Бинарный урок с применением кейс-технологий
план-конспект урока на тему

Муравьева Елена Евгеньевна

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otu_keys_tehnologii.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Государственное образовательное профессиональное учреждение

«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»

Методическая разработка

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Межпредметные

связи:

ОП. 08.

«Общая технология ЦБП

ОП. 01.

«Основы черчения»

ОП. 06.

«Основы автоматизации производства»

ПМ. 02.:

«Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики»

МДК 02.02.

«Технология проведения стандартных испытаний, метрологических проверок средств измерений и элементов систем автоматики»

УП. 02.

Учебная практика

Тема: Технологические  процессы производства целлюлозы  

            различными способами

Разработчик:

Е.Е. Муравьева (преподаватель)

2016 год

Цель урока: анализ ситуаций позволяющих  студентам усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем и адаптироваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений.

 Задачи урока:

Образовательные:

  • интеграция знаний из различных научных областей теории и практики;
  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Развивающие:

  • развитие навыков анализа и критического мышления;

Воспитательные:

  • формирование способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • развитие навыков  обучающихся при работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;
  • воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций формируются следующие метакомпетентности:

  • отрабатываются коммуникативные навыки — точно выражать свои мысли, уметь слушать других, аргументированно высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;
  • развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
  • вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
  • формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
  • формируются интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;
  • осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения;
  • осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества;
  • учатся учиться — самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивать алгоритмы управленческих решений;
  • изменяется мотивация к обучению — студенты лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, мотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней.

Кроме того, в процессе работы над ситуациями у студентов формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и формирования позитивного имиджа.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: бинарный с применением кейс-технологии

Формы организации познавательной деятельности: фронтально-групповая, бригадная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, практический, информационный, эвристический, коллективный способы обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение урока: раздаточный материал для каждого студента.

Ход урока:

1) Организационный этап:

Приветствие. Сообщение темы. Объяснение понятия кейс-технологии, бинарный урок.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Актуализация знаний:

 Повторение основных технологических процессов производства целлюлозы.

4) Первичное усвоение новых знаний:

Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая.

Кейс  № 1. Предлагается конкретная ситуация, оптимальное решение уже имеется у преподавателя, студентам предлагается провести анализ,  обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.

5) Первичная проверка понимания:

Форма организации познавательной деятельности:  бригадная.

Кейс  № 2. Студенты должны проанализировать готовый вариант ответа предложенный преподавателем ситуационной задачи, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.

6. Первичное закрепление:

Форма организации познавательной деятельности:  индивидуальная.

Кейс  № 3. Индивидуально каждому студенту предлагается ситуационная задача и несколько вариантов правомерных решений. Студент должен обосновать свой ответ, показать каким образом он его нашел и как его реализовать.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их  коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

        

Этапы урока

Затраченное время

1) Организационный этап.

5 минуты

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 минут

3) Актуализация знаний.

7 минут

4) Первичное усвоение новых знаний.

16 минут

5) Первичная проверка понимания

16 минут

6) Первичное закрепление

10 минут

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

25 минут

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3 минут

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 минут

Итого

90 минут

Сценарий урока

1) Организационный этап:

Приветствие. Сообщение темы. Объяснение понятия кейс-технологии, бинарный урок.

Здравствуйте студенты группы 24 и уважаемые гости. Сегодня мы предлагаем Вам  бинарный урок с применением кейс-технологий.

Что такое кейс-технологии?

Кейс-технология – это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Основная задача кейс метода это связать теорию и практику.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Вы (студенты) опираетесь на  собственный опыт и знания полученные на уроках. В частности по таким предметам как: «Общая технология ЦБП», «Основы черчения», «Основы автоматизации производства»,                               ПМ. 02.«Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики»: МДК 02.02.        «Технология проведения стандартных испытаний, метрологических проверок средств измерений и элементов систем автоматики», Учебная практика.

Что такое бинарный урок – это урок объединяющий содержание 2-х предметов одного цикла на одном уроке. Но у нас объединение целого цикла предметов. Потому что каждый из этих предметов важен для формирования Вас как компетентных специалистов.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов:

Цель урока нашего урока это – анализ ситуаций позволяющих  Вам (студентам) усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать производственные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к их  решению.

Основные задачи урока это – формирование коммуникативных навыков — Вы должны научиться выражать свои мысли, научиться  слушать других и аргументированно высказывать свою точку зрения. Выработать уверенность в себе и в своих силах. Осваивать партнерские отношения и приобрести навыки сотрудничества. Научиться самостоятельно, находить необходимые знания для решения ситуационной проблемы

Мотивация:

Вы как будущие специалисты должны владеть навыками организации и контроля технологических процессов. Знать методы и оборудование, применяемое для производства продукции, контроля и регулирования технологических линий, основы автоматизации. Уметь читать технологические схемы.

3) Актуализация знаний:

 Повторение основных технологических процессов производства целлюлозы.

Для начала повторим основные технологические процессы производства целлюлозы, оборудование и его назначение, входящие и исходящие продукты и материалы. Для того что бы облегчить Вашу работу на Ваших столах лежат папки с описанием технологического процесса и применяемого оборудования. (Слайд 3)

4) Первичное усвоение новых знаний:

Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая.

Кейс № 1. Предлагается конкретная ситуация, оптимальное решение уже имеется у преподавателя, студентам предлагается провести анализ,  обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.

Как было сказано ранее кейс-технологии – это решение, каких либо ситуационных задач.

Предлагаем Вам первую ситуацию. Работать будем группой.

Ситуация № 1:Перед Вами эвристическая  схема варочного цеха. Т.е. как видите на этой схеме отсутствуют функциональные обозначения контрольно-измерительных приборов. Вам необходимо расставить в пустые кружки тип применяемого оборудования  КИПиА для контроля и регулирования процесса. Необходимо выбрать тип и способ размещения оборудования.

Давайте вспомним, каким образом происходит размещение оборудования на самой технологической линии.  (Ответ: приборы устанавливаются по месту непосредственно на трубопроводе  (А) и приборы передающие сигнал на пульт управления (Б). Обозначаются в схеме Ο (А) и ϴ (Б))

К доске приглашается студент, который при помощи ребят из группы выполняет задание. Допускается групповой ответ, обсуждение, дебаты. Студент у доски принимает однозначное решение и обосновывает свой ответ. Студенты могут меняться в зависимости от количества не заполненных кружков.

Время на кейс 16 минут

Слайд…

  5) Первичная проверка понимания:

Форма организации познавательной деятельности:  бригадная.

Кейс № 2. Студенты должны проанализировать готовый вариант ответа предложенный преподавателем ситуационной задачи, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.

Ну что мы с Вами потренировались, теперь усложняем ситуацию.

Работать будем по бригадам. (Разделить группу на 2 бригады). Допускается обсуждение ситуации внутри бригады. Не допускается обсуждение между бригадами. От каждой бригады выдвигается один студент, который дает ответ и обосновывает его. После ответа допускается обсуждение ошибок в ответе членами другой бригады.

Ситуация № 2: Каждой бригаде предлагается схема, в которой заложена технологическая ошибка в расстановке приборов КИПиА. Необходимо найти ошибку, исправить и обосновать свой ответ.

Время на кейс 16 минут (6 минут работа в бригаде, 10 минут защита результата работы по технологической схеме)

Оцениваться кейс будет следующим критериям

1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;

2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;

3) Соблюдение временных критериев.

Оценка за кейс выставляется всей бригаде, выступающий получает дополнительный балл.

Слайд …

        6. Первичное закрепление:

Форма организации познавательной деятельности:  индивидуальная.

Кейс № 3. Индивидуально каждому студенту предлагается ситуационная задача и несколько вариантов правомерных решений. Студент должен обосновать свой ответ, показать каким образом он его нашел и как его реализовать.

Теперь Вам предлагается решать ситуационную задачу индивидуально.

Ситуация № 3. Каждому из Вас предлагается индивидуальная схема. На схеме показан, какой либо технологический процесс производства целлюлозы, даны основные технологические параметры, название оборудования и его назначение. С правой стороны схемы указаны возможные варианты применяемого оборудования КИПиА и способы их установки. Ваша задача правильно расставить приборы на схеме. После каждый из Вас будет защищать свой вариант ответа, обосновывая его.

Вам запрещается советоваться друг с другом.

Время на кейс 10 минут.

Оцениваться кейс будет следующим критериям

1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;

2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;

3) Соблюдение временных критериев.

Оценка за кейс выставляется индивидуально.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их  коррекция.

На данном этапе урока мы рассмотрим Ваши индивидуальные ситуации.

Вся группа учувствует в обсуждении допущенных ошибок. Студент должен откорректировать свой ответ, перед тем как сдать готовый вариант преподавателю.

Время на контроль 25 минут.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: подготовиться к лабораторной работе по теме «Виды волокнистых полуфабрикатов применяемых в производстве бумаги и картона»

На сайте «СЛТ Муравьева» в разделе книги, прочитать Ф.А. Шитов «Технология бумаги» стр. 23-31

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анкета.

Предлагаем Вам оценить Вашу работу на уроке  в виде анкетирования. Каждый из Вас (студент) выбирает подходящий ему ответ из предложенных вариантов указанных  в таблице анкеты и подчеркивает его. Время на заполнение анкеты 1 минута

Фамилия имя студента

На уроке я работал

активно  /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен  /не доволен

Урок для меня показался

коротким  /длинным

За урок я

не устал  /устал

Мое настроение

стало лучше  /стало хуже

Материал урока мне был

понятен  /не понятен

полезен  /бесполезен

интересен  /скучен

        

В конце пары проводится анализ урока. Объявляются оценки с пояснениями для студентов.

Цели урока были достигнуты. Мы с Вами хорошо поработали. Научились работать по кейс-технологии, самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационных проблем. Разобрались в понятиях индивидуальный, бригадный и коллективный методы работы.

Оценки за урок:

Критерии оценивания:

1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;

2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;

3) Соблюдение временных критериев (1  кейс – 16 минут; 2 кейс – 16 минут;                      3 кейс – 16 минут).

ФИ студента

Кейс № 2

Кейс № 3

Дополнительные баллы

Итог

Бандюк Аркадий

Белых Роман

Боков Антон

Красноруцкий Дима

Гладышев Семен

Горьковая Света

Дитц Рита

Захаркин Сергей

Кормин Виталий

Лященко Настя

Лопатин Женя

Метлицкая Диана

Никитин Даниил

Пупышев Саша

Растегаева Инна

Рогов Максим

Романенко Нина

Трясцын Сергей

Дорогань Ксения

Назарова Наташа

Чупров Кирилл

Список литературных источников

  1. Жарковский Б.И. Приборы автоматического контроля и регулирования: Учеб. Для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. / Б.И. Жарковский – М.: Высшая школа, 1989. - 336 с.
  2. Загвязинский В. И.  Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб,заведений. / В.И. Загвязинский — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  3. Иванов Ю.С. Производство сульфатной целлюлозы. Часть 1: Учебное пособие / Ю.С. Иванов. – СПб.:  ГОУВПО СПбГТУРП, 2010. – 79 с.
  4. Майер К.Ф. Технические средства автоматизации и основы метрологии: Учебное пособие для подготовки слесарей КИПиА 56 разряда/ К.Ф. Майер – Сыктывкар.: СЛПК, 2008. – 206 с.
  5. Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. В 3-х т. Т. II.  Производство сульфатной целлюлозы: Учебное пособие для вузов.— 2-е изд., перераб./ Непенин Ю.Н.— М: Лесная промышленность, 1990.— 600с.
  6. Панфилова А. П.  Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
  7. Технология целлюлозно-бумажного производства. В 3 т. Т. I. Сырье и производство полуфабрикатов. Ч. 2. Производство полуфабрикатов. — СПб.: Политехника, 2003. — 633 с.
  8. Шишмарев В.Ю. Автоматизация технологических процессов: Учебное пособие для студентов сред. проф. Образования / В.Ю. Шишмарев. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Опыт применения кейс-технологии

Краткое описание опыта использования кейс-технологии....

Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

план урока с применением кейс технологий

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время н...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...