Курская дуга
план-конспект урока на тему

Наумова Марина Анатольевна

Материал о великих сражениях ВОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курская Дуга (слайд 1)

Цели урока.

  • Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы.
  • Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
  • Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: Индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия:  активная оборона, упреждающий удар  

Оборудование урока:

  • учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России” XX – начало XXI века
  • карта “Великая Отечественная война”,
  • видеоматериалы по Курской битве, презентация.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
  2. Повторение и актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Задание на самоподготовку. Оценка знаний.

Преподаватель. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, сравнить ее со Сталинградом, определить значение. В ходе урока нужно заполнить следующую таблицу:

Коренной перелом в ходе войны

Линии сравнения

Сталинградская битва

Курская битва

Дата

 

 

Название операции

 

 

Цели

 

 

Подготовленность

 

 

Используемая техника

 

 

Значение

 

 

Первая часть таблицы о Сталинградской битве заполняется в начале урока. Один человек выходит к доске. Обозначает на карте место сражения, заполняет таблицу. Пока он работает с таблицей, идет повторение.

Фронтальный опрос.

Вопрос: Назовите даты начала и окончания  Великой Отечественной войны

Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945.

Вопрос: Назовите этапы войны.

Ответ: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома

1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап.

Вопрос: Назовите основные события начального этапа.

Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда.

Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны?

Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской.

Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома в Великой Отечественной войне?

Ответ: Сталинградская и Курская битвы.

Преподаватель. Проверяем таблицу – Сталинградская битва.

Дата

17 июня 1942 – 2 февраля 1943 год.

Название операции

“Уран”, “Кольцо”

Цель

Не допустить захвата фашистскими войсками важного стратегического пункта и перекрытия транспортного пути, потери кавказской нефти, марганцевой руды.

Подготовленность

В начале битвы советские войска не готовы, не ожидали наступления на данном направлении; к ноябрю 1942 г. обстановка стабилизировалась, перевес на стороне СССР.

Используемая техника

Танки, штурмовые орудия, самолеты.

Итог

Победа советской армии. 330 тысяч немецких солдат взяты в плен.

Значение

Начало коренного перелома и массового изгнания немцев с советской земли.

Преподаватель: Итак. Фашисты потерпели поражение в великой Московской битве. Им нанесли сокрушительный удар у города Сталинград. После поражения в Сталинградской битве фашисты откатились на многие километры на запад. В результате боевых действий 1942 года и начала 1943 года в районе Курска образовался большой выступ, очень соблазнительная для немцев позиция – окружить и разгромить значительную группировку наших войск. (Показываем на карте). Так родился замысел наступательной операции, которую Гитлер назвал «Цитадель». Для осуществления своих замыслов, фашисты сосредоточили здесь свои отборные силы – 50 дивизий (1 дивизия 12-24 тыс. человек = 1000000 человек).

Гитлер перед началом операции «Цитадель» говорил: «С сегодняшнего дня вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен Советской Армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения зависит все». Замысел операции состоял в том, чтобы двумя ударами из района Белгорода и Орла окружить и уничтожить Советские войска в Курском выступе.

Операция «Цитадель» немцами готовилась в строжайшей тайне. Но советское командование своевременно разгадало замысел врага. Уже с весны 1943 года началась подготовка оборонительных сооружений. Удалось затем установить точно до минут время перехода немецких войск в наступление. К Курску было направлено огромное количество боевой техники и солдат. С апреля по июль в районе Курского выступа соорудили восемь линий оборонительных рубежей. Главная полоса обороны представляла собой гигантскую дугу. С севера Курский выступ защищали войска Центрального фронта, которыми командовал генерал К. К. Рокоссовский. С юга Курский выступ защищали войска Воронежского фронта генерала Н. Ф. Ватутина. (Слайд 3)

Преподаватель. Предложение Геннадий Константинович Жукова – активная оборона, изматывание противника и переход в наступление. Предложение Константина Константиновича Рокоссовского – упреждающий удар.

 ( Слайд 2 ) Преподаватель. Началась битва. Пошла в атаку новая боевая техника фашистов. Во время Курской битвы у них появились сразу два новых танка. Один из них фашисты назвали “тигр”, второй – “пантера”. Была у врагов и еще одна новинка – самоходное очень мощное орудие “Фердинанд”. (Слайд 4) 

  Преподаватель. С 5 июля 1943 года фашисты перешли в наступление. Но советские воины мужественно встретили врага, обрушив на него шквал огня из всех видов оружия.

 (Слайд 5 ) 

Преподаватель. Потерпев неудачу выйти к Курску с юга по кратчайшему пути, немецко-фашистское командование перенесло удар на Прохоровку. 12 июля 1943 года вблизи Прохоровки произошло небывалое танковое сражение, поддерживаемое большим количеством авиации и артиллерии. Одновременно с обеих сторон в нем участвовало более 1500 танков.

(Фильм 1)

 Преподаватель. Бой под Прохоровкой сыграл роль поворотного момента в наступлении гитлеровских войск. Отныне инициатива окончательно перешла к советским войскам.

Танковое сражение под Прохоровкой. (Слайд 6)

Преподаватель. Ответьте на вопросы, заполнив таблицу. Вопросы написаны на доске.

  1. Какую цель ставили немцы при планировании операции?
  2. Какие шаги предпринимало немецкое командование для подготовки наступления?
  3. Какая новая техника появилась у Германии и Советского союза?
  4. Назовите основное сражение Курской битвы?
  5. Итоги.
  6. Значение Курской битвы.

Проверка заполнения таблицы.

 

Курская битва

Дата

5 июля – 23 августа 1943 года

Название операции

Цитадель

Цель

Взять реванш за проигрыш под Сталинградом

Подготовленность

Огромная подготовка к операции, разработаны планы, превосходство в живой силе и технике.

Используемая техника

Танки, самолеты, САУ.

Значение

Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советской армии. Поднят боевой дух солдат. Началось массовое изгнание немцев. Вырос авторитет СССР.

После проверки идет сравнение Сталинградской и Курской битв.

Преподаватель. Самым страшным последствием любой войны  является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима.

Подвиг лейтенанта Горовца

(Слайд 7 - портрет Горовца. )

Преподаватель. В боях на Курской дуге прославила себя и наша авиация. Каждый самолёт делал 5 - 6 вылетов в день. 6 июля в день ожесточённых боёв по всему фронту стало известно имя лётчика Александра Константиновича Горовца, сбившего в одном бою 9 самолётов. За этот подвиг 28 сентября 1943 Указом Президиума Верховного Совета СССР летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1962 году на границе Белгородской и Курской области был открыт памятник Горовцу А. К. 

Преподаватель. Наравне с взрослыми героями становились и дети. Очень много детей участвовало в битвах ВОВ, в том числе и Курской битве. Это «Дети войны».  

Кого из детей участников Курской битвы вы знаете?

Коля Букин - ученик 5 класса 4 школы города Курска. Погиб в сражении под Прохоровкой.

Иван Суржиков – “курский соловей”, принимал участие в Курской битве.

Валя Пономарева – санинструктор, 14 лет, участница битвы на Огненной дуге. (Слайд 8)

Преподаватель. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. 23 августа был освобожден Харьков. Завершилась Курская битва.

Победа в Курской битве, показала Германии силу Красной армии. Над фашизмом навис призрак поражения в войне.

Историческая битва под Курском - одно из важнейших и решающих событий Великой Отечественной и всей Второй мировой войны.

 В честь великой победы под Курском, в честь взятия Орла и Белгорода объявлен салют победителям в Москве двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий. Этот салют был первым салютом победителям за годы Великой Отечественной войны. (Слайд 9) Великой победой Советской армии увенчалась грандиозная Курская битва. (Слайд 10) 

Преподаватель. А теперь подведем итог.

 Много людей погибло во время Великой Отечественной войны, но подвиг, который они совершили, отдавая свою бесценную жизнь за Родину, мы будем помнить всегда.

Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Выражаем искреннюю благодарность тем людям, которые прошли эту войну, тем кто воевал и защищал, тем кто отдал жизни. (Фильм 2)

 Закрепление

Преподаватель. Английский историк Алан Кларк в работе “Барбаросса” писал: (слайд) “..немецкое командование делало ставку на молниеносный удар с широким применением новой боевой техники – юнкерсы, короткая интенсивная артподготовка, тесное взаимодействие массы танков и пехоты….. без должного учета изменившихся условий за исключением простого арифметического увеличения соответствующих компонентов..”

Прокомментируйте это высказывание.

Ответ: Немцы использовали старые методы, увеличивая количество.

Преподаватель. Что можно сказать о советском командовании?

Ответ: Новая стратегия и тактика: активная оборона, упреждающий удар

Домашнее задание: пар.32 уч. История России 9 кл. А.А. Данилов, Л.Г, Косулина, М.Ю. Брандт.

Выставление оценок.

Список используемой литературы:

1.С. Алексеев “Черный день”

2.Гранин Д. А. Адамович А. Битва под Москвой; Хроника. Факты, Люди: В 2 кн. М.? 2001.

3.Невзоров Б.И. Московская битва: Феномен Второй мировой, М_ 2001.

4.Сталинградская битва июль 1942 - февраль 1943: Энциклопедия, Волгоград. 2007.

5.Сталинградская битва: Хроника, факты, люди. В 2-х книгах, М.., 2002.

6.Курская битва: Хроника. Факты. Люди: В 2 кн. М, 2003.

7.Ресурсы Интернет сайт www.festival.1september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Битва на Курской дуге

Слайд 2

Ку́рская би́тва 5 июля — 23 августа 1943 года

Слайд 3

К. К. Рокоссовский Н. Ф. Ватутин

Слайд 4

Танк «Тигр» Танк «Пантера» Самоходное орудие «Фердинанд» Немецкие танки

Слайд 5

Советские танки Т-34-76 ИС

Слайд 6

Танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года

Слайд 7

Подвиг лейтенанта Горовца

Слайд 8

Дети, участники Курской битвы Коля Букин – ученик 5 класса, погиб в сражении под Прохоровкой Иван Суржиков – 15 лет Валя Пономарева – 14 лет

Слайд 9

В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан первый за всю войну салют.

Слайд 10

Битва под Курском - одно из важнейших и решающих событий Великой Отечественной и всей Второй мировой войны

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ «Источники питания сварочной дуги»

ТЕСТ«Источники питания сварочной дуги»МДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки  ПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов ...

Урок мужества «Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге»

Внеклассное мероприятие - Урок мужества "Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге" для обучающихся 7-9 классов посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Реабилитация дуги

Статья посвящается решению задач по тригонометрии различного уровня сложности...

Методическая разработка классного часа на тему: Курская дуга

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся. Предлагаемое мероприятие предназначено дл...

Презентация к классному часу на тему: "Курская дуга"

Презентация к классному часу на тему: "Курская дуга"...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Курская Дуга"

Данная тема традиционно актуальна, так как роль Курской битвы, грандиозного сражения Великой Отечественной войны, переоценить нельзя. 75-летие Победы советского народа в Курской битве.Любовь к своему ...

Разгром на Курской дуге

В данной статье описаны события Великой отечественной войне, в частности разгрому немецко-фашистских захватчиков на Курской дуге....