Простое предложение
план-конспект урока на тему

Терчукова Лидия Пшикановна

В пособии представлен материал на тему: "Простое предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Простое предложение»

Целевая установка: ориентация на формирование развития навыков и умений иноязычной (адыгейской) речевой деятельности (аудирования, говорения – монологической, диалогической речи), чтения, письма; ориентация на овладение студентами аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой); комплексные цели урока (обучение общению на адыгейском языке, обучение познавательной деятельности с использованием адыгейского языка).

Воспитательные цели урока: воспитание цивилизованной личности, культуры мышления, общения, чувств и поведения.

Общеобразовательные цели: познавательные, развивающие; развитие лингвистического мышления.

Оборудование: компьютер, экран, карточки.

                                                                        Эпиграф к уроку:

Бзэ пчъагъэу о пшІэрэм фэдиз

 цІыф пчъагъэ о пкІоцІыт.

 (Азербайджан гущыІэжъ)

Ход урока.

І. Организационный момент.

- Шъуимафэ шІу! (Добрый день!)

Если вы хотите, чтобы сегодняшний урок был содержательным, пожелаем друг другу добра и удачи, а себе – умных и творческих студентов!

ІІ. 1. Фонетические игры.

Игра «Слышу – не слышу».

Цель: формирование навыков фонетического слуха.

Звуки къ и шIу: кIалэ, къаз, шIуанэ, къужъы, къабзэ, макIо, шIункIы, къошын, атакъэ, чъыгы, макъэ, гушIуагъо, тыгъэ.

2. Кто быстрее решить кроссворд.

Цель: повторение ранее изученных слов, формирование навыков правильного произношения.

               1

                                                                                 3

                                                    2

                1

           

        2

                4

           

        3

                     6

                4

        

        

        5

        5

        

        

     

        7

        6        

        8

        8

        7

        

                                                                                         9

По горизонтали:

1.  Рисовая, манная … .

2.  Время года, когда все цветет.

3.  После вопроса следует … .

4.  Место, где сидят курицы.

5.  Третий день недели.

6.  Место, где выращивают овощи.

7.  Адыгейский язык.

8.  Продукт, который дают наши курицы.

9.  И ты надела свадебное … .

По вертикали:

1.   Молочный продукт.

2.   Светит на небе.

3.   Ни окон, ни дверей

      Полна горница людей.

4.   Девочка.

5.   Дождливое время года.

6.   Отец моего папы.

7.   Место, куда мы ходим за покупками.

8.   Ведет у детей уроки.

(Работа выполняется на компьютере)

По горизонтали: 1. Пlастэ. 2. Гъатхэ. 3. Джэуап. 4. Чэтэщ. 5. Бэрэскэжьый.

6. Уатэ.7. Адыгабзэ. 8. Кlэнкlэ. 9. Джанэ.

По вертикали: 1. Нэшэбэгу. 2. Тыгъэ. 3. Щатэ. 4. Пшъэшъэжъый. 5. Бжыхьэ. 6. Тэтэжъ. 7. Тучан. 8. Кlэлэегъадж.

    3. Кто правильнее прочитает? Цель: формирование навыка произношения целого предложения. Установить соответствие между пословицами и их переводами. ( Пословицы на экране)

1. МакІэу Іо, бэу шІэ.

1. Не бывает лишнего добра, лишним бывает только  плохое.

2. Былымыр осэпс: къэкІо, мэкІожьы.

2. Кто спал весной, тот осенью плачет.

3. Дэй лые мэхъу нахь, дэгъу лые хъурэп.

3. Без детей в семье нет счастья.

4. Жъы зимыІэм кІэ иІэп.

4.Лицо -  зеркало души.

5. Зы акъыл нахьи акъылитІу.

5. Твой друг – твое зеркало.

6. Зынэгу къабзэм ыгуи къабзэ.

6. Учиться никогда не поздно.

7. Иакъыл фэд игущыІи.

7. Говори подумав, садись осмотревшись.

8. ЛІы фэдэр бэ дэд, лІы дэдэр зырыз.

8. Лучше сосед – человек, чем сосед – земля.

9. Насыпыр загощырэр пчэдыжьыр ары.

9. У кого нет старого, у того нет и нового.

10. Нэгур гум игъундж.

10. Богатство – роса: приходит, уходит.

11. Сабый зэрымысым насып илъэп.

11. Говори мало, делай много.

12. Тхылъыр шІэныгъэм иІункІыбз.

12. Правда колет глаза.

13. Тыгъужъыр мэлахъо ашІыгъ.

13. Лучше два ума, чем один ум.

14. Уеджэным кІасэ иІэп.

14. Книга -  ключ к знаниям.

15. ШІу шІи псым хадз.

15. У кого чистое лицо, у того и душа чистая.

16. Шъыпкъэм нэр рекІы.

16. Волка сделали чабаном.

17.ЧІыгу гъунэгъу нахьи цІыф гъунэгъу.

17. Каков ум, таково и слово.

18.Уиныбджэгъу уигъундж.

18.Похожих на мужчин очень много, настоящих мужчин единицы.

19. Гъатхэм чъыягъэр бжыхьэм мэгъыжьы.

19. Утро делит счастье.

20. Гупшыси псалъэ, зыплъыхьи тІыс.

20. Сделай добро и брось в воду.

ІІІ. Повторение пройденного материала.

1. Составить предложения по опорным словам.

Сыщеджэ, сэ, курс, ящэнэрэ. Чэтитф, ис, тичэтэщ. КIощт, неущ, тигруппэ, музеим. Пшъашъэр, еджэх, дэгъоу. ИI, дахэ, Ирэ, джанэ.

(Работа выполняется на доске).

2. Работа на компьютере.

 Определите границы слов в предложениях. Какие это предложения по цели высказывания. Найти глаголы, определить время и число.

1.  Нычэпэренэуощхыркъещхыгъ.

2. ХэталагъэхэркъабзэузытхьакIырэр?

3. КIэлэегъаджэмкIэлэеджакIохэррегъаджэх.

4. ТигъунэгъухэмкъэбаскъинэшэбэгуиагъэтIысыгъэх.

5. Сыдэутхъагъуагъатхэр!

3. Работа по вариантам.

Перевести словосочетания и составить предложения с выделенными словосочетаниями. (Объяснить правописание словосочетаний)

I вариант

Красивая девочка, деревянный дом, новый магазин, зимний день, высокое дерево, золотое кольцо.

II вариант

Одна машина, семь книг, одиннадцать ручек, двадцать пять тетрадей, тысяча рублей, третий курс.

                                                                                                        (Работа выполняется в тетрадях)

ІV. Работа над текстом (текст на экране).

                                         

1. ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ. 

              НэІосэныгъ              

  • Уимафэ шІу!                
  • НэІуасэ тызэфэгъэхъу.        

       Сэ сцІэр Аскэр.        

  • О сыда пцІэр?                        
  • Сэ сцІэр Мир.                
  • О устудентка?
  • Ары, сэ сыстудентк, мы университетым  сыщеджэ
  • Мы къалэм ущэпсэуа?        
  • Хьау, сэ къуаджэу Кощхьаблэ сыщыщ, сессием сыкъэкІуагъ
  • Общежитием учІэса?
  • Хьау, сэ сянэшыпхъум дэжь сис.
  • Уадэжь хьакІапІэ сыкъакІо хъущта?
  • Хъун адэ, адыгэхэм хьакІэхэр якІас.
  • НэІуасэ сызэрэпфэхъугъэр сигуап.     -     Джыри тызэрэлъэгъун.
  • ХъяркІэ!

                   

Знакомство

  • Добрый день!
  • Давай знакомиться.

       Меня зовут Аскер.

  • А тебя как зовут?
  • Меня зовут Мира.
  • Ты студентка?
  • Да, я студентка, учусь в этом университете.
  • Ты живёшь в этом городе?
  • Нет, я из аула Кошехабль, приехала на сессию.
  • Ты (вы) живёшь в общежитии?
  • Нет, я живу у тёти.
  • Можно к тебе прийти в гости?
  • Конечно можно, адыги любят гостей.
  • Рад был с тобой познакомиться.
  • Ещё увидимся.
  • До свидания!

2. Прочтите слова и словосочетания, запомните их.

   

     Мы къалэм − в этом городе

     ары − да

     хьау − нет

     къуаджэу Кощхьаблэ − аул Кошехабль

     сянэшыпхъум дэжь − у тети (по матери)

     сыкъакІо хъущта? − можно прийти?

     хъун адэ − конечно, можно

     джыри − ещё.

3. Обратите внимание на образование вопросительных предложений, в которых отсутствует вопросительное слово.

    О устудентка?

    Мы къалэм ущэпсэуа?

    Общежитием учІэс-а?

    Уадэжь хьакІапІэ сыкъакІо хъущт-а?

4. Ответьте на вопросы по тексту упражнения.

    Мирэ студентка?

    Мирэ университетым щеджа?

    Ар мы къалэм щэпсэуа?

    Мирэ общежитием чІэса?

    Ар янэшыпхъум дэжь иса?

    Мирэ сессием къэкІуагъа?

5. Расскажите об Аскере, как о студенте. Примерное начало:

    Аскэр студент. Ар …

V. Работа на компьютере.

  Соедините части предложения и переведите на русский язык. Определите конструкцию первого предложения.

І вариант

          1. Бжыхьэм бзыухэр                          дахэхэр егъэтIысых          

          2. Светэ  къэгъэгъэ                            къыблэм мэбыбыжьых.

3. Бэдзэрым хэтэрыкIхэр                къабзэх, занкІэх.

4. ЕджакIом тхакIи еджакIи                  библиотекэм тыкIощт.

5. Тикъалэ иурамхэр                          зэрегъашІэ.

                                                           ІІ вариант

1. Бжыхьэм жьыбгъэ                   сыдэу фаба!

2. Уиныбджэгъу илъэс                       дэгъухэр яІэх                                                                                                                

3. Тэ блыпэм                              чъыIэ къепщэ.

4. Тигъунэгъухэм шы                    тхьапш хъугъа?

5.Непэ ор                                      библиотекэм тыкІощт.

VI. Творческая работа. Вопрос + ответ. Цель: дифференциация языкового материала в обучении диалогической речи.

Задача участников игры – найти вариант ответа на свой вопрос. (Какие виды предложений использовались в этой игре, в каком времени стоят глаголы в предложениях).

О сыд фэдэ колледжа узщеджэрэр?

Сэ Адыгэ кIэлэегъэджэ колледжым сыщеджэ.

О уипшъэшъэгъу тыдэ щеджэра?

Сэ сипшъэшъэгъу Адыгэ къэралыгъо университетым щеджэ.

Тыдэ уянэ-уятэхэм Iоф щашIэра?

Сянэ-сятэхэм сымэджэщым Iоф щашIэ.

О сыда къэпщэфынэу узфаер?

Сэ шъо кIэпхынрэ цы джанэрэ къэсщэфынхэу сыфай.

Хэта шъуиеджапIэ иIэшъхьэтетыр?

ТиеджапIэ Ацумыжъ Казбек ГъучIыпсэ ыкъор иIашъхьатет.

Сыда тучантесым ыщэхэрэр?

Тучантесым хьалыгъуи, щати, щи, къэбаскъи ыкIи нэмыкIхэри ещэх. 

VII. Творческая работа.

Цель: формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков и умений. Работа выполняется на компьютере. (Текст, напечатанный вперемешку, на экране)

Подбирается небольшой по объему рассказ, содержащий в общей сложности от 9 и более предложений. Он печатается  вперемешку, при этом нарушается их логическая последовательность.

Студенты в парах читают данный им текст и восстанавливают логическую последовательность предложений текста. После чего кто – то читает вслух текст, чтобы убедиться в правильности выполнения задания и сравнивают с оригиналом на экране.

Псыхъом ыкIыбкIэ мэз Iужъу зытет къушъхьэ лъагэхэр къэлъагъох. Ти Мыекъуапэ ин дэдэп, ау ар къэлэ дах. Къалэм иурамхэр занкIэх, шъуамбгъох ыкIи къабзэх. Чъыгхэм къалэр къагъэкIэракIэ. Ахэр чъыг шхъуантIэхэм къагъэдахэ. УнэкIэ зэтет дахэхэри бэу щашIых. Мыекъуапэ пчэгу дахэхэр иIэх. Къалэм дэсхэм якъалэ шIу алъэгъу, агъэдахэ ыкIи рэгушхох. Ахэмэ цIыфхэмэ зыщагъэпсэфы. Къалэм адыгэ театри, филармонии, музеи, кинотеатрэхэри дэтых. Мыекъуапэ икъыблэ лъэныкъокIэ псыхъоу Шъхьэгуащэ речъэкIы.

Словарная работа.

РечъэкIы – протекает, пробегает

рекIокIы – проходит

рэгушхох – гордятся

псыхъом ыкIыбкIэ – за рекой

унэкIэ зэтет – новые многоэтажные дома 

Тикъал.

Ти Мыекъуапэ ин дэдэп, ау ар къэлэ дах. Мыекъуапэ икъыблэ лъэныкъокIэ псыхъоу Шъхьэгуащэ речъэкIы. Псыхъом ыкIыбкIэ мэз Iужъу зытет къушъхьэ лъагэхэр къэлъагъох. Къалэм иурамхэр занкIэх, шъуамбгъох ыкIи къабзэх. Чъыгхэм къалэр къагъэкIэракIэ.

        Къалэм адыгэ театри, филармонии, музеи, кинотеатрэхэри дэтых. УнэкIэ зэтет дахэхэри бэу щашIых.

Мыекъуапэ пчэгу дахэхэр иIэх. Ахэр чъыг шхъуантIэхэм къагъэдахэ. Ахэмэ цIыфхэмэ зыщагъэпсэфы. Къалэм дэсхэм якъалэ шIу алъэгъу, агъэдахэ ыкIи рэгушхох.

Отгадайте кроссворды.

Цель: развитие умственных способностей студентов: воображение, внимание, память, логического мышления, закрепляются знания слов и их произношение.

(Кроссворды на экране)

VІІI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Хотелось закончить наш урок словами замечательного кабардинского просветителя Шоры Ногмова, который писал: «Цель моя будет достигнута, если мои соотечественники начнут изучать адыгейский язык, и, если русские обратят также внимание на наш язык, обильный, древний, европейцам неизвестный, представляющий богатую жатву для филологии и истории».

        Думаю, такое время настало. Доброе дело – изучать языки и великие и малые.

          ІX. Домашнее задание: устно составить рассказ по теме: «Улица, на которой я живу».

ГБПОУ РА «Адыгейский  педагогический колледж им. Х. Андрухаева»

Конспект урока

Тема: Простое предложение

(Дифференциация приемов и методов обучения как одно из средств развития личности обучающихся)

Течукова Л.П. –   преподаватель адыгейского языка

г. Майкоп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...

Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Итоговый урок по теме "Простое предложение" поможет проверить и ситематизировать знания обучающихся...

Презентация. Буквенный диктант. Простое и сложное предложение

В презентации представлен материал для проведения буквенного диктанта в 9 классе. Тема диктанта "Простое и сложное предложение" ...

Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений

Прилагаю техкарту по теме "Анализ недочетов и ошибок  в построении простого и сложного предложений. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения"....

Конспект урока для 5 класса ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предоставление краткий конспект по русскому языку...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Простое осложненное предложение"

ЭОР "Простое осложненное предложение" предназначен для студентов 1 курса по дисциплине русский язык....