Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе
статья на тему

Шахова Любовь Кирилловна

Применение средств краеведения в профориентационной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа средствами краеведения

в современной школе

Шахова Л.К.,

МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинска-Кузнецкого

 На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. 

 Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. 

Для достижения этих целей нужно  привлекать в профориентационную работу с подростками средства краеведения, роль и значимость которых  состоит не только как средство гражданско-патриотического воспитания и расширения кругозора, но и профессионального самоопределения обучающихся.

Главная профессия города Ленинска-Кузнецкого  – шахтёр. Поэтому в профориентационной работе главное внимание уделяется этой профессии

Наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п. В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы.

Хочу рассказать о некоторых профориентационных мероприятиях, которые я использовала в своей педагогической деятельности.

Трудно переоценить важность  научно-исследовательской деятельности для профессионального самоопределения выпускников, так как именно данные виды деятельности дают возможность осуществить пробу своих сил и возможностей, через создание конкретного продукта или реализацию определенных функциональных задач в той или иной сфере профессиональной деятельности. Примером на городском уровне может служить ежегодная городская научно-практическая конференция, на которой  мои ученики выступали и занимали призовые места.

Исследовательская работа, посвящённая памяти погибших в послевоенные годы шахтёров. Мы с ребятами работали в архиве шахты имени Ярославского (ныне имени А.Д. Рубана). Затем сведения, которые мы нашли в архиве, были переданы авторам Книги Памяти погибших шахтёров. В результате этой работы у ребят сложилось уважительное отношение к профессии «шахтёр», осознание того, что это не простая профессия, а профессия героическая.

Исследовательская работа по теме «Роль Ленинской геологоразведочной партии в развитии угольной промышленности Ленинска – Кузнецкого» познакомила ученика с интереснейшей профессией - профессией геолога.

Интерес учащихся вызвала исследовательская работа по теме «Вклад тружеников эвакуированных предприятий в Победу в Великой Отечественной войне». На примере двух предприятий, эвакуированных в наш город в годы  войны, учащийся познакомился с условиями труда тружеников тыла на эвакуированных предприятиях – на заводе: «Кузбассэлемент» и заводе: «Красный Октябрь», узнал о профессиях, существующих на этих заводах.

Ежегодно в нашем городе проводится общегородской конкурс школьников «СУЭК – Кузбасс»: Моя Компания, Мой Город». На этом конкурсе мой ученик занял первое место с исследовательской работой по теме «Профессия «шахтёр» в судьбе моей семьи». В этой работе ученик познакомился с различными видами шахтёрских профессий, проследил развитие и изменение шахтёрского труда в течение двадцатого века.

Информация  о компании «СУЭК-Кузбасс», о шахтёрских  профессиях, о способах и условиях овладения ими, об общественной значимости профессии «шахтёр» для нашего города, о перспективах, открывающихся здесь для молодых кадров были собраны и изданы в информационном буклете «Свяжи своё будущее с шахтой», который также был представлен на конкурс «СУЭК-Кузбасс».

Игра — одна из активных форм профпросвещения. В процессе игры участники вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют» себя в роли профессионалов, выполняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им  обязанностей. В настоящее время у молодёжи чрезвычайно популярна такая форма проведения досуга и обучения как квест.  Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок или команда, первыми выполнившие все задания и пришедшие к конечной цели. Такая игровая форма может быть использована применительно к любому виду деятельности, в данном случае – к реалиям любой профессии или специальности.

В дни школьных каникул ребята 8-9 классов приняли участие в историко-краеведческом квесте  по профориентации «Город горняков», посвящённом  нашему городу. Это командная игра, участники которой перемещаются по определённому маршруту – от одной точки к другой. Чтобы получить заветный приз, нужно пройти все испытания.  Цель квеста – объединить участников процесса, т.е. игры. Мероприятие имело профориентационное направление: ребята лучше узнавали историю шахт нашего города, знакомились с шахтёрскими профессиями, с условиями труда на шахтах города, познакомились с известными шахтёрами – Героям социалистического труда и с Героями России.

Приведённые мною выше формы профориентационной работы с обучающимися в сегодняшнее время наиболее эффективны. Они привлекают внимание школьников к проблемам региона, способствуют посильному участию в их решении. Исследовательская деятельность способствует развитию умения находить практическое применение научным знаниям,  видеть и решать проблемы на современном научном уровне, даёт ясное представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии. Всё это поможет выпускнику сделать обоснованный выбор будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Профориентационная работа в сельской школе

Эта статья о профориентационной работе в школе...

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В статье рассмотрены критерии эффективности, проводимой  вшколе профориентационной работы с школьниками....

методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе

При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...

Профориентационная работа в школе

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклас...

Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"

Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....

Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...