Мастер класс по тестопластике для дошкольников.
план-конспект занятия на тему

План конспект мастер класса для детей дошкольного возраста и их родителей "Подкова на счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_testoplastike.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по тестопластике "Подкова-оберег"

Разделы: Начальная школаВнеклассная работа

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: родители, учащиеся 3 класса, учителя начальных классов.

Цель мастер-класса: создание условий для формирования и активизация творческого потенциала учеников и родителей, учителей через технологию тестопластики.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы ученикам реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.
  • Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Материал:

  • готовые изделия – образцы;
  • фотоматериал;
  • технологическая таблица;
  • соленое тесто;
  • стек для лепки;
  • кисть;
  • баночка;
  • скалка;
  • доска;
  • влажные салфетки;
  • бусины.

Участники мастер класса: учителя начальных классов, родители, обучающиеся 3 класса.

Предварительная работа: личные беседы с родителями.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов  много. 

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить,  делать настоящую вещь своими руками!

Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие психических процессов, таких как мышление, воображение, речь, способностей по многим направлениям. На мастер-классе вы  получите информацию, приобретете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы....

На протяжении нескольких лет я руковожу кружком “Тестовичок”. Защитила авторскую программу по тестопластики. Каждый год работы детей участвуют в районной выставке декоративно-прикладного творчества, выступают на научно-практических конференциях.

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Существуют основные способы лепки:

  • Конструктивный
  • Скульптурный (пластический)
  • Комбинированный
  • А также лепку можно разделить на предметную и сюжетную

Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечки не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

- Сегодня на мастер-классе присутствуют дети. И я предлагаю им отгадать загадки

III. Отгадывание загадок

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)

IV. Практическая часть.

- Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете ее оставить себе на память ли подарить друзьям. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А сначала ...

1) Пальчиковая гимнастика.

- Этот пальчик самый толстый
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб указывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал
Очень ловок и удал.

2) Приготовление соленого теста

- Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 2 стакана муки, 1 стакан соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.

3) Беседа учителя.

- Итак, будем учиться делать подкову. Их можно сделать на любой вкус. А я предлагаю сделать подкову с символом будущего года. Согласны?

Подкова - это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.

Подковывая лошадей, люди выполняли сразу две задачи: во-первых, защищали копыто от повреждений, во-вторых, предотвращали неприятности в дороге и сделать поездку удачной.

Однако о тайном предназначении подковы-оберега  в средние века почти никто не знал, в то время древние символы держались в тайне, процветала охота на ведьм, любое подозрение вело человека на костер. Вот и молчали об этой тайне те, кто знал истинное предназначение подковы. Однако любая информация распространяется все равно и таким образом свойства подковы дошли и до наших дней.

Разные народности по-разному толковали функции подковы. Одни считали, что ее главное предназначение - защитная функция и вешали ее дугой вверх, а концами вниз (по подобию радуги и чтобы она стояла над домом и осеняла его своим покровом). Другие люди нашли сходство между повернутой концами вверх подковой и полной чашей и использовали ее именно в таком положении, чтобы в доме всегда всего было в достатке и изобилии.

Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.

4) Показ процесса работы педагогом.

Этапы изготовления изделия.

- Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.

  • Катаем колобок.
  • Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
  • Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.
  • Теперь начинаем украшать подкову.
  • Делаем ветки ели: катаем шарик, придаем форму овала, расплющиваем. Затем края листика разрезать стекой. Приклеиваем ветку на подкову с помощью воды. Всего выполнить четыре ветки.
  • Делаем змею: катаем колобок, из колобка колбаску. Один край колбаски делам тоньше – это хвост змеи. С другого конца – голова змеи. Стекой делаем рот. Из шариков делаем глаза. Все детали скрепляем при помощи воды.
  • Подкову кладем на бумагу (картон), пластиковую тарелочку.

Вот наша подкова! 

В процессе работы производится текущий инструктаж.

5) Как обращаться с подковой.

Подкову - оберег  нужно вешать особым способом:

1) подкову всегда вешают только на один гвоздь;

2) в этом процессе желательно, чтобы участвовали и хозяин и хозяйка дома вместе;

3) перед тем как повесить подкову хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:

Подкову на дверь прибиваем,
Ото всякой беды ограждаем,
Все плохое за порогом оставляем.

Начало формы

6) С чем подкова сочетается.

Подкова отлично сочетается с любыми деревянными предметами. Ее действие будет усиливаться при ярком освещении, даже при искусственном. Если в прихожей, где она висит, плохое освещение, нужно заботиться, чтобы подкова была максимум подсвечена.

7) С чем подкова не сочетается.

При контакте с пластмассой или другими искусственными материалами действие подковы будет ослабляться. Допустим, если ваша дверь сделана из пластика, то можно подкову прибить на деревянную дощечку, а потом уже прикрепить ее к двери.

V. Рефлексия

- Уважаемые родители, коллеги, ребята, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями.

- Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком?

- Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка?

- Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?

- Нужны ли такие мастер-классы?

- Что взяли полезного?

Ваши подковы оставьте себе на память, и они будут напоминать вам о нашей встрече и приносить счастье в дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по тестопластике для дошкольников.

План конспект мастер класса для детей дошкольного возраста и их родителей "Подкова на счастье....

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...

Мастер – класс «Технология организации интерактивных занятий с дошкольниками»

Материалы мастер-класса знакомят с технологией  (теоретической основой) организации интерактивных занятий с дошкольниками....

Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...