«Умеем ли мы общаться и как добиваться понимания»
классный час на тему

Мансурова Светлана Ахатовна

Модуль практического занятия классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_klassnogo_chasa.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Классный час на тему:

«Умеем ли мы общаться и как добиваться понимания»

        Форма занятия: модуль практического занятия классного часа

        

Цель: Формировать знания  и умения оптимизации процесса общения.

        Задачи:

  1. Обучающая: Формировать  знания о способах улучшения общения.
  2. Развивающая: Развивать умения правильно организовывать процесс общения, чтобы добиваться понимания с партнером.
  3. Воспитательная: Воспитывать уважение к партнеру по общению и умение слушать.

Оборудование: Раздаточный материал, листы бумаги, ручки.

Ход занятия

  1. Организационный момент (3 мин.)

Разделиться на подгруппы по 5-6 человек.

  1. УЭ-1  «Что такое общение?» Актуализация знаний (10 мин.) 

Цель: Исследовать уровень осведомленности по данной теме и актуализировать знания и умения в области общения (Входной контроль).

Инструкция для каждой подгруппы:

«Прочитайте народные пословицы и поговорки.

Выберите 3 наиболее интересные на ваш взгляд и объясните их значение. Насколько эти высказывания актуальны в наше время?»

В чужой беседе всяк ума найдет.

Болтливому молчание в тягость

Говори подумав, садись оглядевшись.

Говорит, как слепой о красном.

Тайное слово в своих устах держи.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Говорит – сам себя веселит.

Говорить без дела, что на воде писать.

Я не о том пел, а ты не о том слушал.

Речами тих, да сердцем лих.

Скажешь с ноготок, с перескажут с локоток.

Речь красна слушаньем.

Семь лет не виделись, а сошлись и говорить нечего.

Говорит хорошо, а замолчит – еще лучше.

Говорить правду – потерять дружбу.

Говорят, что за морем кур доят, а как поехал за молоком, так назвали дураком.

Говорят с уха на ухо, а слышно с угла на угол.

Болтовня и красна и пестра, да пуста.

Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Ты умеешь зло говорить, а я умею этого не слушать.

  1. УЭ-2 Информационный блок «Способы улучшения общения»

Цель: Изучить основные способы улучшения общения.

Инструкция для подгрупп:

1) «Внимательно прочитайте предложенный материал. Выделите и запишите основные положения способов улучшения общения».

  1. Будьте открытыми к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на исходном к нему уважении и ваших положительных намерениях, вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет. Такое отношение, соответствующим образом продемонстрированное, обезоруживает людей и помогает не только более открыто и честно выражать себя, но и выслушивать вас более внимательно.
  2. Старайтесь понять все значение сообщения целиком. Поскольку сообщение состоит из фактической информации и эмоционально окрашенных моментов, постарайтесь оценить их как единое целое.
  3. Ваше внимание должно быть также и физическим. Расположитесь лицом к вашему партнеру по общению. Ведите общение так, чтобы ваши позы, жесты, мимика подкрепляли ваши слова. Сидите или стойте на подходящем расстоянии так, чтобы ваш партнер или партнерша чувствовали себя свободно, раскованно. Не забудьте, что общение требует концентрации, в независимости от того говорите вы или слушаете.
  4. Ваше участие в общении должно быть активным и ответственным. Если вам что-либо не ясно или вы пропустили часть сообщения, немедленно включайте «обратную связь». Нерешительность может сыграть здесь весьма отрицательную роль. Помните: обратная связь нужна не только слушающему, но и говорящему – он должен знать, что его сообщение «дошло» до адресата.
  5. Наблюдайте за неречевыми проявлениями партнера, то есть помимо слов учитывайте выражение лица, взгляды, позы. Да и в самой речи есть косвенные признаки, помогающие правильно расшифровать сообщение: тональность голоса, громкость, скорость речи.
  6. Выражайтесь ясно. Думайте о том, что вы говорите, тщательно выбирайте слова. Наиболее понятны и эффективны те сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений.
  7. Будьте настойчивы. Настойчивость отнюдь не означает агрессивности или силового навязывания своего общения. О ваших чувствах, мыслях и правах вы должны сообщать таким образом, чтобы при этом уважались мысли, чувства и права других людей. Агрессивность в общении всегда связана с нарушений прав и потребностей других людей. Агрессивные люди непременно обвиняют, нападают на других.
  8. Говорите от первого лица. Если в разговоре вы используете высказывания типа: «Перестань это делать! Ты как маленький ребенок. Почему ты не можешь исправиться?», то таким образом вы ставите собеседника в положение обороняющегося. Вместо того, чтобы изменить свое поведение, он испытывает искушение поспорить с вами. Сообщение от первого лица, содержащее оценку, но не суждение, намного эффективнее. Они позволяют четко высказать, что вы чувствуете по данному поводу. Такие «Я-сообщения» позволяют вашему собеседнику «сохранить лицо».

Вместо «Вы не сделали свою часть работы» лучше сказать «Мне кажется, что Ваша часть работы пока сделана не полностью».

  1. Будьте хорошим слушателем. Без умения слушать человек лишает себя важной информации, не может завоевать доверие товарищей и окружающих. Большинство людей очень часто слушают, но не слышат, т.е. преследуют в общении лишь свои цели, пропуская большую информацию, сказанную другими.

2) «Выберите одного представителя от группы, который расскажет о 2 положениях, наиболее важных на ваш взгляд в общении».

4. УЭ-3 Тест «Умение слушать»

Цель: Закрепить усвоение нового материала на основе собственной оценки по вышеизложенным критериям.

Умение слушать – важная составная часть процесса общения. Без умения слушать человек лишает себя важной информации, не может завоевать доверие товарищей.

Предлагаемый текст помогает установить ваши способности слушать собеседника.

Инструкция:

«Выберите приемлемый для вас  ответ из трех вариантов на каждый из 15 вопросов.»

Опросник

1. Какова, по-вашему, цель беседы или разговора:

А) лучше узнать собеседника;

Б) высказать свою точку зрения по данному вопросу;

В) поделиться мнениями и обсудить их.

2. Задавали ли вы в детстве вопросы: «Как и где спят облака?» или «Была ли  бабушка маленькой?» и т.п.:

А) часто;

Б) никогда;

В)  иногда.

3. Приходилось ли вам по утрам, собираясь на работу, напевать:

А) да, всегда утром одну и ту же песню;

Б) да, обычно разные;

В) нет, никогда.

4. В конце собрания задаете ли вы вопросы докладчику:

А) да, всегда есть о чем спросить;

Б) иногда, когда вы не согласны с изложенной точкой зрения;

В) никогда, так как не верите, что одним вопросом можно изменить точку зрения докладчика.

5. После разговора с другом или коллегой случалось ли вам менять точку зрения по данной проблеме:

А) да, довольно часто;

Б) иногда;

В) никогда.

6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то:

А) больше говорите вы;

Б) больше говорит собеседник;

В) оба говорите поровну.

7. По одинаковой цене, что бы вы предпочли купить:

А) книгу;

Б) компакт-диск;

В) билет в кино.

8. Коллега хочет поделиться своими проблемами, которые вас не касаются. Что вы подумаете:

А) что потеряете ценное время;

Б) что теперь будете иметь на него влияние;

В) что попытаетесь ему помочь.

9. Какая из фраз выражает больше всего вашу точку зрения:

А) лишь специалист может говорить хорошо по данной проблеме;

Б) каждый может обо всем говорить, если умеет хорошо выражать свои мысли;

В) специалисты не всегда хорошие ораторы, чтобы убедительно говорить о проблеме и своих разработках.

10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, то как вы поступите:

А) остановите говорящего и попросите объяснить сказанное;

Б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом в конце разговора;

В) в целом суть дела вам всегда ясна.

11.Можете ли вы днем повторить сообщение или песню, услышанные утром по радио:

А) да, всегда;

Б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить;

В) вы не можете вспомнить.

12. У эстрадного певца (певицы) прежде всего вы цените:

А) голос;

Б) внешний вид;

В) поведение на сцене.

13. Посещение концертов для вас:

А) событие, доставляющее удовольствие;

Б) светская обязанность;

В) удовольствие, если исполняют ваши любимые произведения.

14. Вы в гостях, кроме вас еще присутствуют 5-6 человек. Вы заводите разговор. Чаще всего:

А) вас почти никто не слушает;

Б) все умолкают, чтобы выслушать вас;

В) вы, как правило, не являетесь инициатором разговора.

15. Вы в курсе событий общественной жизни в первую очередь благодаря:

А) просмотру телепередач;

Б) Слушанию радио;

В) чтению газет.

Подсчитаете количество баллов, используя ключ.

Варианты ответов

Оценка ответов, баллы

Номера суждений

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

3

2

2

2

1

3

1

1

3

3

3

3

2

3

Б

1

1

3

3

3

2

1

2

2

3

2

1

1

3

3

В

3

2

1

1

1

3

2

3

3

1

1

2

2

1

1

Сложите все, полученные  баллы и определите свой результат.

15-24 балла. Вы с трудом слушаете ваших собеседников. Может быть, вы недооцениваете пользу, которую можно извлечь из разговора и обогатить ваши знания и ваш жизненный опыт.

25-35 баллов. Вы посредственный слушатель. Для вас беседы не главный источник информации и основа общения. От вас многое можно узнать, но не только вы обладаете истиной. Даже критику и упреки полезно бывает выслушать. Вам необходимо слушать больше, чем вы это делаете.

36-45 баллов. Вы обладаете редким качеством – умением слушать и говорить в меру. Разговаривать с вами – одно удовольствие. Ваши собеседники всегда могут почерпнуть от вас что-либо полезное. Вы умеет входить в положение других людей – это чудесная черта характера, которую следует сохранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа "умеем ли мы прощать?"

классный час по нравственному воспитанию...

Классный час "Умеем ли мы общаться"

Материал содержит разработку классного часа по теме "Общение". Ученикм предлагается проанализировать собственные навыки общения и провести активный тренинг по их развитию. В файле содержится необходим...

Умеем читать художественные произведения

Умеем читать художественные произведения...

Конспект урока "Умеем ли мы общаться?"

Общение… Что стоит за этим словом сегодня? Человеческое общение по-прежнему одно из самых ценнейших вещей на земле. И не роскошь, а  предмет самой первой необходимости....

Методическая разработка к открытому уроку в игровой форме «Знаем и умеем»

Методическая разработка открытого урока в игровой форме «Знаем и умеем!» позволяет провести урок в группе 3 курса специальности 21.02.09 Гидрогеология  инженерная геология. Такая форм...