Компетентностный подход в преподавании химии в медицинском колледже.
статья на тему

Карапетян Алина Саядовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kompetentnost.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в преподавании химии в медицинском колледже.

В соответствии с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образования включает в себя понятие компетентности. Образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций.[1]   Компетенция — интеллектуальное качество личности. Использование же компетенций на практике принято называть компетентностью.

Содержание образования делится на общее метапредметные, межпредметные и предметные обсуждается трехуровневая иерархия компетенций. Предметные  имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Применительно к химии предметная компетенция включает:

  1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно-научной картины мира. Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.
  2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
  3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
  4. Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.
  5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.

Компетенции должны конструироваться и формироваться средствами содержания образования. Так, в «Стандарте основного общего образования по химии» отмечено, что учащиеся должны «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в медицине [2].

Общая модель компетенции должна в центре ставить личность как результат реализации индивидом своих уникальных особенностей, но с учётом общественного запроса.

Структура предметной компетенции в химии для студентов медицинского колледжа должна включать

1. Химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в медицине.

2.        Круг реальных объектов — вещества, используемые в медицине.

3.        Социально-практическая значимость — оценивание поступающей из разных источников информации о веществах, выработка единой точки зрения.

  1.    Личностная значимость для учащегося — сознательное рациональное использование веществ в медицине.
  2.     Объём знаний, умений, способов деятельности, относящихся к данной компетенции.
  3. Характеристика личностно необходимого опыта деятельности ученика в сфере
    компетенции — оценивание информации о веществах, используемых в медицине, — опыт выявления проблемы, переведения в формат химической задачи, соотнесение её с имеющимися знаниями, опыт теоретического анализа, эмоционального и рационального оценивания проблемы и т. д.
  4. Индикаторы по проверке сформированности компетенции — описание действий и ожидаемой продукции на каждом из этапов обучения: выявление уровня сформированности через наблюдение умений применять полученные знания, умения, способы и опыт соответствующей деятельности для решения задач, содержащих сведения, которые требуют критического отношения к веществам, используемым в медицине.

Одно из необходимых условий реализации данной предлагаемой  модели — постановка познавательных задач.

В соответствии с этим следует разрабатывать учебные мероприятия, построенные на логическом развёртывании компонентов компетенции в ходе решения задач поисково-исследовательского и исследовательского характера. В качестве примеров предлагаются несколько задач.

1.Как приготовить физиологический раствор?

2. Почему перекись водорода используют для обеззараживания?

3.Благодаря какому процессу гидрокарбонат натрия используют для понижения кислотности желудка?

Этапы решения проблемы

  1. Осознание и формулирование проблемы. Учитель жалуется на изжогу и приготавливает раствор соды. Поможет ли он?
  2. Анализ ситуации. Изжога - повышенная кислотность желудка. В желудке преобладают ионы Н+ .
  3. Постановка цели: Необходимо использовать реакцию нейтрализации.
  4. Поиск недостающих данных (фронтальная беседа).

? Какие ионы нейтрализуют Н+. ( Необходимо вещество, содержащее ионы ОН- )

? Откуда в карбонате натрия ионы ОН-. ( Происходит реакция гидролиз.)

? Почему карбонат натрия подвергается гидролизу? ( Соль, образованная катионами силиного основания и анионами сильной кислоты. Запись уравнения гидролиза карбоната натрия.

 NaСО3  ↔ Na+  +   СО32-

NaСО3 +  H2O  ↔  NaOH  +  H2СО3 ( в молекулярной форме)

Na+    +   NO2-   +  HOH ↔ Na+   +   OH-   +   HСО3 (в ионной форме)

 NO2-   +  НОН  ↔  ОН-    +   HСО3 (в краткой ионной форме)

Реакция среды – щелочная

5.        Выбор подходящих способов деятельности.

Необходимо провести эксперимент, доказывающий, что проходит реакция нейтрализации.

  1. Осуществление деятельности. Учащиеся приливают раствор карбоната натрия в разбавленный раствор соляной кислоты. Оценивают кислотность полученного раствора при помощи индикатора. 
  2. Соотнесение результата с целью. Кислота нейтрализована.

8.Коррекция деятельности. Учащиеся оценивают результат и сам процесс поиска
решения — высказывают предположения о других путях решения той же самой задачи,
подобных проблем, оценивают эффективность выбранного способа деятельности.

Таким образом, методика формирования компетенции предполагает решение нестандартных задач.

Литература

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. — 2004. —№11.-С. 3-13.

.2. Герус С. А. Рациональное формирование интеллектуальных умений на уроках химии // Сельская малокомплектная школа: опыт, проблемы, перспективы сохранения и развития: Материалы конференции. — Калуга:Издательство Н. Бочкарёвой, 1998. — С. 127-130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль.

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль....

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»...

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.

В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подр...

Статья "Компетентностный подход для создания воспитательного пространства медицинского колледжа", г. Красноярск

Статья "Компетентностный подход для создания воспитательного пространства медицинского колледжа", г. Красноярск...

Деятельностно компетентностный подход к обучению химии

Презентация-сопровождение выступления на педсовете...

Доклад на педагогическую конференцию « Инновационный подход к преподаванию химии и биологии»

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в р...