Одаренность
статья по теме

Андреева Тамара Алексеевна

Поддержка одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_d_v_r_e_n_n_o_s_t_.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление , поддержка способных и одаренных детей

   Одаренные и способные дети выявляются мною в результате реализации программы школы раннего развития «Цветик – семицветик», для  дошкольного возраста 5 – 7 лет -  которая  работает по комплексной программе и включает в себя: развитие речи,  развитие познавательных функций, конструирование, ИЗО, Лепка. Эту школу в ЗДДТ я возглавляю уже 6 лет. За время обучения информация о ребенке  собирается от родителей, самих детей и моих наблюдении. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность развития  тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее  у детей развивается  логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка

Основные  усилия мои были  направлены на изучение методик  и исследований отечественных и зарубежных психологов по выявлению одаренных детей. Стала накапливать  методический материал для самообразования по данному вопросу,                     Легче всего увидеть  интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеурочный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

        Я наблюдаю как одаренные и способные по математике дети, испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению со сверстниками интеллектуальные способности, высокую восприимчивость к обучению, творческие  проявления

.Так Саакян Артур пройдя полный курс программы «Занимательная математика» на конкурсной основе поступил в 239 математическую школу и по сегодняшний день успешно обучается там. У него очень высокий рейтинг по всем предметам, победитель олимпиад и проектов.

     Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Мои выпускники прошлого года, а ныне ученики 5-х классов средней школы г. Зеленогорска с первых дней показали  особые способности к обучению. Педагоги пишут дополнительный план работы на уроке с ними.

Мой выпускник 2015 года Тетенькин Илья успешно прошел все этапы отбора в Курортном районе на право поехать этим летом в лагерь Артек.

Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для развития успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, я опираюсь на принципы, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.

- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

- принцип свободы выбора учащимся направлений дополнительных образовательных программ

Зная учебную программу школы, так как  по образованию я учитель начальных классов и педагог математик, и находясь  в тесном взаимодействии с учителями школ, это является не только важнейшим фактором изучения изменений  учебных программ, но и средством развития неординарной творческой личности, я корректирую свою программу.

На занятиях в  объединении постоянно  провожу  конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ребенок может показать свои способности. По-настоящему академически одаренных детей единицы и важно не просмотреть такого ребенка. За годы работы сложилась определенная система деятельности:

Работа с психологом по результатам тестирования.

Работа  с родителями, в  результате которой вырабатывается примерная программа  взаимодействия. Поддержка родителей - очень важный момент в работе с одаренным учеником.

     Но  одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка  Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем в развитии индивидуальности  личности ребенка Для того, чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в ОУ, необходимо соблюдение некоторых условий:

-создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных условий, необходимых для самореализации. Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

 – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика,

 – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

 – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях образования и воспитания. Положительное отношение мое к каждому своему воспитаннику – это основной мой принцип.
   Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми

      Мое твердое убеждение, что одаренного в математике ребенка необходимо учить дополнительно специалисту именно в области решения олимпиадных задач. Школьный учитель может дать хорошую базу для успешного восприятия  математики и первичные умения через кружок и участие в различных конкурсах и олимпиадах, которых сейчас множество. Лишь единицы из нас могут успешно сочетать преподавание школьной и олимпиадной математики из-за больших нагрузок в школе.

      Подводя итог, хочу сказать, что педагог в дополнительном образовании по математике может и должен «выращивать» одаренного ребенка. Для этого у нас есть больше возможностей. Но это возможно только тогда, когда сам учитель – увлеченный математикой человек и имеет четкое представление о сути такой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Роль технологических условий и развивающего потенциала в развитии одаренности учащихся и студенческой молодежи.

Технологические условия развития одаренности: формы, методы, образовательные технологии в развитии одаренности личности. Развивающий потенциал олимпиад и конкурсов. Роль проектной, исследовательской д...

программа "Одаренные дети"

программа по работе с одаренными детьми в БОУ НПО ПУ №65...

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Проект по выявлению детской одаренности при поступлении в творческий коллектив. Из опыта работы в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК».

Творческий коллектив «Модельное агентство РИК» осуществляет свою деятельность на протяжении 14 лет. За это время коллектив стал неоднократным победителем Российских,  Международных фестивал...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за первое полугодие 2023-2024 учебного года.одаренный обучающийся - Смальков Константин»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2023-2024 учебного года - одаренный обучающийся Соловьев Денис»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за 2023-2024 учебный год. Одаренный обучающийся - Смальков Константин»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за 2023-2024 год и...