Методическая разработка классного часа на тему: Курская дуга
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся. Предлагаемое мероприятие предназначено для: воспитания исторически-грамотных, активных граждан с чувством патриотизма и гражданской ответственности; привлечения творческих организаций к работе с молодежью, в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций; педагогов образовательных учреждений – с целью освоения педагогами инновационных технологий для проведения внеклассных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuskaya_bitva.docx800.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ: «КУРСКАЯ ДУГА»

Разработал: мастер ГБПОУ СПЦ № 5

Егорова Т.М.

с.Горнозаводск, ул. Советская 7

(№ тел-8-424-36-98-7-38)

с. Горнозаводск.


Пояснительная записка.

Методическая разработка классного часа на тему: «Курская дуга»

Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории»

Цели:

  1. становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,
  2. воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи:

  1. воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  2. формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных боевых традиций российского народа;
  3. воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине; чувства гордости и благодарности героям великой отечественной войны  за совершенные подвиги;
  4. воспитание у нашей молодежи готовность в нужную минуту встать под боевые знамена и до конца выполнить свой долг перед Родиной.

Область применения:

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся.

Предлагаемое мероприятие предназначено для:

  • воспитания исторически-грамотных, активных граждан с чувством патриотизма и гражданской ответственности;
  • привлечения творческих организаций к работе с молодежью, в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций;
  • педагогов образовательных учреждений – с целью освоения педагогами инновационных технологий для проведения внеклассных видов деятельности.


Цели:

  1. Воспитания чувства патриотизма.
  2. Полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом.
  3. Вызвать чувство законной гордости за свою родину, за доблесть и мужество её защитников.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о начале  Курской битвы.
  2. Привить уважение к славному прошлому нашей страны.

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила дальнейший ход всей второй мировой войны и её победный финал в пользу государств антифашисткой коалиции.

Битва под Курском в июле – августе 1943 года была одним из важнейших рубежей на трудном и героическом пути советского народа к полной победе над гитлеровской Германией. Выдающаяся победа советских вооружённых сил над немецко – фашистскими захватчиками предопределила коренной перелом не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Немецкое верховное командование навсегда утратило стратегическую инициативу на советско – германском фронте и уже до конца войны было вынуждено вести только оборонительные операции любого уровня.

Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. в районе Курского выступа. В этой великой битве (известной также как Битва на Курской дуге) участвовали с обеих сторон более 4 млн. человек, было привлечено свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, около 12  тыс. самолетов, что было значительно больше, чем это имело место в битвах под Москвой и Сталинградом.

Развернувшиеся на Курской дуге крупные танковые сражения не имели себе равных за все время минувшей войны. В этом сражении приняли участия все пять наших танковых и механизированных корпусов. Курскую битву по праву называют величайшей танковой битвой второй мировой войны.

Курская битва, включающая в себя три крупные стратегические операции советских войск – Курскую оборонительную, Орловскую Белгородско-Харьковскую наступательные, - характерна огромным пространственным размахом, исключительной напряженностью ожесточенностью сражений.

После поражения немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1942-1943) и в ходе зимнего наступления Красной Армии немецко-фашистское командование, планируя летнюю компанию 1943 г., решило провести крупное наступление на северо – германском фронте с целью вернуть утраченную стратегическую инициативу. Для наступления противник избрал глубоко вдававшийся в расположение его армий так называемый Курский выступ, который образовался в ходе зимнее - весеннего наступления советских войск. Планом операции намечалось внезапными сходящимися ударами в общем направлении на Курск окружить и уничтожить группировку советских войск и в случае успеха развивать наступление в глубь. Операция получила название «Цитадель» и должна была явиться исходной для других наступательных операций летней кампании 1943 г. Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантера».

Для проведения операции « Цитадель» привлекались лучшие генералы вермахта и наиболее боеспособные войска. Всего в группировке насчитывалось свыше 900 тысяч солдат и офицеров, около 10 тысяч орудий и миномётов, до 2700 танков и штурмовых орудий, более 2 тысяч самолётов. Это составило около 70 процентов танковых, 30 процентов моторизованных и 20 процентов пехотных дивизий, а также свыше 65 процентов боевых самолётов, действовавших на советско – германском фронте, которые были сосредоточены на участке, составляющем около 14 процентов его протяженности. Разрабатывая операцию «Цитадель», политическое и военное руководство фашисткой Германии усилило идеологическую обработку населения страны и армии. Так, Г. Гиммлер на совещании с офицерами танкового корпуса СС ещё в апреле 1943 года подчёркивал идею беспощадной войны против СССР…

«…Здесь, на Востоке, решается судьба. Здесь русские должны быть истреблены и как люди, и как военная сила и захлебнуться в собственной крови… »

В конце мая - начало июня 1943 года противник начал осуществлять массированные налеты на железнодорожные магистрали в районе курского выступа и особенно на Курск. В течении суток 2 июня 1943 года противник осуществил два крупных налёта: дневной и ночной. В дневном участвовало 543 самолёта. Налет продолжался 10 часов. Ночью противник нанёс ещё один массированный налёт, а котором участвовало 300 самолётов. Таких налетов не было больше нигде за всю войну.

С самого начала войны такая задача по созданию обороны нигде не ставилась и не выполнялась в таких масштабах. За два с небольшим месяца была создана мощная оборона на курском направлении войсками фронтов при активном участии населения прифронтовых областей: Курской, Брянской, Белгородской, Харьковской и др. Войска за довольно короткое время выполнили колоссальный объём инженерных работ. Официальные опубликованные  цифры по ним вызывают восхищение и глубокое уважение к тяжелому солдатскому труду. Руководствуясь лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!», труженики тыла успешно и своевременно выполнили задачи по обеспечению Красной Армии продовольствием, вооружением, боевой техникой и материально – техническими средствами. Вся эта колоссальная работа , трудно поддающаяся воображению работа воинов в боевых условиях подкреплялась систематическим политико – воспитательным обеспечением на всех уровнях.

По особенностям, характеру, масштабам, результатам сторон и последствиям вооруженной борьбы Курская битва подразделяется на два этапа: первый этап – стратегическая оборонительная операция фронтов, которая проводилась с 5 по 23 июля 1943 года; второй этап – контрнаступление советских войск, в ходе которого было проведено две стратегические наступательные операции: Орловская операция с 12 июля по 18 августа 1943 года под кодовым наименованием «Кутузов» и Белгородско – Харьковская операция с 3 по 23 августа 1943 года – «полководец Румянцев».

Наступление немецких войск было назначено на 5 июля в 3 часа утра. Поэтому командующие фронтами в 2 часа 20 минут провели контрартеллерийскую подготовку по группировке немецких войск, что задержало наступление на два часа. Противнику был нанесён ощутимый урон, нарушило управление войсками.

В 5 часов 30 минут 5 июля началась величайшая и ожесточённая Курская битва, определившая в конечном счёте коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Немецкие войска главный удар наносили в направлении Ольховатки , где развернулись самые ожесточённые бои. 12 июля 1943 г. в районе Прохоровки произошло одно из крупнейших в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон  участвовали до 1500 танков и самоходных орудий и крупные силы авиации. Враг перешел к обороне, а 16 июля начал отводить свои силы. На огромном поле перемешались наши и вражеские машины. Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. Танки шли на танки. Советские воины и на земле, и в воздухе показали яркие примеры массового героизма. Ожесточенная борьба развернулась и в воздухе. Истребительная авиация ВВС фронта вела интенсивные воздушные бои с налетающей авиацией противника. В ходе ожесточённых оборонительных сражений советские войска обескровили ударные, боеспособные группировки противника. Оборона под Курском оказалась непреодолимой для врага благодаря мужеству и героизму советских воинов, которые насмерть стояли на занимаемых рубежах и позициях, защищая их до последней капли крови. Удар группировок  врага был настолько всесокрушающим, что его можно было выдержать только на грани человеческих возможностей: и физических, и моральных. Только советский солдат сумел выстоять в этой борьбе, отразить натиск врага. 19 июля войска Воронежского и Степного фронтов перешли к преследованию и отбросили врага на исходный рубеж. Операция «Цитадель» провалилась, врагу не удалось повернуть ход войны в свою пользу.26 июля немецко – фашистские войска были вынуждены оставить Орловский плацдарм. 29 июля был освобождён Волхов. Контрнаступление на Белгородско – Харьковском направлении осуществляли войска Воронежского и Степного фронтов, оно началось утром 3 августа после мощной артиллерийской и авиационной подготовки. Обойдя узлы сопротивления, советские войска продвинулись до 20 км и  5 августа 1943 г. освободили Орёл и  Белгород.  Вечером в столице нашей Родины – Москве впервые в ходе Великой отечественной войны озарилось огненными залпами артиллерийского салюта. Он возвестил о выдающейся победе Советских Вооруженных Сил – освобождении старинных русских городов Орла и Белгорода, о том, что контрнаступление одной из наиболее грандиозных битв войны – Курской битвы – победоносно развивается.

МИРНОЕ НЕБО

Об этом надо помнить, об этом надо знать.

Сегодня небо над страною сияет мирной синевой,

лишь потому, что в том сраженье мы победили в час лихой.

Под Прохоровкой есть большое поле.

Сейчас там Памятник стоит в честь всех,

кто здесь сражался, в честь всех, кто здесь погиб.

Героям СЛАВА. ЧЕСТЬ погибшим.

Им всем бессмертие дано. Они закрыли путь фашистам.

Сражение в историю вошло.

В ходе битвы было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых, общие потери составили  около 500 тысяч человек личного состава. Было уничтожено или повреждено 1500 танков и штурмовых орудий, свыше 3700 самолетов.

Поражение под Курском вызвало резкое падение морального духа немецко – фашистских войск. Позорный провал «генерального наступления» гитлеровцев на Курской дуге, вторично после Сталинграда, потряс до основания всю германскую военную машину. Немецко – фашистское командование вынуждено было отказаться от запланированного на 1943 г. вторжения в Швецию с целью ее захвата и порабощения.

Но и эта выдающаяся победа досталась советскому народу тоже очень дорогой ценой. В ходе битвы потери советских войск составили 863303 человека, в том числе убитыми 254470 человек. Потери в вооружении тоже были огромны: 6064 танка и САУ, 5144 орудия и миномёта, 1626 боевых самолётов. В связи с выше изложенным о потерях советских войск в Курской битве следует особо подчеркнуть, что за словами «великая», «блестящая» и «выдающаяся» победа на поле брани всегда стоят имена десятков и сотен тысяч людей, беззаветно и сознательно отдавших свои жизни в силу исключительных обстоятельств боя и сражения за честь, свободу и независимость своей Родины. Память об этих людях всегда должна быть незабвенна и священна как для нынешнего, так и для грядущих поколений.

Одним из важнейших и, естественно, самым главным источником победы на Курской дуге явились самоотверженность, мужество, отвага и героизм бойцов и командиров Красной Армии, стойкость к обороне, решительность в наступлении, готовность к любым испытаниям и трудностям, с риском для жизни ради разгрома врага. Основой этих высоких морально – боевых и психологических качеств были: чувства патриотизма и любви к своей Родине, ненависть к захватчикам, носителям человеконенавистнической идеологии, высокая ответственность за выполнение гражданского и воинского долга.

Важным фактором, повлиявшим на достижения победы под Курском, было то, что возросшие возможности советской промышленности позволили вооружить сухопутные войска и авиацию передовым по тому времени вооружением и боевой техникой в значительных количествах, что оказало влияние и на организацию структуры войск. Другим, не менее важным источником победы в Курской битве явилась систематическая и настойчивая политико – воспитательная работа, проводимая военными советами командующими фронтов и армий, политогранами – партийными и комсомольскими организациями и командирами соединений и частей по поддержанию и повышению морального духа войск, особенно среди рядового состава. Большое внимание уделялось увеличению прослойки коммунистов и комсомольцев среди солдат, сержантов и офицеров.

Успешному завершению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника. Партизаны произвели 1460 налетов на железнодорожные линии, вывели из строя свыше 1000 паровозов и разгромили свыше 400 воинских эшелонов.

Победа советских войск в Курской битве имела огромное военное, политическое и международное значение. С этого времени и до конца войны советские вооруженные силы удерживали стратегическую инициативу в своих руках. В битве под Курском окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта.

Победа в битве под Курском и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой отечественной войны и всей Второй мировой войны.

Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями. Наиболее отличившимся 231 воину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Победа в битве под Курском и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой отечественной войны и всей Второй мировой войны.


После боя под Прохоровкой

Он опустился на станину,

Едва земли утихла дрожь.

Дым заволакивал долину,

Ложился копотью на рожь.

Заглохли навсегда моторы.

А он сидел и жив, и цел,

Уже забыв про танк, который

Поймал в мутнеющий прицел

На гильзе солнце заиграло.

Да было слышно в тишине,

Как пламя танки дожирало,

Гудя на вспученной броне

Полынь качалась на пригорке.

Стрижи сновали в синеве.

Он пуговку от гимнастерки

Искал в истоптанной траве.

Лишь где-то хлопали зенитки.

А он, воды напившись всласть,

Все щурился, и тонкой ниткой

В ушко иглы не мог попасть…

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.


Используемая литература:

  1. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Том 5. В.Заливако.
  2. Журнал – сборник «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 5
  3. Журнал – сборник «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 12



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....

Презентация к классному часу на тему: "Курская дуга"

Презентация к классному часу на тему: "Курская дуга"...