Рабочие программы, аннотации к программам и контрольно-оценочные средства
рабочая программа на тему
Рабочая программа ПМ.01."Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях" раскрывает основные требования к формированию ОК и ПК обучающихся по предмету, согласно ФГОС, включает МДК 01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, УП и ПП, содержит пояснительную записку (паспорт), требования к знаниям, умениям и навыкам, тематическое планирование, результаты освоения ПМ, структуру и примерное содержание ПМ, условия реализации ПМ, контроль и оценку результатов освоения ПМ, аннотацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) Музыкальное образование Протокол от 27.03.2015г № 5 | Утверждено педагогическим советом Протокол от №
| Утверждено приказом от № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях»
для специальности 53.02.01. Музыкальное образование
наименование цикла ПМ Профессиональные модули
Номер группы: 115А
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 120 ч. |
Самостоятельная работа 40 ч. |
Обязательная учебная нагрузка (всего) 264 ч. |
в том числе.: |
теоретическое обучение 80 ч. |
практические занятия ч. |
лабораторные занятия ч. |
курсовая работа (проект ) ч. Учебная практика 36 ч. Производственная практика 108 ч. Форма промежуточной аттестации: зачет, дифференцированный зачет, экзамен квалификационный |
г. Нижневартовск
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01. «Музыкальное образование»
и с учетом Примерной программы профессионального модуля «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации»,
рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета № ______ от «____» ________ 2015 г.
.
Разработчики:
Кузнецова Е.И. преподаватель БУ СПО «НСГК»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)
Музыкальное образование
Руководитель методической комиссии (кафедры)
Униковская А.Н.__________________________
«___» сентября 2015 года
Эксперты:
_______________ ___________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия), подпись
_______________ ___________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) инициалы, фамилия), подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 18 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации»
– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации, учебная и производственная практика (по профилю специальности). Проведение музыкальных занятий в дошкольных образовательных организациях.
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в средних специальных учебных заведениях, а также в дополнительном профессиональном образовании по направлению программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в области музыкального образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольных ОО;
составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольном ОО;
исполнения на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем
педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации.
уметь:
находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;
отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;
использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их
с учетом возрастных особенностей воспитанников;
организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;
проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам проведения музыкальных занятий и музыкального досуга
в дошкольной ОО;
использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
выявлять музыкально одаренных детей;
осуществлять самоанализ и самоконтроль
при проведении музыкальных занятий и музыкального досуга;
анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений.
знать:
психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;
содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;
детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;
требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
характеристику форм организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыку в повседневной жизни детского сада, музыкальный досуг (развлечения), музыку как компонент праздника);
методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);
формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими,
как субъектами образовательного процесса;
особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 264 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов;
учебной и производственной практики – 144 часов.
1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | ПМ, МДК, практика | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | ||
Теор. обучение | Лаб. и пр.занятия | Курс проект | |||||||
2 | 3 | МДК 01.01. | 42 | 14 | 28 | 28 | Другие формы | ||
2 | 4 | МДК 01.01. | 78 | 26 | 52 | 52 | |||
Итого | 120 | 40 | 80 | 80 | |||||
2 | 3 | УП | 36 | 36 | Зачет | ||||
2 | 3 | ПП | 36 | 36 | |||||
2 | 4 | ПП | 72 | 72 | Дифференцированный зачет | ||||
Итого | 144 | 144 | |||||||
Экзамен квалификационный | |||||||||
Итого | 264 | 224 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
музыкальное образование детей в учреждениях дошкольного и общего образования, в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их. |
ПК 1.2 | Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях. |
ПК 1.3 | Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. |
ПК 1.4 | Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. |
ПК 1.5 | Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану здоровья и жизни детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1. | МДК 01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. | 120 | 80 | 40 | |||||
ПК 1.1, 1.4. | Учебная практика | 36 | 36 | ||||||
ПК 1.1- 1.5. | Производственная практика (по профилю специальности), | 108 | 108 | ||||||
Всего: | 264 | 80 | 10 | - | 40 | - | 36 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации. | 80 | |||
МДК 01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации. | 80 | |||
Тема 1.1. Методика музыкального воспитания – учебная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса в детском саду. | Содержание | 5 | ||
1. | Дошкольная образовательная организация как первая ступень системы образования и воспитания. Психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников. Музыка и ее общевоспитательное значение. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие. Укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. | 1 | ||
2. | Задачи воспитания средствами музыки. Приобщение к различным видам музыкальной деятельности как условие развития музыкальности детей, их творческих способностей; обучение первоначальным исполнительским навыкам в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Эстетические, психолого-педагогические и музыковедческие основы курса методики музыкального воспитания. | 1 | ||
Тема 1.2. Значение музыки для всестороннего развития личности дошкольника. | Содержание | 5 | ||
1. | Руководство общей постановкой и организацией музыкального воспитания в детском саду. Приобщение детей к музыке с целью их всестороннего развития. Выполнение программы музыкального воспитания. Работа с коллективом воспитателей: разучивание репертуара, привлечение к участию на занятиях и праздниках. Работа с родителями. | 1,2 | ||
2. | Работа с коллективом воспитателей: разучивание репертуара, привлечение к участию на занятиях и праздниках. | 1 | ||
Тема 2.1.Роль музыкального руководителя в работе детского сада. | Содержание | 4 | ||
1. | Требования к повышению личной музыкально-педагогической и методологической подготовки. Работа по совершенствованию исполнительства: пение, игра на инструменте, движение. Ознакомление с «новинками» издательств, нахождение интересного, доступного детям репертуара, обновление музыкального репертуара. | 2 | ||
2. | Овладение педагогическим мастерством и техникой работы с детьми разных возрастов. Разработка сценариев, праздников, развлечений, музыкально-ритмических движений. | 3 | ||
Тема 3.1. Музыкальные занятия – основная организационная форма обучения и воспитания детей дошкольного возраста. | Содержание | 5 | ||
1. | Типы и виды музыкальных занятий. Вариативность музыкальных занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач. Сочетание коллективных и индивидуальных форм занятий. | 1 | ||
2. | Регламент музыкальных занятий и их место в режиме дошкольной образовательной организации.Проведение занятий с небольшими подгруппами детей. Учет уровня музыкальных способностей детей. Планирование. | 2 | ||
Тема 3.2. Дополнительные формы организации музыкальной деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Содержание | 5 | ||
1. | Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников. Развлечения и утренники. Анализ и сравнение. | 3 | ||
2. | Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыкальное воспитание в семье. Самостоятельная музыкальная деятельность. | 3 | ||
Тема 4.1. Диагностика музыкальных способностей детей разных возрастных групп детского сада. | Содержание | 4 | ||
1. | Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. Первоначальные реакции детей раннего возраста на музыку. Индивидуальные особенности музыкальных переживаний детей. | 1 | ||
2. | Уровень музыкально-эстетического развития детей к моменту поступления в школу. | 1 | ||
Тема 4.2. Характеристика музыкальных способностей. Развитие музыкальности. | Содержание | 4 | ||
1. | Определение понятия музыкальности. Проявление музыкального слуха, способность дифференцировать музыкальные явления. Становление у ребенка творческого отношения к своей музыкальной деятельности. | 2 | ||
2. | Структура музыкальных способностей. Характеристика музыкально-сенсорный способностей. Ладовысотный слух и чувство ритма. Особенности их проявления в различных видах музыкальной деятельности. | 2 | ||
Тема 5.1.Характеристика методов и приемов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. | Содержание | 4 | ||
1. | Общепедагогические и музыкальные методы и приемы работы над развитием способностей детей. Особенности музыкального воспитания в ДОО. | 1,2 | ||
2. | Использование методов и приемов в различных видах музыкальной деятельности. Методика организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников. Индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии. | 1,2 | ||
Тема 6.1. Виды музыкальной деятельности. Методические приемы обучения и воспитания. | Содержание | 4 | ||
1. | Приобщение к слушанию музыки детей дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального восприятия детей. Музыкальный репертуар для разновозрастных групп детского сада. | 2 | ||
2. | Воспитательные задачи в процессе восприятия музыки. Формы работы по слушанию музыки: занятия, концерты, использование аудио и видеозаписей, презентаций. | 2 | ||
Тема 6.2. Методика приобщения к пению детей как к основному виду музыкальной деятельности. | Содержание | 4 | ||
1. | Воспитательное значение пения. Возрастные характеристики слуха и голоса детей младшего и старшего дошкольного возраста. Диапазон детских голосов. Охрана детского голоса. Требования к охране и гигиене исполнительского аппарата. Правильная певческая установка. | 2 | ||
2. | Развитие песенного творчества. Пение без сопровождения. Комплекс вокально-хоровых навыков: Звукообразование, дыхание, дикция, ансамбли и строй. | 2 | ||
Тема 6.3. Программные требования развития музыкально-ритмических движений. | Содержание | 4 | ||
1. | Особенности взаимосвязи музыки и движения. Последовательность работы над развитием двигательных навыков. Методы и приемы работы. | 1, 2 | ||
2. | Виды движений под музыку: упражнения, игры, пляски. Сочетание самостоятельных и показательных действий. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. | 2 | ||
Тема 6.4. Игра на детских музыкальных инструментах – вид музыкальной деятельности на занятии. | Содержание | 4 | ||
1. | Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация. Программное содержание и методика обучения игре на детских музыкальных инструментах на занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности. | 2 | ||
2. | Различные формы работы (индивидуальное музицирование, игра в ансамбле, оркестре). | 2 | ||
Тема 6.5. Подготовка музыкального руководителя к педагогической деятельности. | Содержание | 4 | ||
1. | Анализ методик по различным видам деятельности. Содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста. Комплексные и парциальные программы по музыкальному воспитанию. | 3 | ||
2. | Анализ сборников детского музыкального репертуара. Типы сборников. Оценка художественного уровня произведений в контексте общевоспитательных задач обучения детей. Эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара. | 3 | ||
Тема 7.1. Формы организации музыкальной деятельности детей в условиях ДОО. | Содержание | 4 | ||
1. | Музыка в повседневной жизни детского сада. Утренники и развлечения. Самостоятельная музыкальная деятельность детей. | 2 | ||
2. | Особенности воспитания музыкальной культуры и развития музыкальных способностей дошкольников в семье. | |||
Тема 8.1. Планирование работы по музыкальному воспитанию. | Содержание | 4 | ||
1. | Составление календарных и перспективных планов работы. Планы-конспекты музыкальных занятий и их различные варианты. Программные требования. | 3 | ||
2. | Формы учета работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Диагностика уровня музыкального развития детей. Текущий, промежуточный, рубежный, итоговый контроль развития. | 3 | ||
Тема 9.1. Создание музыкальной предметно-развивающей среды. | Содержание | 2 40 | ||
1. | Оснащение кабинета музыки, возрастных групп и музыкального зала. Комплект наглядно-зрительных средств обучения по различным темам и видам музыкальной деятельности. | 2 | ||
2. | Наличие портретов композиторов, изображений музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. ТСО. | 2 | ||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление творческих заданий: на формирование песенного, танцевального, музыкально-игрового творчества детей (средняя и старшая группы). Музыкально-дидактические игры и пособия. Музыкальные загадки. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Составление заданий с использованием детских музыкальных инструментов. Музыкальные занятия различных типов: типовое, доминантное, тематическое, комплексное. Музыкальный анализ песни. Взаимосвязь музыкально-практических навыков и музыкально-образовательных сведений. Развивающий характер обучения на музыкальном занятии. Выразительное исполнение музыки как метод музыкального воспитания детей. Воспитательное значение пения. Приемы приобщения дошкольников к певческой деятельности. Основные певческие умения и навыки. Взаимосвязь музыки и движения. Значение музыкально-ритмических движений для общего музыкального развития дошкольника. | 3 |
Учебная практика Виды работ: Задачи всестороннего развития детей в процессе музыкального воспитания, приобретение необходимых знаний и умений. Виды деятельности на занятии как основа формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-дидактическая игра. Составление сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участия в подготовке и проведении праздников в дошкольной ОО. Методические приёмы обучения на занятии. Использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников. Построение музыкального занятия, обеспечение взаимосвязи и логической последовательности всех видов музыкальной деятельности. Проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях. Заполнение документации: дневник наблюдения, конспекты занятий, дневник самоанализа. Подготовка презентации к занятию. Построение утренника. Подготовка и проведение утренника. Организация досуговой деятельности. Оборудование музыкальной деятельности детей в детском саду. Наблюдение и анализ показательных занятий по музыке в ДОО, утренников, досуговой деятельности. | 36 | 1,2 |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Наблюдение и анализ показательных занятий по музыке в ДОО. Анализ планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольной ОО. Находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий. Исполнение на занятиях/досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров. Отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста. Реализация задач всестороннего развития детей в процессе музыкального воспитания. Виды деятельности на занятии как основа формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Использование методических приёмов воспитывающего и развивающего характера обучения на занятии. Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми. Использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе. Применять методы и приёмы развития у детей музыкального творчества в процессе обучения пению. Игра и развитие личности ребёнка. Восприятие музыки - основа формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыкальном занятии. Применять методы и приёмы развития музыкальности в процессе приобщения к музыкально-ритмическим движениям на занятии. Особенности методики музыкального воспитания детей в процессе слушания. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Обеспечение взаимосвязи и логической последовательности всех видов музыкальной деятельности. Установление преемственности развития музыкальных способностей в процессе усвоения музыкальных произведений, приобретение необходимых знаний и умений. Формы организации музыкального воспитания детей. Самостоятельная музыкальная деятельность Роль музыки на празднике в детском саду. Построение утренника. Подготовка и проведение утренника. Планирование работы по музыкальному воспитанию. Организация и оборудование музыкальной деятельности детей в детском саду. Формирование музыкальной предметно-развивающей среды. Музыкально-дидактическая игра - как основа формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Подготовка музыкального руководителя к педагогической деятельности. Использование инновационных методик и систем в работе по музыкальному воспитанию дошкольников. | 108 | 3 |
Всего | 264 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов групповых дисциплин (3) .
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- Фортепиано
- Нотная, учебная, методическая литература на различных носителях
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по музыкальному искусству)
4. Метроном
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Доска
- Музыкальный центр
- Пульт для нот
- Детские музыкальные инструменты (ксилофоны 5 шт., металлофоны – 5 шт., маракасы – 6 шт., румбы- 2 шт., бубенцы – 4 шт., бубны- 2 шт., треугольники – 4 шт., шейкеры – 2 шт, кастаньеты – 2 шт., шумовые)
Наглядные средства обучения:
- Фланелеграф – 1 шт.
- Музыкальная лесенка – 2 шт.
- Ритмические карточки
- Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гончарова О.В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. – Волгоград: Перемена, 2010.
- Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: «Академия», 2012 – 256 с.
Дополнительные источники:
- Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. – ЛАДА, 2009.
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. –АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
- Сычева М.А. Первые уроки музыки. – ФЕНИКС, 2009.
- Елена Пирязева, научный сотрудник ИХО РАО. «Литература и музыка – диалог искусств», 2009. http://orpheusmusic.ru
- И. А. Тихонова. «Музыка и я», 2009. http://www.musicandi.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание музыки, 2011. http://festival.1september.ru/
- Дуганова Л.П. Педагогический опыт как предмет специального анализа (на примерах анализа опыта преподавания музыки) // Методист. - 2008. - № 6. - С. 48.
- Досаева Р.Н. Музыкальный фольклор в развитии эмоциональной сферы детей// Искусство и образование. - 2008. - № 6. - С. 99.
- Полозова А.В. Развитие музыкальных предпочтений учащихся // Искусство и образование. - 2008. - № 4. - С. 135.
- Алеев В.В. О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. - 2008. - № 5. - С. 71.
- Платонова С. В. Платонов. Сочинения для детей и юношества, или Как сделать занятия музыкой нескучными? // Искусство и образование. - 2008. - № 4. - С. 94.
- Цымбалюк Е.А. Ребенок на уроке музыки: в чем специфика его деятельности // Искусство и образование. - 2008. - № 1. - С. 31.
- Чернышева И.В. Творческая самореализация личности в художественно-образовательной деятельности // Искусство и образование. - 2008. - № 1. - С. 15.
- Семенова Д. А. Традиционные и инновационные виды деятельности при использовании ИКТ на уроках музыки // Информатика и образование. - 2010. - № 1. - С. 17.
- Общие требования к организации образовательного процесса
Основными формами организации учебного процесса МДК «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации», Учебная и производственная практика, являются: групповые и индивидуальные, теоретические и практические занятия в классе и самостоятельная работа студентов. Содержание занятий определяется уровнем музыкальной подготовки студентов, музыкальными способностями и способностью к автоматизации навыков, что обуславливает индивидуальную траекторию профессионального развития каждого студента.
Необходимой базой для прохождения производственной практики (по профилю специальности) являются дошкольные образовательные организации, работающие по вариативными или комплексным программам, утверждённым Министерством образования РФ, которые соответствуют требованиям ФГОС. ДОО должны быть оснащены учебно-методическим комплексом по музыкальному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста, современными инновационными педагогическими технологиями, иметь музыкальную предметно-развивающую среду, которая включает в себя наличие музыкального зала с инструментом (фортепиано, баян, электронное пианино), mp3 проигрывателем, персональным компьютером, проектором, наглядными средствами обучения. Для организации производственной практики необходимо оказать обучающимся консультационную помощь руководителя практики и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Освоению данного профессионального модуля в полной мере способствует параллельное изучение дисциплин общепрофессионального цикла: педагогика, психология, возрастная анатомия и физиология, гигиена, правовое обеспечение профессиональной деятельности, история музыки и музыкальная литература, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, сольфеджио, ритмика и хореография, безопасность жизнедеятельности, и профессионального цикла: вокальный класс, хоровой класс и управление хором, музыкально-инструментальный класс.
4.4. Используемые образовательные технологии
Формируемая компетенция | Педагогическая технология | Методы |
| Личностно-ориентированные технологии, информационно-развивающие технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод творческого восприятия, проблемного обучения; метод анализа и интерпретации художественного текста, синтезирующий, эвристический, исследовательский, метод положительной Я-концепции. Методы активного обучения: поисковый, творческий, синтетический - лекции вводные, эвристические, проблемные, обзорные; работа с учебником и текстами произведений, рефератов; работа с материалами Интернета, демонстрации фрагментов фильмов и др. |
| Развивающие технологии, информационно-коммуникационные технологии. Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Технологии коллективных творчески дел. | Методы активного обучения: поисковый, синтетический, творческий - лекции (различного вида), |
| Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод творческого восприятия, проблемного обучения; метод анализа и интерпретации художественного текста, синтезирующий, эвристический, исследовательский, метод положительной Я-концепции. |
| Информационно-развивающие технологии. Личностно- ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод творческого восприятия, проблемного обучения; метод анализа и интерпретации художественного текста, синтезирующий, эвристический, исследовательский, метод положительной Я-концепции. |
| Информационно- коммуникационные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Методы интерактивного обучения-лекции (различного вида), -практикумы: использование Интернет-ресурсов для подготовки к занятиям. |
| Личностно-ориентированные технологии; технологии коллективных творческих дел. | Методы активного обучения: коллективно выполненные проекты и творческие задания. |
| Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения. | Метод творческого восприятия, проблемного обучения; метод анализа и интерпретации художественного текста, синтезирующий, эвристический, исследовательский, метод положительной Я-концепции. |
| Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод творческого восприятия, проблемного обучения; метод анализа и интерпретации художественного текста, синтезирующий, эвристический, исследовательский, метод положительной Я-концепции. |
| Личностно- ориентированные технологии, индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод проблемного обучения, исследовательский, метод положительной Я-концепции. Практикумы-семинары различных видов; Работа с материалами Интернета. |
10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану здоровья и жизни детей. | Личностно- ориентированные технологии, индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Метод проблемного обучения, исследовательский, методы интерактивного обучения-лекции (различного вида). |
11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | Личностно- ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения | Проблемно-развивающие методы: показательный метод, диалогический, алгоритмический. |
4.5 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации» и специальности «Музыкальное образование».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольной образовательной организации, планировать их. ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях. ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников. | Умение формулировать цели и задачи музыкальных занятий в ДОО. Знание планирования и учета музыкальных занятий. Сформированность навыка работы над содержанием организации музыкально- педагогического процесса в ДОО. Умение проводить диагностику развития музыкальных способностей дошкольников. Использовать план анализа музыкального занятия. Грамотно формулировать оценку этапов занятия. Сформированность умения вести документацию. | Экспертная оценка. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану здоровья и жизни детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | Развитие устойчивой мотивации к обучению будущей профессии. Сформированность умения организовывать собственную деятельность в решении профессиональных задач по музыкальному воспитанию дошкольников. Уметь находить пути разрешения педагогических задач, изменять, по необходимости, намеченный план занятия. Развитие навыка самообразования, самоанализа, самореализации, умение находить и использовать необходимую информацию для реализации профессиональных задач. Умение применять современные ИКТ в музыкально-педагогической деятельности. Сформированность навыка работы в коллективе, развитие коммуникабельности, умение сотрудничать. Знание методов и приемов работы над развитием и приобщением дошкольников к музыкальной деятельности. Самоанализ собственной профессиональной деятельности. Развитие личностных и профессиональных качеств. Знание функций педагога-музыканта. Умение планировать, находить пути самосовершенствования. Знание условий обновления процесса образования в России. Умение разбираться в программно-методическом обеспечении процесса обучения. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе проведения музыкальных занятий. Знание закона о правах ребенка: «Конвенция о правах ребёнка»; закон РФ «Об образовании» 1991г. | Экспертное наблюдение. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение. Экспертное наблюдение. |
Аннотация рабочей программы
профессионального модуля «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации»
для специальности 53.02.01. Музыкальное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета № ___ от «____» ________ 201_г.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (область применения рабочей программы, цели и задачи профессионального модуля (ПМ) – требования к результатам освоения ПМ); структуру и примерное содержание ПМ (тематический план, содержание обучения по ПМ); условия реализации ПМ (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы, общие требования к организации образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, требования к квалификации педагогических кадров); контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 120ч., в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 80 часов, самостоятельная работа – 40 часов.
Вид промежуточной аттестации – другие формы, дифференцированный зачет, квалификационный экзамен.
Наименование разделов профессионального модуля:
1. МДК 01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольной образовательной организации
2. УП Учебная практика
3. ПП Производственная практика (по профилю специальности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова
Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1. Общие положения Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ...