народного творчества

(блок проблемных ситуаций), доступные пониманию детей и связанные с их опытом семейных отношений.

2. Сделать подборку произведений художественной литературы, устного народного творчества.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика  «Сильный как папа» под песню «Папа может»

Круг общения.

Тема: «Мой папа самый лучший»

Цель: побуждать детей составлять рассказ о своем папе, его характере, увлечениях и роли в семье.

Заучивание пословиц про папу:

Где хороший отец, там и сын молодец.

Отец и мать — священные слова.

Беседа по фотографиям «Это мой папа» (рассказ какой он, кем работает) с прочтением стихотворения.

Я не умею читать.

Автор: Олег Бундур

Книжек у папы 
Целая тыща! 
Какую не спросят – 
Тут же отыщет. 
Наверное, папа 
Всё уже знает 
И снова садится один 
И читает. 
Я книги, как папа, 
Люблю 
И мечтаю: 
Вот вырасту – 
Столько же книг 
Прочитаю. 
И сына к себе 
Не забуду позвать, 
Спрошу его: - Ну, 
Что тебе почитать?

Прогулка

П/и «Водители» соотнесение действий с текстом игры:

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педель.

Газ включаем-выключаем

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Влево-вправо-чистота,

Ветер волосы ерошит

Мы шоферы хоть куда!

Вечер

Рисование «Портрет моего папы»

Цель: вызвать положительные эмоции от процесса рисования, чувство гордости за достигнутый результат.

Папочка-папуля! 
Папочка-папуля!
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что-то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
М. Дружинина

Диск с песнями про папу.

Создание выставки в книжном уголке «Известные авторы о папе»

(В. Драгунский, сказки народов мира, пословицы и поговорки, загадки и т.п.)

Атрибуты к п/игре: рули, кепки водителя, цветные флажки, маркеры обозначающие виды транспорта.

Оформление выставки детских рисунков «Портрет моего папы»

Предложить родителям подобрать фотографии и стихотворения для оформления альбома «Мой папа»

Предложить родителям принять участие в создании библиотечки для семейного чтения «Почитай мне, папа»

Предложить принять участие в создании коллекции «Сказка детства моего папы»

2. Содержательный шаг

Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного семейного опыта в процессе работы с литературными произведениями, овладения фольклорными формами и приобщения к коллекционированию;

овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного семейного опыта.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире взрослых, мире семьи, расширение границы познания мира взрослых, мира семьи; осознание детьми мира взрослых, мира семьи через идентификацию себя с героями литературных произведений и малых фольклорных форм, через приобщение детей к коллекционированию

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых, мире семьи, расширить границы познания мира взрослых, мира семьи.

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев в своей семье.

3. Показать детям возможности проекции своей проблемной ситуации в литературном произведении, малой фольклорной форме.

4. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – герой, предмет – семейное событие).

5. Формировать у детей потребность в чтении, как помощнике в решении проблемных семейных ситуаций.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Чтение и обсуждение стихотворения о папе.

Про папу.

Автор: Ирина Гурина

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!
Ты друг самый лучший
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.

Прогулка

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Это пальчик я –

Вся моя семья.

Загадки про папу:

Четырёхколёсный зверь в гараже

у нас теперь.

От колёс клубиться пыль - едет наш…(автомобиль).

Что за шёлковая лента под воротничком надета?

Говорит всем папа «здравствуй», чуть поправив модный…(галстук).

Папин номер наберём, трубку к уху поднесём.

С папой свяжет быстро он – наш мобильный…(телефон).

Вечер

Чтение и обсуждение стихотворения В.В. Маяковского  «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Оформление стенгазеты «Мой любимый папа» с использованием пословиц и поговорок, художественного слова о папе:

Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.

Папы 
Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.
О. Бундур

Пополнение картотеки стихотворений о папе.

Пополнить уголок для мальчиков атрибутами с/р игры «Автомастерская»

Стенд для создания стенгазеты

«Мой любимый папа»

Карандаши разных цветов, белая бумага. Ситуативный разговор о том, что можно нарисовать для папы.

Предложить папам принять участие в создании коллекции поделок из бросового материала «Автомобиль будущего»

2.2 «Освоение»

Цель: осознание детьми мира взрослых, мира семьи, присвоение детьми определенных характеристик мира взрослых, мира семьи как объекта идентификации через проекцию в литературных произведениях, в малых фольклорных формах, в процессе сбора коллекций ситуаций, с которыми дети сталкиваются,

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в семье, диапазоне ценностей мира взрослых, мира семьи на примере художественных произведений, малых фольклорных форм, предметов коллекционирования.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых, мира семьи, закрепленных в литературных произведениях и малых фольклорных формах, в предметах коллекционирования.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Изобразительная деятельность (аппликация) - «Подарок для папы»

Цель: воспитывать желание доставить радость близкому человеку, развивать мелкую моторику рук аппликацией в технике квиллинг, закреплять умение работать с бумагой и ножницами.

Методические приемы:

Художественное слово:

Стихи про папу 
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.

И. Гурина 

Заменить на

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был, счастлив,
Успешен и здоров!
Ты самый замечательный
И лучший из отцов!

Утро

Чтение и обсуждение стихотворения

Самый лучший!

Ольга Чусовитина

Может он в футбол играть, 
Может книжку мне читать, 
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший папа мой!

Прогулка

П/и «Подвижная игра «было у кондрата 7 сыновей»….текст вставить

Вечер

Создание коллекции добрых слов о папе «Подбери словечко»

Цель: обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, формировать эмоционально положительное отношение к отцу.

Чтение  и обсуждение рассказа «В. Драгунского «Куриный бульон»  из серии Денискины рассказы

Заучивание пословицы

Как отец относится с матери, так и дети относятся к ней.

Создание коллекций ситуаций

«Папа в обиду не даст»

Цель: повысить эмоциональный опыт общения с отцом, закрепить представление у ребенка об отце как защитнике.     

Предложить родителям принять участие в создании коллекции рецептов «Любимое блюдо моего папы»

Педагогическая гостиная «Папы, будьте вместе с нами!»  по мотивам художественных произведениям об отце.

Цель: повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.

2.3 «Проживание»

Цель: интериоризация (присвоение) детьми определенных характеристик мира взрослых, мира семьи как объекта идентификации, стимулирование стремления детей к совместной со взрослым деятельности по «проживанию» мира взрослых, мира семьи.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проживать литературную ситуацию через различные формы ее внешнего воплощения.

2. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других людей.

3. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Познавательно-исследовательская деятельность «Мир человека»

Тема: «Папы разные нужны, папы разные важны» - занятие по знакомству с профессиями пап.

Цель: вызвать интерес и познакомить детей с профессиями отцов. Привлечь пап к беседам с детьми о своей профессии.

Утро

П/и «Песенка про папу» (Н.А. Гительсон, Н.Г. Гительсон)

Мой любимый папа!

Он большой и главный

Для меня и мамы,

Да, да, да!

Мой любимый папа!

Он со мной играет,

Маме помогает

Да, да, да!

Мой любимый папа!

Он меня научит

Строить и дружить.

Да, да, да!

Разводим руки в стороны, а затем прижимаем скрещенные ладони на груди.

Руки поднимаем вверх.

Руки опять на груди.

Хлопаем в ладоши.

Разводим руки в стороны, а затем прижимаем

скрещенные ладони на груди. Вращаем кистями рук в разные стороны (движение «фонарик»).

Хлопаем в ладоши.

Разводим руки в стороны, а затем прижимаем скрещенные ладони на груди. Кисти рук сжаты в кулак, ритмично постукиваем кулачком по кулачку, меняя их местами (вверх-вниз).

Хлопаем в ладоши.

Чтение и обсуждение стихотворения:

Папины профессии

Настя Доброта
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Плавится сталь, из котла валит пар –
Папа-рабочий, он – сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства папа-поэт.

Прогулка

Вечер

Беседа по теме «Как мы готовим подарок для мамы».

Посиделки «Мы за чаем не скучаем»

С/р игра «Семья». Сюжет «Мы с папой идем в зоопарк» с прочтением произведения С. Маршака «Детки в клетке»

Беседа на тему: «Что умеет мой папа»

Рассматривание коллекций рабочих инструментов.

Создание коллекции мужских головных уборов

Создание коллекции «Из любимой чашки чай вкуснее»

Атрибуты к с/игре: куклы, набор животных и их детенышей, конструктор.

Создание коллекции замков и ключей.

Привлечь родителей к созданию коллекции «Любимый папин галстук»

3. Рефлексирующий шаг

Цель: осознание детьми представлений о мире взрослых, мире семьи и собственного отношения к миру взрослых, миру семьи, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы, малыми фольклорными формами, предметами коллекционирования;

укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения ребенка к миру взрослых, миру семьи.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к героям на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).

2. Формировать у детей умение понимать и «примерять на себя» поведение литературных героев.

3. Формировать у детей умение оценивать возникшую проблемную ситуацию и, сопоставив себя с литературным героем, предлагать пути ее решения.

4. Формировать у детей умение использовать сюжеты произведений художественной литературы и малых фольклорных форм, предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

сказки

Утро

Этическая беседа «Смелый поступок моего папы»

Мой герой
В воскресенье, как-то раз,
Папа мой котенка спас.
Кот на дерево забрался -
Он собак больших боялся.
Папа всех собак прогнал
И котенка мне достал.
Очень хочется мне тоже
Быть на папочку похожей.
Потому что папа мой
Для меня теперь герой!
Т. Дубовская

 

Словесное творчество с детьми:

Утро настало-вставать пора

Разбужу я папу: «На зарядку пора!»

1-2 вправо, 3-4 влево

Присели, встали, на пробежку побежали

Прогулка

Загадки о профессиях папы:

Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?

(Учитель)

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?

(Врач)

Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …

(Ветеринар)

Бередят его сознание
Все пернатые создания.
Друг грачей, ворон, синиц,
Изучает он всех птиц.

(Орнитолог)

Он – друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий,
Крепко держит поводок.
Учит он в собачьей школе,
Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать.
(Кинолог)

Вечер

Посиделки «Добрые слова для папы»

Пословицы и поговорки о папе.

Спортивный праздник «Самый ловкий, самый смелый!» (Выявить физические возможности пап. Способствовать повышению чувства гордости у детей за отцов.)

???

«Что говорят дети о своих папах».

Создание выставки моделей из конструктора (разные виды транспорта)

Выпуск газет с мамами «Расскажу я вам про папу…!» (побудить родителей к проявлению творчества)

Конкурс «Мой папа мастер» (поделки из бросового материала)

4. Шаг совершенствования

Цель: реализация детьми представлений о мире взрослых, мире семьи, полученных в ходе знакомства с произведениями художественной литературы, малыми фольклорными формами, предметами коллекционирования, в действиях и деятельности.

Самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию мира взрослых, мира семьи.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся литературный опыт, образцы поведения героев литературных произведений и малых фольклорных форм при решении проблемных ситуаций.

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

3. Формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Прогулка

Вечер

Чтение В. Драгунского «Подарок» из серии Денискины рассказы. Беседа из личного опыта

Совместный досуговый вечер «Нам вместе весело!» (Привлечь родителей к организации мероприятия, вызвать положительный эмоции, сплочение семей)


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме «______________________»

Возрастная группа: старшая

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:  

Дидактические единицы:

Образовательные задачи (по ОО).

1 ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2 ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

3 ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления заданий и результатов деятельности:

Материальные средства для деятельности детей:

3. Дидактический материал:

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотива ционно-целевой

Содержательно-деятельностный

Оценочно-рефлексив ный

Методы и приемы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"

Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов)

Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов) Информационные технологии конечного пользователя. Автоматизированное рабочее место. Электронный офис. Офисные технологии, п...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...

Игровые технологии в практике работы преподавателя педколледжа

В статье рассматривается актуальность использования игровых технологий в настоящее время....

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы МДК.02.01. «Методика организации досуговых мероприятий» «Методика и технология культурно-досуговой деятельности»

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по ПМ.02 «Организация досуговых мероприятий», МДК.02.01. «Методика...

Консультация для педагогов.«Культурные практики дошкольников».

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов...