Развитие морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности
статья на тему

Прокопенко Андрей Владимирович

Нормы и правила,которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_vospitatelnom_protsesse.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

В воспитательном процессе довольно скромное место отводится развитию морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности. Итак, нравственность, мораль. Какую роль в нашей жизни играют эти признанные всеми людьми добродетели, присущие любому цивилизованному обществу?

Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках.

Нравственный человек, по определению Даля, - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Как известно, основы нравственности закладываются  с детства. Другими словами, ребенок с первых шагов, с пеленок должен учиться различать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Наша задача, как учителя, не только дать представление об основных нравственных  ценностях, но и укрепить учащихся в понимании того, что они  находятся в состоянии постоянного выбора. «Да» - «нет», «добро» - «зло», «буду» - «не буду» и т. д.

Выбор осуществляется на любом уровне, и именно он определяет всю дальнейшую жизнь человека. «Почистить зубы – не почистить?»; «Ударить обидчика – не ударить?»… А в дальнейшем: «Курить – не курить?»; «Работать – не работать?»; «Голосовать – не голосовать?»

Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения  культуры общества.

Подростки, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Это законы, уставы, приказы положения Конституции.

Нормы и правила, которые относятся к  сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека. Когда их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем  пример с опозданием. Опоздание на работу  - возможно наложение административного взыскания: предупреждение, выговор. Но когда опаздывает на встречу и другой его ждал,  никаких санкций быть не может, знакомый упрекнет, сделает товарищеское замечание.

Нарушение моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

        Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество. Только мораль гуманного и демократического общества способно  развивать  и совершенствовать личность, формировать активную гражданскую позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Презентация "Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у детей с ОВЗ "

В презентации представлены кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика, графические задания....

Развитие профессионального самосознания преподавателя как условие интеллектуального формирования личности студента.

В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. В настоящее время сформиро...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)

В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...