Причины семейного неблагополучия и современной угрозы институту семьи
статья на тему

Лачина Ирина Анатольевна

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство и все это как следствие неблагополучия в семье. Социально кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira_lachina.docx125.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                             высшего профессионального образования

Московской области

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Творческий проект внеклассного мероприятия на тему:

«Причины семейного неблагополучия и современной угрозы

институту семьи»

                                                                                              Разработала:                                  

                                                                 Воспитатель общежития Лачина И.А.

                                               г. Дубна 2014г.

Оглавление

 Вступительное слово…………………………………………………………………………..        4

 Понятие семьи………………………………………………………………………………….5                      

 Функции семьи…………………………………………………………………........................5

 Роль отца и матери в семье…………………………………………………………………...9

 Общение в семье……………………………………………………………………………...12

 Типы семьи……………………………………………………………………………………14

 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия………………15

 Современные угрозы институту семьи……………………………………………………18

 Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи………………………………………………………………………………………… …19

Заключение…………………………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………………….  27

Тема внеклассного мероприятия:

«Причины семейного неблагополучия и современные угрозы институту семьи»

Актуальность темы: снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство и все это как следствие неблагополучия в семье. Социально кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.

Форма проведения внеклассного мероприятия: лекция с элементами беседы.

Цель: Познакомить подростков с причинами семейного неблагополучия и современными угрозами институту семьи. Способствовать формированию ответственного отношения к своей роли в семье

Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией к внеклассному мероприятию.

План внеклассного мероприятия:

 1) Вступительное слово

 2) Понятие семья

 3) Функции семьи

 4) Роль отца и матери в семье

 5) Общение в семье

 6) Типы семьи

 7) Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия

 8) Современные угрозы институту семьи

 9) Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи

10) Заключение

11) Список литературы

Ход  внеклассного мероприятия

 

1. Вступительное слово

      Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений; с другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом. В последнее время внимание социологов, демографов, психологов все больше привлекает молодая семья. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. В первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, родителями и детьми, — происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяется характер основных конфликтов и способы их преодоления. Решение о числе детей в семье и интервалах между рождениями также зачастую принимается в начальный период семейной жизни, а значит, изучение молодой семьи имеет прямое отношение к проблемам рождаемости.

      Возникающие сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены, прежде всего, тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.

       

2. Понятие семья

     Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

        Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

         Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

         Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

 3. Функции семьи

      Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с  потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

      Функции семьи глубоко историчны, тесно связанны с социально-экономическими группами.

       Если в прежние годы семья выполняла экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную функции. То применительно к современной семье основные функции семьи в обществе связаны с формами ее жизнедеятельности. Причем важно разделить их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой          - эмоциональные и социально -психологические потребности людей. Также важно отметить, что значение последних в современной семье возрастает.

        Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.

         Демографическая ситуация в России в последнее время складывается не наилучшим образом: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Наиболее распространенной является семья, состоящая из 2-3 человек. А на супругов детородного возраста все больше распространяется установка на бездетность. Это связано в первую очередь с растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным        кризисом и другими причинами.

          Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с воспроизводством средств к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, так как она имеет природнобиологическую основу. В основе данной функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит как от доходов, так и от характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

Воспитательная функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественнобиологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.

Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:

Определенные социальные ориентации;

Необходимые ценностные ориентации;

Общественно-полезные навыки - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Человек социален по своей природе, следовательно, ему присущи собственно "социальные потребности". Иногда они оказываются столь же острыми как, например, потребность в пище, в отдыхе и т. п. К ним, прежде всего, относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоуважении (в занятии известного места в группе), в "самосознании", то есть ощущении своей "самостоятельности и отдельности от других".

Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И эти ориентации складываются не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

Функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуре общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается представление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Сферу духовного и эмоционального общения часто отождествляют с рекреативной и коммуникативной семейными функциями. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, финансовое положение, успехи или неудачи. Выражение "мой дом - моя крепость" хорошо выражает эту мысль, потому что здоровая неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Сейчас, когда общество и государство не могут обеспечить бесплатное медицинское обслуживание, гарантировать безопасность граждан и т. п., эти функции все чаще реализуются семьей, роль которой в обеспечении нравственно-психологической защиты своих членов возрастает. Можно говорить и о получении эмоциональной поддержки, удовлетворении потребности в личном счастье и любви, то есть о реализации фелицитологической функции в семье (от итальянского "фелиците" - счастье).

Досуговая функция также ставит целью поддержание гармонии в семье ее членами. Она предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке. Совместный отдых с детьми - фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Организация семейного досуга - это и социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи.

Сексуальная функция - соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители.

Отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье на фоне социально-экономического кризиса и резкого понижения уровня жизни приводят к половой распущенности, деморализации в сфере полового поведения, проституции как форме девиантного поведения, выражающейся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату.

           Итак, функции семьи отражают связь семейной группы с обществом, находятся в постоянном взаимодействии, вытекают из требований самого общества.

4. Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и ничем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену.

Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом  собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. - вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает, единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитанию детей их проживание в неблагополучных семьях  - среди таких детей гораздо выше  количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.  

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это, прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли “мамы” выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных в роли матери, которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

         Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

5. Общение в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально - психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам...”.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

6. Типы семьи

Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Асоциальные семьи - те семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

7. Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия

В рамках данной темы речь идет именно о неблагополучных семьях, характеристику которых я хотела бы дать сейчас. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Хотелось бы написать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные

C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, как я уже сказала, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:

Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой специфики.

Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Среди психолого-педагогических и медико-психологических причин семейного        неблагополучия        необходимо отметить в первую очередь нарастание отчуждения между детьми и родителями.

Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы.

7. Современные угрозы институту семьи

C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса, индивидуализма и либерализма, получила своё законченное выражение в идеологии постмодернизма.

Постмодернизм - явления в культуре и общественной жизни современных европейских и англосаксонских стран.

Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных        вариантов        постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой депрессии, экзистенциального вакуума, эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Постмодернизм явился результатом отрицания: а) духовного достоинства человека; б) высокой осмысленности его существования; в) нравственных норм и ценностей.

Аксиологический (эмоционально-оценочный) плюс культурнонравственных ценностей поменялся на минус. Негативные личностные качества человека: агрессивность, жестокая расчетливость, соблазнительная похотливость, мошенничество, преступная дерзость, - культивируются как достойные уважения, как способные приносить успех в жизни. Напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство стали стилем современного постмодернизма. Опасность заключается в том, что молодые люди, стремясь подражать такому образу голливудских героев и героин, чаще всего либо погибают физически, либо заболевают душевно, либо попадают в тюрьму. Пропаганда порока как социальной нормы, ориентация на асоциальный и антисоциальный образ жизни как наилучшего в жизненных устремлениях молодёжи - всё это делает создание и сохранение благополучных семей очень затруднительным или даже невозможным.

8. Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи.

Апостасия - отход от Божественных Законов бытия. Человек, отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг знакового культа, глупые капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими натурными взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.


C:\Users\2BA0~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Оккультизм - верования в астрологию, магию, другие демонические учения. Растеряв, благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам,  колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей (мужем/женой, соперниками/соперницами) при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях (по разным причинам) может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишатся свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

Гламур — роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодежи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативно-информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость ценность, достоинство человека определяется наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных авто, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной тусовке. Человек измеряется вещами и сам становится вещью. (Мужчина покупает благосклонность «объекта» своего внимания; женщина продаёт свою сексуальность «богатенькому буратино»). Развлечения, азартность, безумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур - это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушенных людей тем, что на самом деле не имеет и не может дать счастье. За вычурной эстетизацией внешних форм скрывается пошлость низменных влечений; под циничной риторикой - унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми», - всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоких личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Кумирство - это ментальная подмена, искажённая форма идентификаций в современной субкультуры, паразитирующая на потребности подростков жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью, модной «крутизне» в одежде, финансовой состоятельности, даже пороками. Карьера в шоу-бизнесе очень часть сопровождается полным попранием всех моральных норм и ценностей. Подражания своим кумирам в поведении, молодые люди будут: с лёгкостью преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношениях с близкими людьми. Формируется навык безответственного поведения. А семья можно существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом, детьми и своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной» свободы и семейным долгом.

Алкоголизация, наркотизация, сексуализация подростков и юношества. Пропаганда в молодёжной среде опьянено-развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные наркотики. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно и необходимо создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодна, у 21 % мужчин от 20 до 30 лет — импотенция.

Агрессивность - умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинистского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, «вынужденного выживать среди себе подобных», привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины — оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции — отрицание прирообусловленных норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств. Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедовавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические TV-передачи и либеральные СМИ. «Творческие деятели» постмодерна на основе того, что уже создано в литературе и искусстве: размышляя, - извращают; синтезируя, - унижают; конструируя, - разрушают; слушая, - иронизируют, рассказывая, - кощунствуют. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой (либоре), современным способом самовыражения.

Социально-психологические условия построения и существования семьи в обществе

Интерпретации социальнопсихологических условий сохранения семьи в духе постмодернизма

Сохранение традиционных христианских ценностей

Тоталитаризм,

Ответственность, чувство долга

Глупость

Верность

Ограничение удовольствий

Взаимные обязательства

Ограничение свободы

Иерархия, порядок

Параноидальность

Рождение детей

Опасность потери сексуальности (для женщины); ненужная обуза (для мужчины)

Труд по жизнеобеспечению

Удел ничтожных людей

Семья

Анахронизм

Идеалом постмодернизма является хаос (хаосмос) первоначальное состояние неупорядоченности, состояние «нескованных возможностей». Легкомысленность, безответственность и карнавализация сознания стали характерным содержанием жизни молодых поколений.

Во всем этом ярко выступает одна черта, никогда прежде не заявлявшая о себе с такой силой: неудержимая тяга современного человека ко всякому необычному, экстремальному опыту. Она же видна и в другом характерном явлении современности - в постоянном росте популярности и разнообразия практик трансгрессии, в которых человек преступает тот или иной запрет, норму, закон. Сюда входят самые различные вещи - открытые нарушения норм морали, акты религиозной профанации и кощунства, садомазохистские извращения, насилия и кражи, делаемые ради острых ощущений, - вплоть до актов суицида и терроризма. Создание семьи при этом становится фактически невозможным.

Общественные явления, разрушающие семью

Интерпретации их в стиле постмодерна

Уход от реальных забот

Освобождение от унизительного быта

Фэнтази, мистификация

Истинное мировосприятие

Оккультизм

Знания посвященных

Влечение к азартным играм, экстремальным занятиям

Состояние «нескованных возможностей»

Сексуальная распущенность

Культ, право на субъективный опыт

Леность

Шарм

Безделье

Творческая депрессия

Аборты

Завоевание феминизма

      Драки, ссоры, оскорбления              Искренность выражения              чувств

Человечество оказалось перед лицом неконтролируемости собственных деструктивных инстинктов. Отсутствие мировоззренческих ориентиров, значимых авторитетов, осознанных нравственных целей и духовных перспектив, привело общество к угрозе разрушения института семьи. На месте провозглашённой 200 лет тому назад «бесконечной лестницы прогресса» оказался цивилизационный тупик. Предвидеть, как сложится судьба отдельного человека - невозможно, но видеть, как может развиваться или разрушаться то или иной общество - необходимо. Социальная целостность основана не только на территориальном единстве, но, главным образом, на единстве базовых ценностей. Общность смыслового пространства народа включает единые жизненные целеполагания. Отрицание традиций, безнравственный индивидуализм ведёт к нездоровой конкуренции и конфронтации. Это наблюдается не только в социуме, но даже в кругу близких людей, что и является первопричиной разрушения нравственных устоев семьи и общества.

Заключение

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становиться дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является: формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями;

включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов успешной социализации человека;

восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;

творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Список литературы

Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития //Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2005

Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В., Дремова Е.Г. Духовные потребности и бытовые условия жизнедеятельности семей, специалистов учреждений социального обслуживания //Отечественный журнал социальной работы№ 1 -М.,2005

Васильева В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства //Отечественный журнал социальной работы№4- М.,2003

Дивицина Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006

Зумакулов Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики - Нальчик, 1998г.

Лазарев А.И.,Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В. Трансформация

института современной семьи:        проблемы        семейной социализации

//Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004

Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства - М., 2003г.

Олифиренко Л.Я., и др. Социально - педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002

Савина Л.И., Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы // Отечественный журнал социальной работы №4-М., 1996г.

Татидинова Т.П. Россия —        20-х гг. XX соотношение:

исследование причин и состояния девиантного поведения // Юрий - правовведение. 2001, №1.

Хижаева Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в

социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной

жизненной ситуации //Отечественный журнал социальной работы№3- М.,2003

Шилунова Ж. Социальная справедливость и девиантность // Рубеж, №13-14, 1999.

Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия

Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. - М. - Тверь, 1998.

Клейберг Ю. А. Психология формирования здорового образа жизни

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе....

Профилактика семейного неблагополучия. Проект "Летние каникулы".

Ввиду отдаленности постоянного места жительства, материальных трудностей, различных семейных обстоятельств, транспортных проблем обучающиеся школы-интерната большую часть года проводят в интернате, вн...

Проблемы современного британского общества. Британская семья. Семейные ценности

Материал предназначен для преподавателей английского языка. Содержание материала изучается в разделе "Британская семья. Семейные ценности" в курсе дисциплины "Лингвострановедение"....

Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

В целях осуществления комплексного подхода в работе, психолого-педагогической помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних разработана комплексная п...