Программа профилактики табакокурения и употребления ПАВ
рабочая программа по теме

Федорова Наталья Александровна

В программе пресдтавлен примерный план мероприятий по профилактике табакокурения, употребления ПАВ среди учачищхся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki_narkomanii.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПО ПК им Н.Н.Годовикова

__________________ С.В.Михайлов

«____»__________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директор по ВР

_______________ Т.Г. Ляшенко

«_____»  _________ 2015 года

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

ТАБАКОКУРЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

«СИЛА ВОЛИ»



Возраст детей: 12 - 18 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель программы:

педагог-психолог Федорова Н.А.

Москва 2015

Содержание:

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Цели и задачи реализации программы
  4. Принципы реализации программы
  5. Условия реализации программы
  6. Сроки реализации программы
  7. Направления реализации программы
  8. План-сетка мероприятий по профилактике
  9. Критерии оценки результативности программы
  10.  Заключение

Паспорт программы

1. Наименование программы: «Сила воли» - программа профилактики табакокурения и употребления ПАВ студентов ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова

2. Разработчики программы: Программа модернизирована и адаптирована на основе существующих программ профилактики употребления ПАВ, ВИЧ «Навигатор» Барцалкиной В.В., Родинова В.А., Косарецкого С.Г., Ступницкой М.А. и другие, «Твой выбор» ГБОУ СПО «КТСиТ»,

4. Исполнители: ГБПОУ КП им. Н.Н. Годовикова

5. Адрес учреждения: г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.19

6. Цель программы: создание условий для реализации в колледже эффективной программы профилактического воспитания обучающихся и студентов; формирование у обучающихся и студентов стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

7. Срок реализации программы: 2015 - 2019 год.

8. Место реализации программы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова».

9. Финансирование программы: Реализация программы обеспечивается за счет средств колледжа

10. Ожидаемый результат: уменьшение факторов риска табакокурения и употребления ПАВ; вовлечение подростков в социально-значимую, полезную деятельность.

Пояснительная записка

Программа профилактики табакокурения и употребления ПАВ студентов «Сила воли» (Далее – Программа) разработана на основании программ профилактики употребления ПАВ, ВИЧ «Навигатор» Барцалкиной В.В., Родинова В.А., Косарецкого С.Г., Ступницкой М.А. и другие, «Твой выбор» ГБОУ СПО «КТСиТ»

Правовую основу Программы профилактики составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 01.12.2014 года);

- Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями от 04.06.2014 года);

- Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 14.10.2014 года);

- Внутриорганизационные акты, положения, устав колледжа;

- Локальные нормативные правовые акты.

Подростковый период педагогами и психологами рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет?

Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить узы детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей самостоятельности. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни.

Важно показать подросткам разницу между здоровым образом жизни и зависимостью от ПАВ. Любая негативная установка педагогов, психологов «Не кури, не пей» будет остро воспринимать подростками, т.к. «запретный плод сладок». В нашей программе, мы стараемся показать разницу, повернуть сознание подростков в правильное русло, показываем пути развития ситуации, оставляя выбор за самим студентами.

Группа сверстников имеет авторитетное влияние на подростка. Любое слово, сказанное сверстником, подросток воспринимает позитивно, он готов делать также, быть таким же, как и его группа в целом. Поэтому необходимо включать самих подростков в проведение профилактической работы, особенно лидеров групп.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Цель:

Формирование у подростков в возрасте от 12 до 18 лет позитивных ценностей и установок личности на здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Создать необходимые условия для реализации Программы;
  • Просветить участников Программы о проблемах табакокурения, употребления ПАВ;
  • Сформировать активную жизненную позицию у подростков;
  • Развить социальные навыки, необходимые для ЗОЖ[1];
  • Сформировать навык принятия обоснованных решений, навыки постановки и достижения цели, навыки сопротивления социальному давлению.
  • Сформировать навыки позитивного мышления.

Принципы реализации программы

Программа на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:

  • Комплексность - согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.
  • Добровольность - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.
  • Аксиологичность - формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
  • Позитивность и конструктивность – психолого-педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у подростка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.
  •  Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные).
  • Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.
  • Возрастная адекватность – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
  • Научная обоснованность – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;
  • Практическая целесообразность – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к употреблению ПАВ;

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы минимальные условия.

1. Создание предметной среды.

2. Научно-методическое сопровождение профилактической деятельности: обеспечение образовательного учреждения учебно-методическими материалами, пособиями.

3. Социально-психологическое сопровождение:

- функционирование межведомственного взаимодействия с субъектами профилактики (КДН в том числе);

- социально-педагогическое и психолого-педагогическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

4. Создание системы наблюдения и оценки результативности реализации программы:

- разработка диагностики и мониторинга работы;

- определение степени вовлеченности обучающихся и студентов в проблему ПАВ.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года.

Направления реализации программы

Работа с педагогическими кадрами:

  • информирование педагогов о проведении Программы;
  • просвещение в области проблемы употребления ПАВ.

Работа с подростками:

  • тренинги, лекционные занятия по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и СПИДа;
  • тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
  • организация и проведение индивидуальной работы.

Работа с родителями:

  • выступления на родительских собраниях, информирование родителей по проблеме;
  • информационно-консультативная работа.

Методы исследования

Теоретические: выявление и анализ проблемы, изучение литературы и документации по проблеме наркопрофилактики, анализ наркоситуации в образовательном учреждении, анализ результатов профилактической работы.

Практические: диагностические исследования, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта.

Ожидаемый результат:

  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • вовлечение подростков, молодежи в общественно-значимую, социальную деятельность.

План-сетка мероприятий по профилактике

Номер

Название мероприятия

Содержание

1.

Вводное занятие

Формирование тренинговых групп, знакомство участников с темами Программы

2.

Тренинги «Самопознание. Личность»

Расширить представления о понятии личность, формирование уважительного отношения к своей и чужой личности.

3.

Лекционные и тренинговые занятия «Что такое зависимость»

Расширить представления о зависимостях, их видах. Формирование негативного отношения к ПАВ.

4.

Тренинги «Ценности жизни»

Формирование представлений о системе ценностей, помощь в осознание ценностей участников.

5.

Лекционные занятия «Цель и смысл жизни»

Развить навык определения, постановки и достижения цели.

6.

Тренинги «Моя семья»

Индивидуальные консультации

Расширить представления о семье как социальном институте, формирование позитивного, ценностного отношения к семье, ее традициям.

7.

Тренинговые занятия «Самостоятельный выбор и ответственность»

Расширить представления об ответственности, выборе, формирование навыков самостоятельного принятия решений.

8.

Тренинговые занятия «Уверенность в себе»

Определить алгоритм принятия решений. Повысить чувство уверенности в себе.

9.

Тренинги «Здоровый образ жизни»

Информировать о ЗОЖ. Развить навыки ЗОЖ, формирование культуры человека.

10.

Игротренинговые занятия «Творчество и самовыражение»

Развить навыки креативности мышления.

11.

Тренинговые занятия  «Чувства, мысли, эмоции»

Расширить знания о данных понятиях, научить конструктивно выражать эмоции, формирование представлений о недопустимости использования ПАВ в целях изменения эмоционального состояния. Обучить некоторым способам выражения чувств, эмоциональной разгрузки.

12.

Тренинговые и лекционные занятия «Конфликт. Стресс»

Расширить представления понятиях стресс, конфликт. Общее и различное, взаимосвязь. Формирование навыков распознания стрессового состояния, навыков решения конфликтных ситуаций. Познакомить со способами преодоления стресса.

13.

Тренинговые занятия  «Общение, дружба, поддержка»

Формирование представлений о данных понятиях. Поддержка, ее виды. Формирование навыков принятия, доверия, поиска и оказания поддержки.

14.

Лекционные занятие «ПАВ и СМИ»

Познакомить с приемами манипулирования в рекламе. Тренировать навыки распознания и противостояния манипуляциям СМИ.

15.

Итоговое занятие

Подведение итогов. Рефлексия.

Тематические встречи со специалистами

1.

Встреча со специалистом в области медицины.

Влияние ПАВ на организм человека.

2.

Встреча со специалистом в области юриспруденции

Человек и право.

Массовые мероприятия

3.

Акция социальной рекламы

-

4.

Акция «Мы выбираем жизнь»

-

Критерии оценки результативности программы

Критериями оценки результативности Программы являются:

  1. Анкетирование подростков (в течение Программы).
  2. Анализ тренингов и занятий.
  3. Мониторинг учащихся на употребление ПАВ, в том числе табакокурения (в начале и конце Программы).

Заключение

В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективной реализации комплексной профилактической программы. Создание условий мы рассматриваем через расширение имеющихся ресурсов и привлечение новых: интеллектуальных, материальных, финансовых, профессиональных, правовых, организационных, управленческих, духовных, нравственно-волевых, информационных, технологических.


[1] Здоровый образ жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...

Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма

Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма....

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Методическая разработка мастер-класса: "Представление программы профилактики употребления наркотиков и ПАВ среди молодежи"

В данной разработке предложены материалы занятия по профилактике употребления ПАВ среди молодежи...

Классный час "Профилактика табакокурения"

В данной разработке предоставлен материал о вреде табакокурения, демонстрируется наглядный опыт о происходящих процессах в легких курильщика....

Программа профилактики ПАВ (табакокурение, алкоголизм, наркомания)

Программа профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании...