УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как мы уже говорили, в науке накоплен богатый материал по формированию исследовательской культуры обучающихся, однако недостаточно обобщен педагогический опыт формирования исследовательской компетентности студентов в среднем профессиональном образовании. К сожалению, не определены педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов, что приводит к необходимости разрешения противоречия между потребностью общества в специалистах со сформированными исследовательскими навыками и созданием педагогических условий для формирования исследовательской компетентности студентов в учебно-познавательной деятельности, особенно в период введения нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Формирование исследовательской компетентности студентов осуществляется на базе уже накопленных в процессе школьного обучения знаний и развивается в ходе овладения новыми знаниями, имеющими профессиональную направленность в учреждении среднего профобразования. В ходе исследования мы ограничили рассмотрение процесса развития исследовательской компетентности студентов в учебно-познавательной деятельности в период изучения студентами учебных общеобразовательных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла (I и II курс), т.к. несмотря на то, что данные области знаний имеют большие возможности для совершенствования исследовательских способов и приемов работы с информацией, данные дисциплины в СПО абсолютно лишены учебно-исследовательской составляющей, хотя именно они являются фундаментом изучения профессиональных дисциплин и модулей на старших курсах.

Анализ современного состояния изучаемой проблемы показал, что выпускник колледжа должен быть готов к исследовательской деятельности, а быть готовым к какой-либо деятельности - значит обладать качествами, необходимыми для выполнения функций ее субъекта. Исследовательская деятельность - это особый вид деятельности, она предъявляет специфические требования к качествам субъекта и является основой формирования исследовательской компетентности студента.

В эксперименте предполагалось выявить противоречия между необходимостью развития исследовательской компетентности студентов и недостаточно высоким уровнем методологической подготовки преподавателей; между наличием возможностей в учебном процессе учреждений профессионального образования для развития исследовательской компетентности студентов и недостаточным вниманием к созданию условий для их развития; между организацией учебно-исследовательской деятельности студентов исключительно в рамках выполнения курсовых и дипломных работ и необходимостью развития исследовательской культуры в образовательном процессе на протяжении всех лет обучения.

Выявление данных противоречий стало основанием для поиска наиболее эффективных условий развития исследовательской компетентности студентов средних специальных учебных заведений.

В соответствии с подходом Т.И. Шамовой [40, с. 48-52] к структуре познавательной деятельности нами определены следующие компоненты учебно-исследовательской деятельности студентов учреждения СПО:

Мотивационный компонент. Несмотря на то, что исследовательская деятельность выступает как средство развития личности студента в процессе овладения исследовательскими компетентностями, крайне актуальной остается ее профессиональная составляющая: учебное исследование сопровождается продуктивным общением студента-исследователя и авторитетных профессионалов, в роли которых выступают научный руководитель, консультанты, научные эксперты. Тем самым в полной мере моделируются условия реальной научно-исследовательской деятельности.

Ориентационный компонент исследовательской деятельности предполагает наличие цели как ее направляющего начала: формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения познавательной проблемы, которая не имеет заранее известного решения; формирование исследовательской компетентности как инструмента решения познавательной проблемы и т.д.

Содержательно-операционный компонент позволяет реализовать цели исследовательской деятельности и предполагает, что студент изначально владеет некоторой исходной совокупностью знаний законов, способов и приемов познания и исследовательских умений.

Ценностно-волевой компонент исследовательской деятельности основывается на устойчивой системе приоритетов мотивов и осознания важности реализации исследовательских целей. Однако главное заключается в освоении на практике данных знаний и умении применить их в будущей профессиональной деятельности.

Оценочный компонент исследовательской деятельности предполагает соотнесение этапов, промежуточных и итоговых результатов учебно-исследовательской деятельности с намеченным эталоном для установления результативности процесса учебного исследования и его выхода.

Данная научная рефлексия позволила уточнить перечень этапов учебно-исследовательской деятельности, который имеет единый состав вне зависимости от области исследования:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • подбор методик и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы.

Исходя из данных оснований и опираясь на научные исследования С.Г. Воровщикова и М.М. Новожиловой [30, c. 163-198], нами разработана следующая модель компонентов содержания исследовательской компетентности студентов учреждений СПО.

Таблица 1

Модель содержания исследовательской компетентности

студента учреждения СПО

Компоненты исследовательской компетентности студента

Содержание компонентов исследовательской компетентностей

 студента СПО

1. Когнитивный компонент, т.е. опыт учебно-исследовательской деятельности, зафиксированный в форме ее результатов (знаний)

Знания ценностно-нормативного характера, отражающие понимание смысла исследовательской деятельности

Знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования

Знания процедурного характера, отражающие представление о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем

2. Операционально-деятельностный компонент, т.е. опыт осуществления способов учебно-исследовательской деятельности в форме способности действовать по образцу (умений)

Учебно-управленческие умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и самоанализ исследовательской деятельности учащимся

Учебно-логические умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения познавательных проблем в ходе учебного исследования

Учебно-информационные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения познавательных проблем в ходе учебного исследования

3. Креативный компонент, т.е. опыт творческой деятельности в форме умений принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных познавательных проблемных ситуациях при осуществлении учебного исследования (процедур творческой деятельности)

Умения определять познавательные проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным, формулировать гипотезу по решению проблем, осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем

4. Ценностно-мотивационный компонент, т.е. опыт эмоционально-ценностных отношений при осуществлении учебного исследования (ценностные ориентации)

Осознание важности деятельностного характера учебного исследования, принятие ценности творческого подхода к решению познавательных проблем, принятие важности продуктивности каждого этапа учебного исследования

В результате моделирования мы сформулировали следующее определение: владение исследовательской компетентностью студентом учреждения СПО рассматривается как индивидуальный уровень владения системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование. Корректное проведение учебного исследования предполагает осуществление такой учебно-познавательной деятельности, когда студенты используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, применяют свои оригинальные решения познавательной проблемы, используют широкий круг информационных источников. При таких условиях учебно-исследовательская деятельность студентов подобна исследовательской деятельности ученых, однако сохраняет отличительные признаки:

  • проблематика приближена к содержанию программы среднего профессионального образования;
  • в результате учебного исследования доминирует субъективная научная новизна;
  • научный руководитель стремится обеспечить формирование и развитие исследовательской компетентности студентов в процессе учебного исследования.

В результате «объективным продуктом» исследовательской деятельности студента СПО может быть написание эссе, проведение физического эксперимента или анализ статистики; «субъективным продуктом» станет развитие его исследовательской компетентности, необходимой для дальнейшего профессионального роста.

При создании внутриколледжной системы управления учебно-исследовательской деятельностью студентов мы руководствовались следующими установками.

Во-первых, учитывая метапредметный характер исследовательской компетентности студентов, формирование данной компетентности не может быть эффективно осуществлено только посредством традиционных общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин. Необходим специальный элективный курс, обеспечивающий целенаправленное формирование мотивационных, теоретических и практических основ исследовательской деятельности студентов. Данный элективный курс, представляя студентам профтехобразования единые требования к корректному проведению учебного исследования, способен стать эффективным средством координации деятельности преподавателей общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, мастеров производственного обучения, руководителей учебной практики.

Во-вторых, проведение учебных исследований не должно является прерогативой наиболее способных студентов: в условиях профессионального обучения и перспективы работы над курсовыми и дипломными проектами все студенты должны быть вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность. Стоить заметить, что данное требование отражено в базисном учебном плане профильных классов, которые запланировано открыть в ГБПОУ КАТ №9 в 2015-2016 учебном году, где выделены часы на преподавание дисциплины «Индивидуальный проект» как обязательного компонента учебного плана. К сожалению, в учебном плане специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» подобная дисциплина отсутствует.

В-третьих, эффективное осуществление учебно-исследовательской деятельности студентов не может ограничиваться только рамками учебного процесса, этому должна быть посвящена учебная производственная практика в течение всех лет обучения, а показательным результатом работы всего колледжа стать, например, ежегодная Конференция проектных и исследовательских работ студентов.

Таким образом, внутриколледжная система управления учебно-исследовательской деятельностью студентов СПО представляет собой целостную совокупность содержания, методов и форм общеколледжной организации совместной деятельности преподавателей и студентов по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование (См. Схема 1).

Схема 1

Модель внутриколледжной системы управления развитием исследовательской компетентности студентов СПО 

Внутриколледжное управление системой учебно-исследовательской деятельности студентов должно скоординировать деятельность преподавателей и мастеров, работающих в одном курсе, руководителей производственной практики и представителей вуза, выступающих в качестве научных экспертов учебных исследований студентов и членов жюри на Конференции проектных и исследовательских работ студентов, и продемонстрировать на практике преемственность деятельности педагогов среднепрофессионального и высшего образования.

Внутриколледжное управление системой учебно-исследовательской деятельности студентов следует определить как непрерывную последовательность действий, осуществляемых должностными лицами, органами управления, структурными подразделениями колледжа, призванными разработать и обеспечить стабильное функционирование и устойчивое развитие целостной совокупности содержания, методов и форм общеколледжной организации совместной деятельности преподавателей и студентов по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.

В основу определения содержания функций внутриколледжного управления системой учебно-исследовательской деятельности студентов в условиях профессионального обучения нами положена точка зрения Ю.А. Конаржевского [13, c. 124] и Т.И. Шамовой [39, c. 19-56] на управленческий цикл: внутриколледжный анализ, планирование, организация, внутриколеджный контроль, регулирование. Матричная структура управления в большей мере соответствует такому объекту как развитие исследовательской компетентности студентов, так как предполагает вовлечение в этот процесс значительного количества преподавателей и мастеров, создания и освоения нововведений, требующих компетентных решений, учитывающих мнение большинства членов педагогического коллектива. Это предполагает взаимную согласованность деятельности традиционных предметно-цикловых комиссий преподавателей, структурных подразделений колледжа, обеспечивающих стабильность образовательного процесса, и временных групп преподавателей, инновационных органов управления, способствующих развитию образования, что обеспечивает достижение, с одной стороны, оперативности и простоты, а с другой – коллегиальности и компетентности внутриколледжного управления системой учебно-исследовательской деятельности студентов.

Таким образом, в ходе данного научного исследования была подтверждена гипотеза, что формированию учебно-исследовательских компетентностей студентов учреждений СПО будет способствовать теоретическая разработка и внедрение в практику целостного пакета управленческих, дидактических и методических рекомендаций, которые определят организацию учебно-исследовательской деятельности студентов СПО, а именно: элективного курса, обеспечивающего целенаправленное развитие исследовательской компетентности студентов; общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, способствующих реализации исследовательской компетентности обучающихся; исследовательской деятельности и образовательных проектов как компонента учебного плана; Конференции исследовательских и проектных работ студентов колледжа.

Внутриколледжное управление учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений среднего профессионального образования предполагает создание организационной структуры как способа взаимодействия должностных лиц, органов управления, структурных подразделений учреждения СПО, осуществляющих процесс управления, призванный разработать и обеспечить стабильное функционирование и устойчивое развитие целостной совокупности содержания, методов и форм внутриколледжной организации совместной деятельности педагогов и студентов по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.

Мы осознаём, далеко не каждый молодой специалист станет профессиональным научным работником, но владение исследовательской компетентностью поможет стать ему творческим, квалифицированным специалистом в избранной области, поэтому мы рекомендуем использовать в практике среднего профессионального образования разработанное, теоретически обоснованное и экспериментально проверенное управленческо-методическое обеспечение развития исследовательской компетентности студентов СПО.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. – 84 с.
  2. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии// Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969. – С. 57-117
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: «Педагогика», 1989. – 558 с.
  4. Бурляк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности// Педагогика. – 2007. – № 8. – С.71-78
  5. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников// Наука и школа. – 2007. – № 1. – С. 35-36
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова: – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  7. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании// Школьные технологии. – 2005. – № 2. – С.66-69.
  8. Дидактика средней школы/ Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
  9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: 2-е изд., стер. / В.И. Загвязинский, Р. Артаханов. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 208с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 182 с.
  11. Казанцева Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1999. – 135 с.
  12. Каспржак А.Г. Место элективных курсов в учебном плане школы// Элективные курсы в профильном обучении. – М.: Вита-Пресс, 2004. – С. 68-85.
  13. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. – 224 с.
  14. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года №1340-р.
  15. Круглый стол «Одарённое поколение: наука и практика от эксперимента системе»// http://www.oprf.ru/subcomissions/7f9700b847d13ecdbb892323f8235252/ materials/806/ (дата обращения: 24.02.2015).
  16. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М: Институт практической; психологии, 1998. – 416 с.
  17. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 34
  18. Леонтьева А.В. Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников. // Биология в школе,. – 2010. – № 1. – С. 53-57.
  19. Лернер И.Я. Исследовательский метод// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1/ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 386-387
  20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика,. 1981. – 186 с
  21. Ломоносов М.В. Для пользы общества. / М. В. Ломоносов; состав, и авт. предисл. А.С. Елеонская. М.: Советская Россия, 1990. – 384 с.
  22. Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура учащихся. // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 47.
  23. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учрежденияхю Департамент образования города Москвы № 2-34-20 от 20.11.2003.
  24. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы: Департамент образования города Москвы от 20.11.03 № 2-34-20.
  25. Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под науч. ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.
  26. Носаева И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования Текст.: автореф. дисс. к. п. н., СПб., 2001. – 20 с.
  27. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников: в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10. 2000 N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
  30. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2010. – 402 с.
  31. Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на Сент-Мара// Пед. соч. в 2-х т. Т. 1. – М., Педагогика, 1981.
  32. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.
  33. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.
  34. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001. – 102 с.
  35. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  36. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности// http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html (дата обращения: 06.05.2015).
  37. Ушинский К.Д. Собрание соч. В 11 т.: – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. Т.2. – 656 с.
  38. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 61-82
  39. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский и др. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
  40. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.: АПП ЦИТП, 1992. – 66 с.
  41. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения. – М.: АПК и ППРО, 2005. – с. 10
  42. Шихова А.Л. Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения: дис. канд: пед. наук.. – Киров, 2007. – 261 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Циклограмма управления

учебно-исследовательской деятельностью студентов

1.

сентябрь

  • Постановка задач и планирование работы учебно-исследовательской деятельности на текущий учебный год;
  • формирование предметных секций Научно-методического центра;
  • ознакомление с требованиями к студенческой исследовательской работе и выбор тем исследований;
  • закрепление руководителей работ за определенными студентами;
  • составление перечень тем запланированных учебных исследований,
  • теоретические занятия; индивидуальные консультации.

2.

октябрь

  • Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме;
  • создание Совета Научно-методического центра;
  •  теоретические занятия;
  • индивидуальные консультации;
  •  заседание Научно-методического центра.

3.

ноябрь

  • Сбор материала по теме исследования;
  • теоретические и практические занятия;
  • индивидуальные консультации.

4.

декабрь

  • Сбор и систематизация материала по проблеме;
  • теоретические и практические занятия;
  • индивидуальные консультации

5.

январь

  • Сбор и систематизация материала по проблеме;
  • практические занятия;
  • индивидуальные консультации.

6.

февраль

  • Систематизация материала по проблеме;
  • начало оформления работы;
  • индивидуальные консультации;
  • заседание Научно-методического центра.

7.

март

  • завершение оформления работы;
  • подготовка к Конференции проектных и исследовательских работ студентов колледжа;
  • подача заявок.

8.

апрель

  • Участие в Конференции проектных и исследовательских работ студентов колледжа; оформление и выпуск сборника тезисов
  • исследовательских работ студентов;
  • награждение победителей.

9.

май

  • - общее собрание Научно-методического центра;
  • составление перспективного планирования

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о конференции проектных и исследовательских работ студентов

ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9»

Общие положения

Конференция носит открытый характер как по составу участников, так и по тематике представляемых работ. Ее предназначение заключается в развитии интеллектуального потенциала студентов и выработке умений самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, носящей познавательный или проектный характер.

Цели конференции:

1. Привлечение студентов к творческой исследовательской и проектной деятельности в различных образовательных областях как средству личностного развития.

2. Развитие культуры исследовательской деятельности студентов.

3. Общественное признание результатов студенческой проектной и исследовательской деятельности.

4. Развитие ключевых компетентностей студентов и совершенствование профессиональной компетентности научных консультантов.

5. Создание продуктивных связей между различными образовательными учреждениями среднего, высшего и дополнительного образования.

6. Активизация творческой, интеллектуальной инициативы студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Организация Конференции

Организатором данной Конференции является Научно-методический центр ГБПОУ КАТ №9.

В конференции могут принимать участие студенты I - IV курсов. Представленные на Конференцию работы должны носить проектный и (или) исследовательский характер. Работы оформляются в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Защита проектов производится в свободной форме, регламентирующей время выступления: не более 15 минут на каждый проект.

Технические средства, необходимые для демонстрации работы, предоставляют участникам по их просьбе организаторы Конференции. Участники конференции обязуются в течение двух дней, предшествующих Конференции, апробировать свои материалы на технических средствах, соблюдая при этом все правила их эксплуатации.

Материалы, направленные на Конференцию, возвращаются авторам лично.

Отбор работ на Конференцию производит Научно-методический центр ГБПОУ КАТ №9 (в дальнейшем – Центр).

Для участия необходимо подать за две недели до начала Конференции заявку в Центр, в которой представить следующую информацию:

- секция, в рамках которой разрабатывался проект (исследование)

- название проекта (исследования).

- ФИО автора, курс, группа.

- ФИО, должность научного консультанта.

- Тезисы каждой представляемой работы

- Указать необходимые технические средства для выступления.

Порядок проведения Конференции

1. Регистрация участников 9.00 – 9.45

2. Открытие Конференции 10.00

3. Защита проектов по секциям 10.30

4. Обсуждение работ по секциям, выдвижение работ на номинации.

5. Финальная защита работ на пленарном заседании.

6. Торжественное закрытие. Награждение победителей номинаций.

Общие требования к представляемым на Конференцию работам

Работы, представляемые на Конференцию за две недели до ее начала, выполняются индивидуально или коллективно.

Они должны содержать результаты исследований и (или) описание практических разработок (постановка проблемы, наличие целей и задач, соответствие содержания работы поставленной цели и соответствующих им анализа и выводов; наличие теоретических и (или) практических достижений автора работы).

Для участия в конференции Центр проводит предварительную (первичную) экспертизу студенческой работы и по ее результатам выносит решение:

- допустить работу к публичной защите;

- допустить работу к представлению на стенде без доклада;

- отклонить работу.

Критериями первичной экспертизы работы являются:

- соответствие содержания работы заявленной теме, самостоятельный анализ фактов, отобранных согласно выбранной проблеме, и собственные выводы на основе проведенного анализа;

- наличие знаний специальной литературы по исследуемой теме;

- демонстрация обозначенных в работе теоретических и практических достижений автора, области их использования; в случае, если результаты работы уже нашли применение, должны быть приложены подтверждающие материалы;

- проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной; если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение; ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть, необычных, но обоснованных;

- соблюдение требований к оформлению работы.

При презентации своей работы автор должен уметь вести дискуссию по теме своей работы, обладать достаточной культурой речи и соблюдать принцип наглядности и иллюстративности.

Для оценивания студенческой работы в процессе защиты Центр руководствуется следующими критериями:

Оценка работы:

1. Формулировка темы, глубина её раскрытия.

2. Актуальность и новизна предлагаемых решений.

3. Изучение источников информации.

4. Наличие исследовательской части, глубина выводов.

5. Наличие гипотезы и её подтверждение.

6. Реальность и практическая ценность исследования.

7. Уровень самостоятельности

8. Соответствие общим правилам и требованиям оформления работ.

9. Качество оформления иллюстративного материала.

10. Рецензия.

Оценка защиты:

1. Наличие тезисов, раскрывающих сущность работы.

2. Качество доклада и его презентации, логика изложения.

3. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.

4. Умение вести дискуссию.

5. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

Оценка проекта проводится по балльной системе: за каждый критерий оценки работы выставляется 5 / 10 / 20 баллов, за каждый критерий оценки защиты выставляется 5 / 10 баллов. Итоговая оценка выводится на основании суммы баллов:

190 – 240 баллов – «отлично»;

130 – 180 баллов – «хорошо»;

90 – 120 баллов – «удовлетворительно»;

Менее 90 баллов – «неудовлетворительно».

Награждение победителей номинаций Конференции

После публичной защиты работы на секциях Центр секций подводят общий итог на основании:

- результатов первичной экспертизы работы;

- результатов публичной защиты работы.

В случае, если в составе выбранного жюри секции будет находиться руководитель работы студента, он не принимает участия в ее экспертизе, обсуждении и оценке.

 Жюри секции выдвигает одну работу с наибольшим количеством баллов для публичной защиты на пленарном заседании Конференции, где присуждаются призовые (1, 2, 3) места. Решение Центра является окончательным.

Место проведения Конференции

Конференция проводится на базе ГБПОУ КАТ № 9 г. Москвы


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио достижений студента колледжа

1. Общие положения

1.1. Портфолио достижений студента колледжа (далее – Портфолио) – это внутриколледжный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных и иных достижений студента.

1.2. Портфолио – это рекомендуемая студентам форма их индивидуальной накопительной оценки, дополняющая традиционные контрольно-оценочные средства и повышающая объективность оценки экзаменов, зачетов.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной и др.) и является одним из средств практико-ориентированного, деятельностного подхода к профессиональному образованию.

1.4. Портфолио может являться основанием для аттестации студента по определенным учебным дисциплинам без сдачи зачетов или экзаменов и даёт возможность рекомендации студента для дальнейшего обучения в вузе.

2. Предназначение портфолио

2.1. Поддерживать высокую образовательную мотивацию студентов в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования.

2.2.Фиксировать процесс индивидуального развития студента на протяжении всех лет обучения в колледже.

2.3. Стимулировать применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

2.4. Способствовать интеграции преподавания и учения, предоставляя всем участникам образовательного процесса необходимую информацию о динамике индивидуальной траектории развития каждого студента.

2.5. Повышать образовательную и социокультурную активность студентов, уровень осознания ими образовательных целей и возможностей обучения в колледже.

2.6. Максимально развивать умения рефлексивной деятельности студентов, расширять возможность их самообразования.

2.7. Формировать учебно-управленческие умения – планировать, организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственную образовательную деятельность.

3. Организация учёта достижений, входящих в портфолио

3.1. Портфолио представляет собой комплекс документов и образовательных продуктов, в котором, помимо итоговых результатов образования, содержится информация об индивидуальной образовательной и социокультурной активности студента на протяжении всех лет обучения в учреждении среднего профессионального образования.

3.2. Формирование документов, входящих в портфолио, осуществляется студентом самостоятельно на добровольной основе.

3.3. Преподаватели всячески содействуют формированию пакета документов, входящих в портфолио студента.

4. Формирование портфолио

4.1. Портфолио может состоять из трех основных частей: портфолио документов, портфолио отчётов по практике и портфолио работ.

4.2. Портфолио документов включает подлинники или копии сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Похвальные грамоты, благодарственные письма, сертификаты и другие документированные поощрения помещаются в первом разделе портфолио.

4.3. Портфолио отзывов может включать в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, научными руководителями, кураторами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио обычно состоит из текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

4.4. Портфолио работ представляет собой краткое представление различных проектных и исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений образовательной и социокультурной активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Портфолио оформляется в виде творческой папки студента с приложением его работ или описаний, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»

(«ГБОУ КАТ № 9»)

ПОРТФОЛИО

студента ___________________________________

(Ф.И.О. студента полностью)

Куратор группы: _______________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Москва

2015

Визитная карточка

фото

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дата рождения

Место рождения

Курс, группа

Специальность, срок освоения

Ваша отличительная черта как человека

Самое важное качество, которое должно быть у человек

Ваш жизненный принцип, афоризм или девиз

Ваше увлечение/хобби

Портфолио документов

Наименование документа

Содержание документа

Дата получения/ продолжительность обучения

Наименование места

учебы

1.

Аттестат

об основном общем образовании. Средний балл- 4,88

19.06.2014

СОШ № 156 г.Москвы

2.

Свидетельство

об окончании художественной (музыкальной, спортивной школы, студии и т.д.)

3.

Сертификат

Деловой английский

26.04.2015

КАТ №9

Портфолио отчетов по учебной и производственной практике

№ п/п

Наименование вида практики

Место прохождения практики

Должность

Результат

1

Учебная практика

12.01- 03.02.2015

диспетчер

«отлично»

Портфолио работ

№ п/п

Наименование вида работы, дисциплины, модуля, МДК

Тема работы

Аннотация работы

Результат

1.

Транспортная система России

Проект «Десятый транспортный коридор»

Участие студентов в научных конференциях, форумах, семинарах и др. мероприятиях

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень (федеральный, региональный, городской, окружной, внутриколледжный)

Дата проведения

Тема выступления

Результат

1.

Конференция проектов и исследовательских работ студентов

внутриколледжный

2015

Проект «Десятый транспортный коридор»

Участие студентов в олимпиадах и конкурсах

№ п/п

Вид/ наименование мероприятия

Уровень (федеральный, региональный, городской, окружной, внутриколледжный)

Дата проведения

Результат

1.

Спортивные соревнования по баскетболу

внутриколледжный

22.02.2015

II место


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАЧЕСТВА ВЕДЕНИЯ

ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

Требования к оформлению портфолио:

- документы портфолио формируется в печатном варианте;

- текст набирается в текстовом редакторе Word;

- шрифт Times New Roman, для текста разделов и приложений кегль 14, для таблиц кегль 12; одинарный интервал; текст выравнивается по ширине печатного поля.

- заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом.

Дата проверки качества ведения

Оценочный лист заполнил

Фамилия, имя, отчество студента

Учебная группа, курс, специальность

Критерии

Показатели

Индикаторы

Оценка

Формирование портфолио студентом

Содержание

портфолио

студента

Портфолио ведется студентом

Портфолио студента содержит все разделы согласно Положению о портфолио студента

Раздел «Общие сведения о студенте» заполнен, содержит информацию о студенте, представленную в таблице

Раздел «Портфолио документов» заполнен, содержит информацию о сертифицированных (документированных) индивидуальных достижениях студента, представленную в таблице с приложением ксерокопий документов

Раздел «Портфолио работ» заполнен, содержит информацию творческих, проектных работах студента, об участии в конкурсах, конференциях, учебных лагерях, прохождении курсов, практик, о спортивных, художественных достижениях, представленную в свободной описательной форме с приложением работ

Раздел «Портфолио отзывов» заполнен, содержит информацию о студенте, представленную в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Оформление

портфолио

студентом

Портфолио студента оформлено в папке-накопителе

Все разделы портфолио студента оформлены машинописным способом

Все приложения (копии документов

(сертификатов), работы, фотографии и пр.) оформлены аккуратно

Творческий подход

Портфолио студента выполнено в индивидуальном стиле, используя творческий подход при оформлении

Портфолио студента оформлено в электронной презентации

Систематичность

Портфолио ведется студентом систематически, все разделы портфолио заполняются своевременно

Бальные оценки: 2- реализовано полностью; 1 - реализовано частично; 0 - не реализовано. Максимальное количество баллов по всем индикаторам - 24.

Бальная система при оценке качества ведения портфолио:

- при получении 20 баллов (85% и выше) ведение портфолио оценивается на «отлично»;

- при получении 16-19 баллов (70 % и выше) ведение портфолио оценивается на «хорошо»;

- при получении 12-15 баллов (50% и выше) ведение портфолио оценивается на «удовлетворительно»;

- при получении менее 12 баллов ведение портфолио оценивается на «неудовлетворительно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

Программа профессионального модуля ПМ.04 "Организация и управление трудовым коллективом" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Программа профессионального модуля ПМ.04 (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.02 «Теплоснабжение и т...

Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании

В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.

Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как ком...