статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов
статья на тему

Леготкина Светлана Владимировна

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов

(на примере Центра развития ребенка)

Статья студентки ГАПОУ КК ЛСПК

Саенко Екатерины, 3 курс, специальность

Дошкольное образование

Курирующий преподаватель: Леготкина С.В

Мораль и нравственность различаются и содержательно, и функционально. Если мораль – это относительное жесткая система поведения человека в социуме, то нравственность – это система более широкая и гибкая, где выбор линии поведения является следствием собственной нравственной деятельности, индивидуального духовного поиска и решения ситуаций в реальных жизненных ситуациях и условиях.

В педагогической среде морально-нравственные отношения занимают определённое место – в сфере учебного труда, в общественной деятельности педагогов и детей, в сфере внеклассных контактов, общего досуга, в сфере корпоративного общения. Поэтому у студентов педагогических специальностей особенно важным является формирование не только профессиональных компетенций, но и высоконравственных убеждений.

Для формирования морально-нравственных качеств, необходимых в профессиональной педагогической деятельности, нужны специальные условия, ведь качества личности невозможно сформировать по учебникам. Будучи студентами, мы уже имеем возможность работать с дошкольниками и детьми раннего возраста в Центре развития ребенка «Планета детства» при нашем колледже. Это огромная практика в понимании и осознании важности нашей будущей профессии – профессии воспитателя. Понимаем масштабность ответственности за возможность влияния на детей своими личностными качествами, ведь они нам верят, берут с нас пример, ждут справедливых решений.

Являясь помощниками педагогов Центра, уже ощущаем сложность профессии сферы «человек-человек», т.к. необходимо применяться в методах общения с детьми разных категорий и их родителями, которые не всегда обладают высокой педагогической грамотностью.

Идти работать в Центр развития ребенка – это наш собственный выбор, хотя сложно совмещать обучение и работу. Но нам нравится волевое чувство борьбы с желанием отдохнуть и ничего не делать, чувство ответственности за детей, которых нам доверяют, чувство профессиональной уверенности и личностного роста после каждого проведенного мероприятия.

Мы ориентируемся в программах, реализуемых в Центре, и понимаем, почему родители желают скорректировать отдельные моменты развития их детей или поведения.

Совместно с педагогами решаем задачи:

  • развитие социальной компетентности ребёнка: помощь в овладении навыками конструктивного общения с детьми и с взрослыми;
  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие;.
  • формирование партнерских отношений с семьей в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных и личностных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Мы перенимаем опыт у педагогов-наставников, которые, кажется, так легко взаимодействуют со всеми детьми.

Основными условия формирования морально-нравственного сознания студентов, работающих в Центре являются:

нравственный пример через образовательно-воспитательную деятельность педагогов;

создание морально-нравственной атмосферы в детском центре;

личный опыт участия студентов в благотворительных мероприятиях и волонтерских движениях.

В системе нравственных отношений очень важную роль играет взаимодействие педагога с обучающимися. Мы только ещё учимся, и конечно имеем трудности внешние – как справиться в той или иной ситуации; и трудности внутренние - представляющие собой эмоциональные состояния, возникающие в процессе выполнения каких-либо поручений. Но мы чувствуем по отношению к себе со стороны педагогов понимание и уважение, у нас существуют определенные положительные традиции: взаимозаменяемость, взаимопомощь в любых мероприятиях, начиная с уборки помещения до выступлений на мастер-классах. Никогда не ущемляется чувство нашего достоинства, общение взрослых по отношению к нам строится на равных партнёрских отношениях.

Моральный микроклимат в трудовом коллективе Центра развития ребенка всегда положительный, педагоги являются оптимистами и нас заражают этим положительным качеством. Соблюдение норм морали и  нравственности обязательно для каждого человека в нашем трудовом коллективе, что формирует  культуру не только отдельных личностей, но корпоративную культуру. Находясь в такой атмосфере, мы готовы делиться положительным опытом взаимодействия с детьми и их родителями, приходящими в Центр.

Наши наставники не позволяют нам забывать, что успех воспитания и развития детей зависит от ближайшей микросреды, в которой они живут и воспитываются, от личности педагогов, которые несут ответственность за влияние на их личность. У нас никогда не бывает абстрактного гуманизма ради поставленных целей. Поэтому у студентов формируются качества: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на отдельные события; возникновение нравственного внутреннего конфликта при негативных поступках.

Благоприятная обстановка в Центре является основой нашего воспитания, определяющей нравственное развитие, формирование гуманистических отношений к детям. Но моральные отношения не возникают сами по себе. Они органически связаны с нашей деятельностью в Центре. Из чего следует, что морально-нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у студентов положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной учебной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных морально-нравственных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".

Модульная система обладает определёнными преимуществами:  1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;  2) ориентированностью на четкую конечную ц...

Развитие морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности

Нормы и правила,которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Статья "Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга"

В наше сложное время, когда множаться искушения и беззакония, душа подростка особенно ранима и восприимчива к разного рода информации. Чтобы правильно сформировать духовно- нравственные ориентиры необ...