Элементы технологии проблемного – диалога при изучении математики
опыты и эксперименты на тему

Давыдова Светлана Владимировна

Опыт использования технологии проблемного дилога при изучении темы "Решение иррациональных неравенств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Давыдова Светлана Владимировна

ОБОУ СПО «КМТ» г.Курск

Элементы технологии проблемного – диалога при изучении математики

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного преподавателем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют обучающиеся в ходе специально организованного преподавателем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики обучающихся.

 Я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках открытия новых знаний я чаще отдаю предпочтение подводящему диалогу. 

Подводящий диалог представляет собой систему посильных обучающимся вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление обучающихся.

На проблемном занятии преподаватель “проводит” учеников через звено постановки проблемы одним из возможных путей. Например, через создание проблемной ситуации, подводящим диалогом – через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулировании темы занятия.

При изучении темы «Иррациональные уравнения» на этапе постановки проблемы пошагово подвожу обучающихся к формулированию темы следующими вопросами.

Какие множества чисел мы с вами вспоминали на предыдущих занятиях?

Ответы обучающихся: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных и иррациональных чисел.

Далее обучающимся задается ряд вопросов, которые приводят их к формулированию темы занятия, целей и основного определения.

«Число    к какому из перечисленных множеств относится? Число    к какому из перечисленных множеств относится? Теперь давайте вспомним, какие уравнения мы с вами решали? Уравнение вида  ax+b=0 называется …

Как называется уравнение вида , ? А как называется уравнение вида   ? Линейные и рациональные уравнения мы с вами уже решали, а как вы думаете чему будет посвящено наше занятие сегодня? И тема нашего занятия … Ответ обучающихся: «Решение иррациональных уравнений». Теперь давайте сформулируем цель нашего занятия».

Таким образом, при использовании элементов технологии проблемного - диалога у обучающихся вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем посредством подводящего диалога организуется поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала обучающимися, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.


Анализ

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному преподавателем

Ответы обучающихся

Подводящий  диалог

Актуализация

имеющихся знаний

Вопросы на известный

материал

Какие множества чисел мы с вами вспоминали на предыдущих занятиях?

Множество натуральных чисел, целых чисел, множества рациональных и иррациональных чисел.

Число    к какому из перечисленных множеств относится?

К множеству рациональных чисел.

А число    к какому из перечисленных множеств относится?

К множеству иррациональных чисел.

Теперь давайте вспомним, какие уравнения мы с вами решали?

Уравнение вида  ax+b=0 называется …

Как называется уравнение вида , ?

А как называется уравнение вида   ?

Линейным уравнением

Рациональное уравнение

Иррациональное уравнение.

Линейные и рациональные уравнения мы с вами уже решали, а как вы думаете чему будет посвящено наше занятие сегодня?

Решению иррациональных уравнений.

И тема нашего занятия …

Решение иррациональных уравнений.

Теперь давайте сформулируем цель нашего занятия

Научиться решать иррациональные уравнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Технология проблемного обучения на уроках математики

Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходя...

Статья по теме: "Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики"

Статья посвящена теме проектной деятельности на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики....