Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе
статья на тему
Применение средств краеведения в профориентационной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентационная работа средствами краеведения | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа средствами краеведения
в современной школе
Шахова Л.К.,
МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинска-Кузнецкого
На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Для достижения этих целей нужно привлекать в профориентационную работу с подростками средства краеведения, роль и значимость которых состоит не только как средство гражданско-патриотического воспитания и расширения кругозора, но и профессионального самоопределения обучающихся.
Главная профессия города Ленинска-Кузнецкого – шахтёр. Поэтому в профориентационной работе главное внимание уделяется этой профессии
Наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п. В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы.
Хочу рассказать о некоторых профориентационных мероприятиях, которые я использовала в своей педагогической деятельности.
Трудно переоценить важность научно-исследовательской деятельности для профессионального самоопределения выпускников, так как именно данные виды деятельности дают возможность осуществить пробу своих сил и возможностей, через создание конкретного продукта или реализацию определенных функциональных задач в той или иной сфере профессиональной деятельности. Примером на городском уровне может служить ежегодная городская научно-практическая конференция, на которой мои ученики выступали и занимали призовые места.
Исследовательская работа, посвящённая памяти погибших в послевоенные годы шахтёров. Мы с ребятами работали в архиве шахты имени Ярославского (ныне имени А.Д. Рубана). Затем сведения, которые мы нашли в архиве, были переданы авторам Книги Памяти погибших шахтёров. В результате этой работы у ребят сложилось уважительное отношение к профессии «шахтёр», осознание того, что это не простая профессия, а профессия героическая.
Исследовательская работа по теме «Роль Ленинской геологоразведочной партии в развитии угольной промышленности Ленинска – Кузнецкого» познакомила ученика с интереснейшей профессией - профессией геолога.
Интерес учащихся вызвала исследовательская работа по теме «Вклад тружеников эвакуированных предприятий в Победу в Великой Отечественной войне». На примере двух предприятий, эвакуированных в наш город в годы войны, учащийся познакомился с условиями труда тружеников тыла на эвакуированных предприятиях – на заводе: «Кузбассэлемент» и заводе: «Красный Октябрь», узнал о профессиях, существующих на этих заводах.
Ежегодно в нашем городе проводится общегородской конкурс школьников «СУЭК – Кузбасс»: Моя Компания, Мой Город». На этом конкурсе мой ученик занял первое место с исследовательской работой по теме «Профессия «шахтёр» в судьбе моей семьи». В этой работе ученик познакомился с различными видами шахтёрских профессий, проследил развитие и изменение шахтёрского труда в течение двадцатого века.
Информация о компании «СУЭК-Кузбасс», о шахтёрских профессиях, о способах и условиях овладения ими, об общественной значимости профессии «шахтёр» для нашего города, о перспективах, открывающихся здесь для молодых кадров были собраны и изданы в информационном буклете «Свяжи своё будущее с шахтой», который также был представлен на конкурс «СУЭК-Кузбасс».
Игра — одна из активных форм профпросвещения. В процессе игры участники вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют» себя в роли профессионалов, выполняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им обязанностей. В настоящее время у молодёжи чрезвычайно популярна такая форма проведения досуга и обучения как квест. Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок или команда, первыми выполнившие все задания и пришедшие к конечной цели. Такая игровая форма может быть использована применительно к любому виду деятельности, в данном случае – к реалиям любой профессии или специальности.
В дни школьных каникул ребята 8-9 классов приняли участие в историко-краеведческом квесте по профориентации «Город горняков», посвящённом нашему городу. Это командная игра, участники которой перемещаются по определённому маршруту – от одной точки к другой. Чтобы получить заветный приз, нужно пройти все испытания. Цель квеста – объединить участников процесса, т.е. игры. Мероприятие имело профориентационное направление: ребята лучше узнавали историю шахт нашего города, знакомились с шахтёрскими профессиями, с условиями труда на шахтах города, познакомились с известными шахтёрами – Героям социалистического труда и с Героями России.
Приведённые мною выше формы профориентационной работы с обучающимися в сегодняшнее время наиболее эффективны. Они привлекают внимание школьников к проблемам региона, способствуют посильному участию в их решении. Исследовательская деятельность способствует развитию умения находить практическое применение научным знаниям, видеть и решать проблемы на современном научном уровне, даёт ясное представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии. Всё это поможет выпускнику сделать обоснованный выбор будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Профориентационная работа в сельской школе
Эта статья о профориентационной работе в школе...
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе
В статье рассмотрены критерии эффективности, проводимой вшколе профориентационной работы с школьниками....
методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе
При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1) пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...
Профориентационная работа в школе
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклас...
Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"
Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....
Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...