"Источник лучших наслаждений". Лев Толстой и музыка
классный час на тему

Воронина Ольга Ивановна
Сценарий литературно-музыкальной композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istochnik_luchshih_naslazhdeniy.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Источник лучших наслаждений»

Л.Н.Толстой и музыка

 1-ый ведущий:  В истории русской литературы не найти, пожалуй, писателя, на жизнь и творчество которого музыка оказала бы столь заметное влияние, как на Толстого. Л.Н.Толстой считал музыку "высшим в мире искусством".

        2-ой ведущий: На роду у него написано было впитать в себя гены, идущие по материнской линии, а мать его была великолепнейшей пианисткой. Еще в детстве Лев Николаевич Толстой услышал произведения, которые играла его мать. Мать привила ему любовь к музыке. И это сохранилось на всю жизнь.

 

На фоне «Патетической сонаты» Бетховена студент читает отрывок из повести «Детство»:

  «Маман играла второй концерт Фильда, своего учителя. Я дремал, и в моем воображении возникли какие-то легкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я очень хорошо помню чувство, которое она во мне возбуждала. Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то время, когда я слушаю музыку, я ни о чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство воспоминание. Но воспоминание чего? Хотя ощущение сильно, воспоминание неясно. Кажется, как будто вспоминаешь то, чего никогда не было».

      1-ый: Музыкой Толстой занимался очень серьезно. В 17 лет его посетила идея – стать профессиональным музыкантом, и он записывает в  дневнике, что одной из поставленных им себе целей является «достигнуть высшей степени совершенства в музыке». Он по 7-8 часов проводил за инструментом, позже сократил это время до 3-4 часов. И прежде чем начать писать какое-либо произведение, будь то «Война и мир» или «Анна Каренина», он подходил к роялю, обязательно дотрагивался до клавиш и настраивал себя на нужный лад. Искусство, по словам Л.Н.Толстого, «заставляет с большим пониманием относиться к чужой боли и радости, и в этом оно человечно! А если оно человечно, значит оно вечно».

       2-ой: В доме Толстых в Ясной Поляне бывали почти все выдающиеся композиторы к.19-нач. 20 века. Они играли, пели, музицировали. Бывали здесь пианист  А.Б.Гольденвейзер, Ф.Шаляпин, композиторы С.И.Танеев, Н.Римский-Корсаков, в 1909 году приехал французский ансамбль старинных инструментов. Бывало много впоследствии забытых, но известных тогда музыкантов: певица М.А.Оленина–де-Альбейм, исполнительница на клавесине Ванда Ландовска. Любимые композиторы: Шопен, Моцарт, Гайдн. Слушая  Шопена, Толстой воскликнул: «Хорошо на свете жить!» Музыка Шопена для писателя абсолютно гармонична, она сливает Толстого с миром без отделенности: «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии».

Звучит музыка Шопена

      1-ый: Он, как философ, пытался проникнуть в самую суть музыки, поэтому в его произведениях мы находим ответы на такие вопросы, как «что такое музыка?», «почему музыка оказывает на нас такое влияние?»  Вот некоторые записи, взятые из его дневников:

«Это совсем особенное средство общения с людьми», «Музыка есть стенография чувств», «Музыка – это единственное из мирского, что действует на меня», «Музыка хороша тем, что она соединяет людей в одном чувстве», музыка – составная часть «добра в человечестве».

       2-ой: Вдохновенно описание игры на скрипке в рассказе «Альберт». Толстой правдиво рисует состояние артиста во время игры и власть музыки над слушателями и исполнителями. Слабый и жалкий в жизни, во время игры Альберт становится прекрасным, а его искусство вызывает у слушателей чувство восторга.

Чтение отрывка из рассказа «Альберт»:

«В комнате пронесся чистый, стройный звук, и сделалось совершенное молчание. Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом, вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушил покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежды, следили за развитием их. Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками». Под влиянием музыки у слушателей возникали воспоминания, чувства  любви, грусти. «То грустно-нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собою, лились и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток, давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии».

Звучит Паганини

        1-ый:  Лев Николаевич очень любил народную музыку. «Удивительным сокровищем» он называл музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому. Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Толстой подарил Чайковскому сборник с собственноручными записями народных песен.  

        2-ой: Это была благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Особенно поразила писателя прозвучавшая в Первом квартете Чайковского мелодия народной песни «Сидел Ваня на диване». Заслышав эту бесхитростную мелодию, Толстой неожиданно на глазах изумленного композитора залился слезами.

       1-ый: И потому в произведениях писателя многие герои поют и поют нередко народные песни.

Чтение отрывка из романа «Война и мир»:

     - Песенники, вперед! – послышался крик капитан. И перед ротой с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик – запевала обернулся лицом к песенникам, и, убедившись, что все глаза устремлены на него, махнув рукой, бросил:

Ах, вы, сени мои, сени!..

Просмотр видео «Смотр в Браунау»

     1-ый: Толстой очень любил танцы, и его полное страсти исполнение танцевальной музыки увлекало всех присутствующих. По воспоминаниям Т..Кузьминской, Лев Николаевич играл так, что нельзя было стоять на месте, - и танцевали все.

     2-ой: Описание танцев и танцевальной музыки занимает большое место в произведениях Толстого. Особенно много танцев, народных и бальных, в романе «Война и мир». Задорно пляшут солдаты после смотра в Браунау, исполняют в охотницкой у дядюшки народную плясовую мелодию «Барыня», страстно пляшет русскую Наташа Ростова.

Видео «Пляска Наташи»

      1-ый: Самое важное для Толстого часто связано именно с музыкой. Толстому 34 года, он делает предложение юной Софье Берс. Эта сцена передана в воспоминаниях младшей сестры А.Берс Т.А.Кузьминской.

Чтение отрывка из воспоминаний Т.А.Кузьминской

   «Мы переехали в Москву. Первые дни прошли в устройстве и раскладке.

   Наступило 16-е сентября, канун именин матери и Сони. 17 сентября обыкновенно днем бывало много народа, а вечером родные и близкие.

   Лев Николаевич пришел к нам 16-го, после обеда. Я заметила, что он был не такой, как всегда. Что-то волновало его. То он садился за рояль и, не доиграв начатого, вставал и ходил по комнате, то подходил к Соне и звал ее играть в четыре руки, а когда он садилась за рояль, говорил:

    - Лучше так посидим.

   И они сидели за роялем, и Соня тихо наигрывала вальс, разучивая аккомпанемент для пения.

   Я видела и чувствовала, то сегодня должно произойти то-то значительное, но не была уверена, окончится ли это его отъездом или предложением. Я проходила мимо зала, когда она окликнула меня:

   - Таня, попробуй спеть вальс, я, кажется, выучила аккомпанемент.

   Мне казалось, то к Соне перешло беспокойное состояние духа Льва Николаевича и оно тяготило ее. Я согласилась петь Вальс и стала, по  обыкновению, среди залы. Нетвердой рукой вела она аккомпанемент, Лев Николаевич сидел около нее. Мне казалось, что он был недоволен, что сестра заставила меня петь. Я заметила это по неприятному выражению его лица. Я была  в голосе и, не обращая на это внимания, продолжала петь, увлекаясь грацией этого вальса.

   Соня сбилась. Лев Николаевич незаметно, как бы скользя, занял ее место и, продолжая аккомпанемент, сразу придал моему голосу и словам вальса жизнь. Я уже ничего не замечала, ни его выражения лица, ни замешательства сестры, всецело отдалась прелести этих звуков, и, дойдя до финала, где так страстно выражен призыв и прощение, я решительно вскинула высокую ноту, тем и кончился вальс.

   - Как вы нынче поете, - сказал взволнованным голосом Лев Николаевич.

   Мне была приятны эта похвала, мне удалось рассеять его неудовольствие, хотя я и не старалась это делать. Музыкальное настроение является не по заказу, а особенно в пении, куда вкладываешь частицу души своей.

   Позднее уже я узнала, что, аккомпанируя мне в тот вечер, Лев Николаевич загадал: «Ежели она возьмет хорошо эту финальную высокую ноту, то надо сегодня же передать письмо (он не раз приносил  с собой письмо, написанное сестре). Если возьмет плохо – не передавать»…  Через несколько времени я видела, как Соня, с письмом в руке, быстро прошла в нашу комнату».

   1-ый: Свои чувства, в этот миг окрашенные и продиктованные именно музыкой, Толстой впоследствии передаст героям произведений: после вальса  с Наташей Ростовой князь Андрей Болконский загадывает: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову!»- подумал князь Андрей».

    2-ой: Музыка  в произведениях Л.Н.Толстого не просто передает чувства – музыка решает, определяет движения души, события в жизни героев. Николай Ростов, возвращаясь после катастрофического проигрыша Долохову, слышит, как молодежь музицирует. Сначала все в нем протестует против музыки – не до нее ему сейчас. «И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого», - думал Николай.  Но вот Наташа запела – и произошло то, что может сделать только искусство.

Звучит «Вокализ» С.Рахманинова

   «Что же это такое – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней делалось? Как она поет нынче?» - подумал он… «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. – все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь,- все это вздор… а вот оно – настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик,! Ну, матушка!.. Как она этот  si возьмет… Взяла? Слава Богу! – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si , взял втору в терцию высокой ноты. – Боже мой! Как хорошо! Неужели это взял я? Как счастливо!» - подумал он».

     1-ый: А ведь за несколько минут до этого Николай всерьез думал о расставании с жизнью. Музыка – это то, что переворачивает жизнь, меняет планы, а до этого – сознание человека.

     2-ой: Кроме глубокой или даже общей музыкальности, люди, персонажи, симпатичные писателю, наделены им внутренним музыкальным слухом. Наташа Ростова понимает и чувствует музыку не только в привычном смысле. Она настроена как музыкальный инструмент на жизнь, на людей, на их внутренний мир, который слышит в интонациях, тонких модуляциях голоса.  Именно Наташа ясно слышит при прощании с дядюшкой настоящие нотки в его голосе, те самые, что звучали в его пении. «Прощай, племянница дорогая! - крикнул из темноты его голос, не тот, который прежде знала Наташа, а тот, который пел «Как со вечера пороша».

    1-ый: Андрей Болконский – полная противоположность Наташе Ростовой, но он также способен почувствовать «фальшивую ноту» в голосе Сперанского, как Наташа смогла мгновенного связать звуки народной песни с интонацией, голосом дядюшки: «Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражал его, и неумолкавший смех своей фальшивой нотой почему-то оскорблял чувство князя Андрея».

    2-ой: Именно музыка помогает князю Андрею осознать любовь к Наташе.

 

Звучит   музыка Чайковского

   1-ый: Вся  долгая жизнь Толстого наполнена глубокой и искренней любовью к музыке. Вот одна из последних записей о музыке, сделанная Толстым в дневнике:

«Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переноситься в других, хочется чувствовать через них».

Звучит голос Толстого

    «Искусство есть вернейший признак упадка цивилизации. Когда есть идеалы, то во имя этих идеалов производятся произведения искусства. Когда же их нет, как теперь у нас, нет произведений искусства. Есть игра словами, игра звуками, игра образами».

     2-ой: Однажды, уже будучи в преклонном возрасте, Толстой воскликнул: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация – пусть она исчезнет к чертовой матери, но музыку жалко».

Звучит Первый концерт П.И.Чайковского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...

План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...

«Музыка в сказках». «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

План-конспект  урока с учащимся 1класса Блохиным Тимофеем (музыкальный инструмент «Блокфлейта»)....

Открытый урок "ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Внутреннее сопротивление источника тока."

Урок проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядного методов обучения, с использованием имеющихся в распоряжении возможностей современной те...

Интеллектуальная викторина "Лучшие из лучших"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия интегрированного характера. Позволяет раскрыть знания участников викторины по комплексу изучаемых дисциплин....

Отзыв на Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас» для обучающихся первого курса под девизом «Делай как мы, делай лучше нас».

Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас»21 декабря 2018 года в МК №2 студенты 3 курса совместно с преподавателями ПМ 04. Кудлаевой Т.М., Кузнецовой И.Н., Тернавско...

статья "МУЗЫКА КАК САМЫЙ ЧИСТЫЙ И ВОЗВЫШЕННЫЙ СИМВОЛ СТРЕМЛЕНИЯ ТОЛСТОГО И ЕГО ГЕРОЕВ К ИСТИНЕ, КРАСОТЕ И СОВЕРШЕНСТВУ"

Данная статья предназначена для студентов и преподавателей. В ней рассказывается о роли музыки в жизни Л.Н.Толстого, героев романа-эпопеи "Война и мир", романа "Анна Каренина"...