Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »
опыты и эксперименты на тему

Фомина Ирина Николаевна

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения и тем самым развивая связную речь; развивать навыки и умения экспериментирования ; воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2_mladshiy_fominoy.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

               «Детский сад № 1 «Родничок» общеразвивающего вида» города Нурлат  

                                                      Республики Татарстан

        

    Мастер – класс  для воспитателей « Развитие речи  дошкольников посредством  опытов и  экспериментов »

                                                      Воспитатель первой

                                                                      квалификационной категории

                                              Фоминой И.Н.

 

2016 год

  Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Фоминой Ирины Николаевны, по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  и развития речи дошкольников.

Задачи:

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения и тем самым развивая связную речь; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Раздаточный материал: ёмкости с водой; стакан, с прикреплённой на дне салфеткой.

Ход мастер-класса:

I. Вводная часть.

Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ»

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, активную речь. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В  дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.

Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.

Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.

Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.

Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

II. Основная часть

Практическое занятие.

1. Эксперимент: «Сухой из воды», мастер – класс.

- Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды». Будем определять, занимает ли воздух место?

Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.

Ход работы.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он не видим и все же

Без него мы жить не можем.

- Но сначала скажите, может ли человек жить без воздуха? Почему?

- Почему мы не можем увидеть воздух?

- Как мы можем обнаружить, что воздух существует?

- Что означает «выйти сухим из воды»?

- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

-Возможно ли это, давайте выясним.

- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.

- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.

- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.

- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).

- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

- Давайте попробуем.

- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

III. Заключительная часть.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего

мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — ВОСПИТАТЕЛЬ!

Статья о значимости  воспитательной функции мастера производственного обучения. Мастер производственного обучения — это воспитатель — координатор усилий педагогов, семьи, социума, орг...

Консультация для воспитателей. Развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и т...

Описание педагогического опыта мастера производственного обучения «Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии» Профессия обучения: 19149 «Токарь»

В даннной публикации содержится описание моего опыта по повышению мотивации обучающихся к освоению выбранной профессии в систме ФСИН. Профессия "Токарь"....

Внеурочная деятельность мастера производственного обучения (развитие технического творчества учащихся)

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво...

Мастер- класс «Воспитатель в современном детском саду»

Цель: Сопоставить различные точки зрения студентов, дисциплинировать мысль по теме «Воспитатель в современном детском саду»...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» ...