Презентация "В стране ЗИККУРАТОВ" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
презентация к уроку на тему

Мухамедова Людмила Владимировна

Месопотамия - в переводе с греческого означает "Междуречье". Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы - ЗИККУРАТЫ.

Орнаментальные знаки дворцов и храмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_zikkuratov.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стране зиккуратов орнаментальные знаки Подготовила преподаватель класса «Живопись» «Ольховская детская школа искусств» Мухамедова Л.В.

Слайд 2

Жилища богов

Слайд 3

Месопотамия – в переводе с греческого означает «Междуречье». Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы – Зиккураты. Вавилон и в особенности Ассирийская держава отличались необыкновенной деспотичностью и свирепостью нравов, их воинственный народ – чрезвычайной суровостью.

Слайд 4

Культ грубой физической силы был так силён, что красивым считался человек, похожий на быка – с огромной массой мускулов, с телом, покрытым обильной растительностью. Таким предстаёт главный эпический герой Месопотамии – Гильгамеш.

Слайд 5

Для искусства Двуречья характерен образ керубина – человека-быка с мощными крыльями, - зародившийся в те незапамятные времена, когда его обитатели поклонялись быку и хищным птицам как божествам, отождествляя с ними своего владыку. Нередко керубин изображался с царской короной на голове.

Слайд 6

С особенностью нравов жителей Двуречья связано и почти полное отсутствие женских изображений – женщина была настолько порабощена в этом обществе, что за исключением древнейших богинь, даже не удостаивались чести быть изображённой в искусстве. В орнаментике Ассиро-Вавилонии нет ничего от утончённости, поэтичности, причудливости искусства древних египтян. Здесь всё гораздо проще, мужественнее, заземлённее и однозначнее .

Слайд 7

Орнамент прост по рисунку, ритмика его определяется простым сочетанием геометрических ясных форм, и лишь тонкая графическая прорисовка смягчает впечатление элементарности, приобретает ему некоторое изящество. Характерный колорит ассиро-вавилонского орнамента построен на сочетании зелёного или синего с коричнево-красным и охристым цветом, так как до нас дошли главным образом фрагменты керамической поливной облицовки дворцов и храмов.

Слайд 8

Спираль трансформировалась в узор в виде двух перевивающихся лент с двухцветным диском в центре; ромашка приобрела весьма реалистичный вид. Она здесь весьма популярна: ромашками затканы одеяния царя, она же украшает налобную повязку ассиро-вавилонского владыки.

Слайд 9

Чрезвычайно интересна судьба линейного орнамента. Древнеегипетскому Озирису соответствовал бог, одним из символов которого было зерно. И теперь видно вместо лотоса либо зерно, либо другой элемент, очень напоминающий кедровую шишку. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из главных подвигов Гильгамеша была победа над чудовищем Хубабу – повелителем кедров.

Слайд 10

Этот орнамент встречается не только в виде ленты, как у египтян, но и в виде квадрата или круга. Квадрат – символ четырёх времён года. Как известно, в древнем мировоззрении осень воспринималась как запад, зима – как север, весна – как восток и лето – как юг. Круг – означает идею постоянного круговорота явлений во Вселенной. Таким образом, ассиро-вавилонский орнамент круг или квадрат – это некий моментальный снимок Бытия, его остановившееся мгновение. Поэтому в центре квадрата видим ромашку солнце, а в ряде случаев круг сам трансформируется в ромашку.

Слайд 11

В линейном орнаменте есть не встречающееся в Египте сочетание трёх элементов – полураспустившегося бутона, цветка и плода. Причём форма плода-шишки в точности соответствует форме закрытого бутона, т.е. это одновременно и бутон и плод.

Слайд 12

Очень характерна раскраска многих орнаментов Месопотамии: либо шеврон – знак воды (синее или зелёное с коричневым), либо составленные из тех же цветов пульсирующие ленты, как бы подводящие воду к растению, питающие его соком жизни. Другой типичный для Месопотамии вариант линейного орнамента – мотив повторяющейся трёхступенчатой пирамиды, чрезвычайно простой на первый взгляд. Но эта простота кажущаяся, она таит в себе глубокий смысл, ибо в древних орнаментах вообще нет ничего случайного.

Слайд 13

Задолго до того, как возникла в Месопотамии религия, местные жители представляли себе устройство мира в виде трёх ярусов – неба, земли и подземного царства, которыми соответственно управляли боги Эну, Бен и Энлиль. Поэтому поначалу здесь строились трёхъярусные зиккураты, сменившиеся впоследствии семиярусными, означающих семь известных в древней Месопотамии корон ассиро-вавилонских царей носила ту же трёхъярусную форму.

Слайд 14

В ассиро-вавилонском орнаменте мы видим ещё отражение одной общей для других культур легенды о происхождении жизни на земле. Она гласит, что у её истоков находится некое Древо Жизни. Изображение этого Древа – устойчивый элемент в орнаментике Востока. Дальнейшее развитие этой легенды включило в неё представление о существах, которые охраняют Древо Жизни. Эти существа изображались по-разному: в виде летающих собак, львов, грифонов. Они располагались парой, симметрично по обоим сторонам Древа. В более поздних образцах орнамента само Древо часто заменялось цветком или фигурой человека.

Слайд 15

Искусствоведы называют её трёхчастной композицией. В искусстве Ассиро-Вавилонии она обретает весьма специфический вид. В центре, как правило диск, означающий круговорот Бытия, либо ромашка, а по сторонам – изображение человека с крыльями, с корзиной в одной руке и зерном – в другой.

Слайд 16

Следы трёхъярусной композиции встречаются в орнаментике разных народов. С Месопотамии она проникает в Персию, которая, завоевав государства Междуречья, становится известным в Византии и Западной Европе, откуда он приходит и к нам в Россию. В его истории наступает момент, когда исчезает изображение Древа Жизни, а охранители его – главным образом птицы – начинают сливаться в единое фантастическое существо. Так, в частности, возник и наш двуглавый орёл.

Слайд 17

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ http://kartinki-na-rabochiy-st…http://www.forum-grad.ru/forum…http://kartinki-na-rabochiy-st…http://www.mota.ru/wallpapers/…http://epidemzz.net/tv/13464-t…http://www.mk.ru/science/artic…http://costabrava.deimand.com/…http://www.pravmir.ru/bibliya-…http://www.moidagestan.ru/blog…http://homeweek.ru/news/3656http://www.sunhome.ru/image/54…http://olk.wef.pp.ua/?er=fg&ty…http://gym1505.ru/node/13397http://hotelexecutive.ru/rubri… http://www.gorodvkusa.ru/userf…http://www.amadina.ru/index.ph…http://www.fromuz.com/forum/in…http://www.salon-bogemia.ru/fa…http://a-watch.ru/mehanicheski…http://www.worldzap.ru/tehnika…http://svetlanavedernikova.ru.…http://www.history-names.ru/k/…http://www.wallpampers.ru/plac…http://peugeot.infocar.com.ua/…http://vse.kz/topic/479804-evr…http://lenoblast.bezformata.ru…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).

Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...

Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)

Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

Презентация "Готический стиль" (предмет: история изобразительного искусства.

Готика, готический стиль -- художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.Соборы стремятся вверх, этот эфект достигается за счё...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...