Опыт применения кейс-технологии
статья на тему

Сердюкова Александра Николаевна

Краткое описание опыта использования кейс-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_serdyukova_a.n.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт реализации кейс – метода на уроках истории, права и обществознания с использованием комплекса передовых педагогических технологий.

Сердюкова А.Н.

преподаватель ГБОУ НПО ПУ № 58 КК

В современном процессе образования  используются различные педагогические технологии. Выбор образовательной технологии – это всегда выбор стратегии, тактики обучения и стиля работы с обучающимися.

Внутри любой образовательной технологии для достижения оптимального результата обучения используются различные методы. Одним из таких методов является метод – кейсов, он появился сравнительно недавно, однако я активно использую его в преподавании истории, права и обществознания. Кейс-метод в методологическом аспекте представляет собой сложную систему, в которую входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, воображаемый эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы и др.

Метод кейса — метод получения нового знания путем организации индивидуального или группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.  

В процессе реализации кейс – метода используются лучшие элементы современных педагогических технологий. (Коммуникативные технологии: деловые игры, технология коллективного способа обучения, позиционная технология, модульная технология).

Суть этого метода в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, которая имеет отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. (Здесь используется элемент  технологии коллективного способа обучения, позиционного обучения).

При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами. В «кейс» могут быть включены статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты, исторические источники, правовые источники и пр.

После того как задача поставлена и подготовлен «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую или индивидуальную деятельность.

Кейс никогда не предлагает проблему в открытом виде: её необходимо выделить из той информации, которая содержится в кейсе. При этом содержащаяся в кейсе проблема не может иметь однозначного решения, так как суть кейс-метода заключается в том, чтобы из альтернативных вариантов решения проблемы выбрать наиболее целесообразный в соответствии с заранее выработанными критериями. Ожидаемый результат решения кейса - разработка практической управленческой модели его решения.

Для реализации кейс – метода необходимо четко соблюдать нормы составления кейсов. Они должны быть написаны интересно, простым и доходчивым языком, выразительно определять «сердцевину» проблемы, показывать как положительные примеры, так и отрицательные, соответствовать потребностям выбранного контингента обучающихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. В процессе подготовки занятия целесообразно предложить учащимся материалы, схематизирующие теоретические знания, полученные ими ранее. Полезно использование схем, графиков, структурированных описаний для приведения знаний учащихся в стройную логичную систему. (Опорные конспекты Шаталова, кластерная методика подачи материала).

В результате поиска информации учащиеся в групповой работе учатся правильно общаться, находить общие решения. Обучающиеся в данном процессе должны обладать значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Так что можно сказать, что такой метод может использоваться более эффективно с обучающимися, уже имеющими базу знаний, умений и навыков.

Важна роль преподавателя как – руководителя по выбору верного решения проблемы. Именно от того как вести себя, как задействовать всех участников, зависит результативность метода кейсов. Необходимо пройти весь путь по решению проблемы совместно с учащимися.

Сложной частью кейс – метода для обучающихся является презентация проекта решения проблемы. (Элемент технологии проектного обучения). Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа. Но не все учащиеся могут выразить свое мнение по решению какой – либо задачи в устной форме. При оценивании следует использовать элемент технологии позиционного обучения – рейтинговую систему пошагового оценивания в баллах.

Используя кейс – метод, в основе которого лежит педагогика сотрудничества на уроках права, истории и обществознания следует выделить следующие позиции:

  • Основная сложность заключается в трудоемкой подготовительной деятельности педагога по созданию кейс-ситуации и по оформлению кейса,
  • Эффективными можно считать:
  • Учащиеся «штурмуют» материал многократно в разных формах, происходит глубокое усвоение материала, учащиеся не устают и снимают нервное напряжение.
  • Активность каждого участника в решении проблемы,
  • Эффективная обратная связь,
  • Формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

В результате использования кейс – метода качество знаний, умений и навыков учащихся повысилось в первом полугодии 2012-2013 учебного года, в сравнении с предыдущими годами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Бинарный урок с применением кейс-технологий...

Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

план урока с применением кейс технологий

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время н...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...