Профилактика семейного неблагополучия. Проект "Летние каникулы".
статья на тему

Ирина Николаевна Сутормина

Ввиду отдаленности постоянного места жительства, материальных трудностей, различных семейных обстоятельств, транспортных проблем обучающиеся школы-интерната большую часть года проводят в интернате, вне семьи. Таким образом, у детей утрачиваются представления о социальной значимости семьи, о традиционных семейных ценностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sutormina_i_n_proekt.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Сутормина И.Н., воспитатель

ГБОУ АО «Савинская СКОШИ».                                                                                                  п. Савинский, Плесецкий р-он.

Профилактика семейного неблагополучия.

Проект «Летние каникулы».

  Савинская  школа-интернат  является единственным специально-коррекционным образовательным учреждением в Плесецком районе.  В школе-интернате дети проводят 9 месяцев. Большинство детей проживают в семьях социального риска (малообеспеченных, многодетных, неполных). Ввиду отдаленности постоянного места жительства, материальных трудностей, различных семейных обстоятельств, транспортных проблем обучающиеся школы-интерната большую часть года проводят в интернате, вне семьи. Таким образом, у детей утрачиваются представления о социальной значимости семьи, о традиционных семейных ценностях. В плане профилактики семейного неблагополучия в 2016 году в группе мальчиков 1-3 классов был разработан и предложен проект «Летние каникулы». Реализация проекта была направлена на совместное проведение летних каникул детей и родителей, общую трудовую и учебную деятельность, укрепление взаимоотношений, авторитета родителей в семье и обществе. Основная цель проекта- объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей; привлечь родителей к активному участию в жизни своего ребенка; использовать летние каникулы, как важный аспект воспитания и развития. В ходе проекта предполагалось сформировать у родителей интерес к совместному отдыху с детьми в летний период.

   Семьям было предложено создать отчет «Альбом «Летние каникулы» (фотографии, рисунки, поделки, короткие рассказы), который помог бы закрепить представления детей о социальных явлениях, о значимости семьи в их жизни. Необходимость создания таких альбомов активизирует эмоции, память, стимулирует развитие собственной активности ребенка, а также побуждает детей и родителей отражать свои впечатления от совместного отдыха средствами продуктивной деятельности, повышает творческую активность.

   Благодаря совместно собранной информации об интересных явлениях в природе и социальной жизни, у детей появляется потребность рассказать о прожитых днях, что способствует развитию речи. А проанализированное вместе с родителями событие способствует становлению эмоционально близких отношений в семье.

    В течение года дети, рассматривая «Альбом летних каникул», показывали друг другу фотографии, картинки, рассказывали о самых интересных событиях летнего периода, что способствует развитию памяти и внимания.

Соблюдение режима дня и режима питания в летний период в начале нового учебного года позволяет детям с нарушением интеллекта безболезненно приступить к выполнению основных правил проживания и обучения в школе-интернате, т.к. рекомендуемые регулярные занятия в течение всех каникул позволяют закреплять умения и навыки самообслуживания, приобретенные в период обучения в школе-интернате.

     К участию в реализации проекта были привлечены специалисты, работающие в группе (психолог, логопед), а также классные руководители. Понимая значимость положительных семейных отношений в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта, все они предложили собственные рекомендации по изучению художественной литературы (согласно учебной программе) в летний период, а также упражнения для развития мелкой моторики в быту, в трудовой и творческой деятельности, например: снимать шкурку с овощей, очищать крутые яйца, чистить мандарины, лепить из теста печенье, пироги, перебирать крупу, открывать почтовый ящик, двери ключом, сматывать нитки в клубок, вешать белье, используя прищепки, рвать, мять бумагу и набивать ею обувь для хранения, полоть, мыть посуду, пол, хорошенько выжимая тряпку, вытирать пыль, мыть окна, стирать руками мелкие вещи (носки, трусы, носовые платки).

            На собрании в конце учебного года родителям были предложены варианты оформления альбомов летних каникул, рекомендации по сбору информации и анкетирование. В начале учебного года родители также заполнили анкеты, в которых отразили реальную совместную деятельность, предоставили информацию о проведении летнего отдыха.

           На основании полученной информации были сделаны следующие выводы: дети, обучающиеся в младшей группе в ГБОУ АО «Савинская СКОШИ», большую часть летних каникул провели по месту жительства с родителями или с бабушками (дедушками), проживающими в тех же населенных пунктах. Семьями были совершены запланированные путешествия в парк «Кенозерье», р. Онега, в г. Архангельск. Некоторые поездки не состоялись, ввиду материальных сложностей. Многие совершили короткие поездки по району.

           Режим дня соблюдался частично, дети ложились спать, согласно расписанию школы-интерната. Подобное соблюдение режима дня сказалось при переходе с летнего периода на проживание в школе-интернате. Несоблюдение правил питания также отразилось на завтраках и обедах, дети предпочитали бутерброды, хлеб, отказывались от полноценного питания (каш, супов, салатов).

           Все семьи привлекали детей к посильному труду: помощь в уборке помещений, деятельность в огороде, по хозяйству. Все дети привезли с собой поделки, рисунки. В основном это было копирование ранее изготовленных поделок. Немногие использовали краски в рисовании, в основном рисовали только карандашами. Многие родители закрепили с детьми работу с аппликациями по шаблону, с которыми ознакомились в июне.

            После устных воспоминаний о проведенных каникулах в группе пытались составить письменные рассказы. Только один мальчик самостоятельно смог описать событие (поход в гости к бабушке, встреча знакомых девочек), остальные составляли рассказы только по наводящим вопросам.

             Рисование в группе наглядно отразило деятельность детей в летний период, все использовали яркие цвета при изображении, изготовление поделок показало, что в летний период дети практиковались в работе с ножницами, кисточками, клеем, цветной бумагой.

            Все дети полностью или частично прочитали литературу, рекомендованную учителем и смогли выполнить короткий пересказ произведений.

            Реализация проекта показала, что родители ответственно отнеслись к  просьбе принять  участие в проекте «Летние каникулы». Некоторые семьи, не имея фотоаппаратов, не смогли предоставить снимки с летнего отдыха. Но рисунки, поделки, анкетирование, рассказы детей говорят о том, что родители проводили с детьми достаточно много времени, старались контролировать их местонахождение, организовывали совместную деятельность. В течении всего обучения в школе-интернате необходимо поддерживать интерес взаимоотношений детей, родителей и специалистов, поэтому реализация проекта «Летние каникулы» продолжается в теме «Наши каникулы!»

           В виде памяток семьям были предложены дополнительные рекомендации:

Лето- прекрасное время года. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

   Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку, постарайтесь соблюдать некоторые правила:

   - занимаясь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и их жизненный опыт;

   -следует помнить, что выезжая за город или путешествую по лесу, необходимо обсуждать с ребенком полученные впечатления;

   -всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе. Лето – это время укрепления, здоровья ребенка и от того, как он отдохнет, во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год;

   -старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов;

   -следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, фаст-фуд не принесут здоровья вашему ребенку;

   -выбирайте виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка;

   -выбирая экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, постарайтесь найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

   ПОЗВОЛЯЙТЕ: самостоятельно заправлять кровати, менять постельные принадлежности, принимать душ, мыть голову, тело, стирать мелкие вещи (носовые платки, носки), помогать по хозяйству, мыть посуду, вытирать пыль, подметать пол, ухаживать за животными, ухаживать за растениями и т.д

   НАПОМИНАЙТЕ: о ежедневном мытье ног и стирке носков, о 2-х разовой чистке зубов и полоскании ротовой полости после приема пищи, о необходимости начинать день с утренней зарядки

   ПОМОГАЙТЕ: при выполнении сложных заданий, при просьбе о помощи, при изготовлении поделок, аппликаций, гербариев.

   КОНТРОЛИРУЙТЕ: выполнение ваших распоряжений, просьб, указаний, качество выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины семейного неблагополучия и современной угрозы институту семьи

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внеб...

Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ

План мероприятий МБОУ Кулешовской СОШ №16 в 2015 - 2016 учебном году по профилактике семейного неблагополучия и жестокому обращению с детьми. СЕНТЯБРЬ ...

Выступление на ГУМО «Включение родителей в образовательный процесс учебного центра «Автоград» в целях пропаганды, профилактики безопасности дорожного движения и организации семейного досуга»

В работе представлено выступление на ГУМО «Включение родителей в образовательный процесс учебного центра «Автоград» в целях пропаганды, профилактики безопасности дорожного движения и...

«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

В целях осуществления комплексного подхода в работе, психолого-педагогической помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних разработана комплексная п...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время летних каникул)

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отражает один из ...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...