Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины и профессионального модуля
учебно-методический материал на тему

Данный материал будет интересен методистам профессиональных образовательных организаций, а также преподавателям колледжей и техникумов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ob_umk.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины и профессионального модуля в колледже

1. Назначение и область применения

  1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые по всем специальностям колледжа на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
  2. Наличие УМК по всем дисциплинам учебного плана, разработанных с использованием инновационных методов обучения, является непременным условием высокого качества подготовки специалистов, успешного прохождения процедуры лицензирования и аккредитации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) специальности (направления подготовки).
  1. Общие положения
  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»; Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»); Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказом Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации средних учебных заведений» от 30.09.2005 г. (в редакции Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 г. № 885); Федеральными государственными образовательными стандартами СПО.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины/профессионального модуля (далее - УМК) – структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины / профессионального модуля, позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции, оптимально организовывать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.
  3. Методическая документация (типовые и рабочие программы учебных дисциплин; календарно-тематические планы; контрольно-оценочные средства учебной дисциплины; планы, конспекты или технологические карты учебных занятий; дидактический материал; методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы) разрабатывается преподавателями в рамках его должностных обязанностей.
  4. Целью УМК является учебно-методическое обеспечение эффективной аудиторной и самостоятельной работы студентов и сохранение преемственности в преподавании учебных дисциплин.
  5. Задачи УМК:
  • методическое сопровождение и консультативная поддержка учебной деятельности студентов по всем формам обучения;
  • нормативно-методическое обеспечение деятельности преподавательского состава при реализации конкретной дисциплины;
  • стандартизация методического обеспечения учебного процесса.
  1. Основными принципами формирования УМК являются:
  • соответствие содержания и объёма материалов требованиям ФГОС СПО и учебного плана специальности;
  • полнота обеспечения студентов учебно-методическими материалами;
  • доступность УМК для преподавателей и студентов;
  • обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины/ профессионального модуля, всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими освоить дисциплину/профессиональный модуль в отведенное учебным планом время;
  • наличие в методических указаниях описания процессов и процедур, необходимых для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочей программе дисциплины/профессионального модуля, а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами, в областях деятельности, рассматриваемых в дисциплине;
  • обеспечение студентов колледжа средствами самоконтроля уровня освоения дисциплины/профессионального модуля;
  • обязательное применение в преподавании дисциплины / профессионального модуля и отражение в УМК инновационных методов и технологий.

  1. Требования к учебно-методическому комплексу дисциплины / профессионального модуля
  1. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в учебно-методический комплекс, должны:
  • соответствовать ФГОС СПО по соответствующему направлению (специальности) и учебным планам;
  • соответствовать современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики в данной предметной области;
  • соответствовать особенностям профессиональной деятельности, сфере ее реализации и уровню квалификации выпускника данного образовательного направления (специальности);
  • соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей учебной дисциплины (профессионального модуля) и дисциплин предшествующих, последующих и изучаемых параллельно;
  • соответствовать принципам и нормам дидактики и педагогики среднего профессионального образования;
  • иметь логическую упорядоченность информации, образующей содержание учебной дисциплины / профессионального модуля;
  • иметь оптимальное соотношение между содержанием, способами и средствами реализации различных форм преподавания, изучения данной учебной дисциплины / профессионального модуля (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и т.п.), контроля и оценки достигаемых результатов;
  • соответствие особенностям индивидуального преподавательского стиля ведущего преподавателя;
  • соответствовать положениям нормативных документов, регулирующих образовательный процесс данного направления (специальности, специализации).
  1. В учебно-методический комплекс ежегодно могут вноситься изменения, учитывающие развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
  2. Учебно-методический комплекс должен оформляться в печатном и электронном видах.

  1. Структура УМК

Состав УМК должен включать следующие компоненты:

  1.  Титульный лист (Приложение 1);
  2. Лист содержания УМК;
  3. Нормативная и учебно-методическая документация:
  1. Выписка из ФГОС СПО (перечень компетенций по специальности).
  2. Выписка из учебного плана.
  3. Типовая (примерная) программа учебной дисциплины / профессионального модуля.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины / профессионального модуля (Приложение 2).
  5. Календарно-тематический план (Приложение 3).
  6. Учебно-методические материалы по дисциплине / профессионального модуля:
  1. материалы по теоретической части дисциплины/МДК: учебники (учебные пособия) или конспекты (тезисы) лекций;
  2. поурочные планы, конспекты или технологические карты занятий;
  3. практикум и методические рекомендации по организации и проведению практических (лабораторных) занятий;
  4. задания и методические рекомендации по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
  5. сборники задач и упражнений;
  6. сценарии тренингов, деловых игр и др. (при наличии индивидуальных заданий в рабочей программе);
  7. перечень дидактического материала;
  8. перечень наглядных пособий, мультимедийных средств обучения.
  1. Комплекты контролирующих материалов - КОС (Приложение 4)
  1. карта компетенций дисциплины, характеризующая результаты обучения;
  2. оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов (перечень заданий для контрольных работ, тесты, ситуационные задачи, кейсы, алгоритмы выполнения, перечень тем рефератов, эссе, докладов, перечень вопросов;
  3. оценочные средства для промежуточной аттестации студентов (перечень зачетных и экзаменационных вопросов, сборники тестов и ситуационных задач);
  4. материалы для проведения итоговой государственной аттестации выпускников (программы ГИА, вопросы, сборники тестовых заданий и ситуационных задач и др.);
  5. материалы для контроля остаточных знаний студентов.
  1. Комплект документов по выполнению курсовой работы (курсового проекта) и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта):
  1. методические указания (рекомендации) по работе над курсовыми работами и выполнением ВКР;
  2. тематика КР, ВКР + копия приказа;
  3. примерный план выполнения КР и ВКР;
  4. образцы выполнения КР и ВКР.
  1. Положения о …, утвержденные директором колледжа.
  2. Учебно-планирующая документация по видам практики:
  1. цели, задачи практики (выписка из ФГОС СПО по специальности);
  2. рабочая программа практики;
  3. календарно-тематический план по практике;
  4. программа экзамена (квалификационного) (при наличии в профессиональном модуле);
  5. комплект индивидуальных заданий;
  6. методические рекомендации по выполнению видов работ, предусмотренных программой практики;
  7. методические рекомендации по организации, содержанию и оформлению документации практики.
  1. Программа ГИА.

  1. Порядок разработки и утверждения УМК
  1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей), обеспечивающим преподавание дисциплины по каждой специальности с учетом специфических требований к формированию компетенций обучающихся. Предметная (цикловая) комиссия является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствие требованиям ФГОС СПО по подготовке студентов по специальности, за учебно-методическое обеспечение соответствующей дисциплины.
  2. Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму:
  • разработка и утверждение предметно-цикловой комиссией плана подготовки УМК по соответствующей дисциплине, определение сроков и ответственных за подготовку;
  • разработка рабочей программы учебной дисциплины, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению);
  • подготовка учебно-методических материалов по дисциплине согласно требованиям ФГОС СПО, методики проведения практических (семинарских, лабораторных) занятий, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, дидактических материалов, контрольно-оценочных средств, разработка содержания практики и т.д.;
  • систематизация и структурирование учебно-методического материала в процессе создания печатного и (или) цифрового экземпляра УМК;
  • апробация и корректировка материалов УМК;
  • передача материалов УМК для тиражирования в печатном или электронном формате.
  1. Порядок разработки УМК включает следующие этапы:
  • в первую очередь должен быть разработан УМК дисциплины / профессионального модуля или его компоненты ранее не существовавшие или полностью устаревшие и непригодные для применения в учебном процессе;
  • разработку УМК дисциплины / профессионального модуля осуществляет преподаватель(ли),ведущие данную дисциплину / профессиональный модуль;
  • разработанный компонент подписывает автор (авторский коллектив) колледжа.

1-ый этап 

  • подготовка к преподаванию новой дисциплины / профессионального модуля (до начала преподавания дисциплины / профессионального модуля). Разработка программ, методических указаний по освоению дисциплины / профессионального модуля, контрольно-измерительных материалов.

2-ый этап 

  • отладка УМК по дисциплине / профессионального модуля (через год после начала преподавания). Формирование теоретической информационной базы по дисциплине / профессиональному модулю и необходимых методических указаний для проведения аудиторных и внеаудиторных  занятий.

3-ый этап 

  • совершенствование УМК (через 2-3 года после начала преподавания). Насыщение УМК необходимыми для эффективного поведения занятий справочно-иллюстративными материалами, раздаточными материалами, совершенствования текстовых документов и т. п.

4-ый этап 

  • создание электронного учебника.

В дальнейшем осуществляется улучшение УМК на базе последних достижений в области деятельности, рассматриваемой в дисциплине / профессиональном модуле, новейших образовательных технологий и накопленного опыта в преподавании дисциплины / профессионального модуля.

Все компоненты УМК ежегодно в начале учебного года рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии, которая выносит решение о пригодности УМК к применению в учебном процессе.

  1. Подготовка и разработка УМК и его составляющих компонентов включается в индивидуальный план работы преподавателя, план работы цикловой комиссии на соответствующий учебный год и является обязательным элементом ведения образовательного процесса для преподавателя.
  2. Полный комплект документов УМК разработчика после одобрения на заседании цикловой комиссии согласовывается с методистом, утверждается председателем ПЦК, заместителем директора по УМР, директором колледжа.

Ответственность за содержание и оформление УМК возлагается на составителя, председателя цикловой комиссии, методическую службу колледжа, заместителя директора по УМР.

  1. Контроль осуществляет заместитель директора по УМР.
  2. Разработка рабочей программы дисциплины, материалов обучающего и контролирующего разделов должна быть завершена, а рабочая программа – утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии до начала обучения по дисциплине.
  3. УМК пересматривается не реже, чем 1 раз в 3 года, а также в случае изменения нормативных документов Министерства образования и науки РФ, ФГОС СПО.

  1. Организация контроля содержания и качества разработки УМК

Методический служба колледжа осуществляет периодический (один раз в семестр) контроль содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам / профессиональным модулям, входящим в учебные планы подготовки обучающихся по специальностям и профессиям.

  1. Хранение и использование
  1. УМК накапливаются и хранятся в методическом кабинете – в печатном и электронном вариантах, также у преподавателя-разработчика и председателя предметной (цикловой) комиссии. Электронный учебно-методический комплекс (далее - ЭУМК) публикуется на электронных носителях (компакт-диски, Internet-проекты, электронная компьютерная сеть) в целях поддержки и развития как основного учебного процесса, так и дистанционных технологий непрерывного образования.
  2. Основными пользователями УМК являются: преподаватели и студенты колледжа.
  3. По распоряжению директора колледжа, заместителя директора по УМР, методиста УМК предоставляются лицам, осуществляющим организационно-методические или иные виды контроля.

Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрено на заседании ПЦК

____________________________

Протокол №___ “__”______20__г.

_____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

“__”_______________20__г.

_______________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

«________________________________________________________»

специальности____________________________________________

(код и наименование специальности)

Москва

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...