Образование: традиции и инновации
книга по теме

Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции (21 октября 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS s. r. o., 2014. – 602 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Микроистория в портретах: образы учителей

Алексеева М.А., директор СПК (ф) НовГУ,

Васильева Е.Н., зам.директора по УИР,

Карпова С.Е., методист

Старорусский политехнический колледж  (филиал) федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

           

 В 2014 году исполнилось 20 лет Старорусскому политехническому колледжу как филиалу Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и 100 лет зданию, в котором он находится, памятнику архитектуры двадцатого века, зданию бывшего реального училища.

Старорусское Алексеевское реальное училище было открыто 5 декабря 1906 года,  и с момента основания в нем сложился  прекрасный преподавательский коллектив.

Душой училища был инспектор Алексей Степанович Стасенков (бывший инспектор Иван Анисимович Кудрявцев был своенравным, жестоким человеком, «мог подолгу садистски отчитывать малышей и подростков за ничтожную провинность, требуя чтобы все время перед ним стояли навытяжку, постоянно оставлявший на час и два в классе после занятий и  ревностно следивший за  поведением учеников во время  долгих воскресных обеден в плохо отопленном соборе»,  вскоре был назначен директором другого учебного заведения, с повышением в чине). Алексей Степанович был педагогом по призванию, добродушным и внимательным в обращении с учениками, очень любил свой предмет и превосходно разбирался в вопросах   литературы, искусства и культуры. Когда он разбирал художественное произведение, то акцент делал на биографии писателей, связывая их творчество  с  тем временем, когда они жили.  Его внешность была вполне обычной: «полуседой, поджарый, лет пятидесяти с лишком,  с прямым и чуть насмешливым взглядом за стеклом очков в тонкой золотой оправе, с лицом в морщинах и веснушках, всегда в свежем крахмальном белье и в синем виц - мундирном сюртуке с петлицами, украшенными шитыми звездочками статского советника и университетским знаком….» [1].

            Если прежний инспектор подолгу отчитывал учеников за малейшую провинность, то Алексей Степанович никогда не повышал голоса, терпеливо выслушивал оправданья провинившихся учеников и пытался помочь неуспевающим. Интересующихся литературой и искусством учеников он приглашал к себе домой в воскресенье на чай.   «Для многих учеников как угощение инспектора художественными изданиями, так и чаем было одинаковым праздником». [2].

        В 1932 году в здании «бывшего реального училища» был произведен ремонт и его стали использовать по первоначальному назначению: сначала здесь открыли педагогическое училище, а с первого сентября 1933 года – среднюю школу. После освобождения Старой Руссы в 1944 году директором школы стал Иван Павлович Чиков.

Чиков Иван Павлович всю свою жизнь отдал учительской работе, воспитанию детей. Иван Павлович  закончил Новгородскую учительскую семинарию, свою трудовую деятельность  он начал в 1910 году учителем Старорусского уезда. С 1927 года  по 1957 год работал заведующим Старорусской школой,  затем  директором «первой образцовой школы» (1944 – 1956 гг.) города  Старая Русса. Его жена  -  Чикова Вера Ивановна, окончила курс Рыбинской гимназии, работала учителем с 1 сентября 1907 года. Оба начали педагогическую деятельность в земской школе. [3].

Педагогический коллектив  под руководством  И. П. Чикова,  несмотря на тяжелые условия труда,   искренне и добросовестно работал, отдавая свои силы делу обучения и воспитания подрастающего поколения.   Позже он писал в своем дневнике: «Условия работы учителей и учащихся были тяжелые: недостаточная кубатура классных комнат, перегрузка учащимися начальных классов, отсутствие учебников по всем предметам, недостаточность тетрадей, плохое освещение (коптилка), отсутствие наглядных пособий, отсутствие ученических парт и т.д…». В зимнее время ученики и учителя занимались в верхней одежде, что приводило к заболеваниям. И.П. Чиков  сумел создать сплочённый  коллектив, частью которого были  высококвалифицированные специалисты, владеющие педагогическим мастерством, а  другая часть - начинала педагогическую работу либо после окончания института, либо совмещая работу с обучением на заочном отделении.

 Из записей директора следует: «все члены педагогического коллектива относились к работе весьма добросовестно. Участие работников недостаточно было методического опыта, была развернута работа предметных методических секций, в особенности по русскому языку и математике».  

Под руководством Ивана Павловича в школе внедрялись новые программы и методические разработки. Согласно записям из дневника директора школы,  в 1955 – 1956 учебном году «учебные занятия в школе должны были строиться по новым программам. Это обязало педагогический коллектив школы более тщательно продумать план работы и мероприятия по повышению эффективности учебно – воспитательной работы с учащимися».

 Все свободное время Чиков посвящал обустройству школы и вопросам воспитания обучающихся. В этом году школой был приобретен киноаппарат и стали демонстрироваться фильмы. К этому периоду укрепились связи с предприятиями города, и на первом этаже школьного здания появилась мастерская, где учащиеся могли приобрести навыки обработки металла. В этом же году в школе образовался радиоузел, был  организован  кружок.

Учителя стали теснее взаимодействовать с родителями, читали различного рода лекции как ученикам,  так и родителям.

                Одним из самых известных учителей школы был учитель физической культуры Дмитрий Алексеевич Матвеев.  Это человек, чья жизнь была посвящена обучению  и воспитанию подрастающего поколения. С 1919 года он был первым  организатором физкультурного движения в городе Старая Русса.

Все его знали как прекрасного, скромного, благородного, доброжелательного человека.  В 1923 году Дмитрий Алексеевич окончил Ленинградскую военную школу физического воспитания, и с тех пор вся его деятельность была связана не только с преподаванием любимого предмета, но и с пропагандой основ физического и нравственного здоровья. Дмитрий Алексеевич был учителем высокой духовности и культуры, нравственной чистоты,   много лет посвятивший работе в средней школе №1.  

        Выпускники школы с большой благодарностью вспоминают своих учителей. Много писем и телеграмм приходило на адрес школы. В одном из писем выпускника читаем: «Уважаемый Дмитрий Алексеевич! Я отлично помню все о 1936-1937 годах, когда я учился в первой «образцовой» школе, где Вы преподавали физкультуру. Больше всего меня поражала Ваша человечность и музыкальность. Под Ваш аккомпанемент мы делали упражнения. И хотя из меня был плохой физкультурник, я любил этот предмет наряду с другими». Автором этого письма был П. И. Чинаев, генерал, профессор, доктор технических наук, подготовивший 40 кандидатов наук и 5 докторов наук.

Выпускница 1950 года  Л. Сапунова  в местной газете писала: «В школе никогда не закрывались двери физкультурного зала, а его хозяин Дмитрий  Алексеевич   находил дело для каждого. Физкультурные номера: пирамиды, клоунада, акробатика были обязательными на всех вечерах. Всех учеников он поражал выносливостью, терпением, тактом. Немало спортсменов, благодаря ему, выросло в нашей школе». [4].

После окончания Великой отечественной войны,   в первую очередь,  начинали восстанавливать школы, так как забота о будущем страны всегда считалась первостепенной задачей,  воплощали её в жизнь люди, призвание которых – учитель.  Одними из первых приехала в разрушенную войной Старую Руссу  семья Вишняковых. Таисия Степановна начала свою педагогическую деятельность еще в 1919 году и всегда преследовала одну цель: работать с детьми, влиять на их умы и сердца. Ее муж Александр Петрович много лет возглавлял школы, работал над организацией колхозов. Свою любовь и преданность учительской профессии Вишняковы сумели привить и передать в надежные руки своих детей. Их сын Евгений Александрович, обучаясь еще в 9 классе, помогал матери в проведении педагогической  работы в начальных классах. После окончания школы Евгений Александрович пошел работать учителем физкультуры, затем закончил Ленинградский  педагогический институт имени А.И. Герцена.

Много сил и душевной теплоты отдала ученикам  Кокорина  Валентина Александровна, которая в течение 20 –ти лет была директором Старорусской  школы – интерната. Она принадлежала к поколению людей, преданных своей профессии, долгу. Большой опыт работы, неутомимая энергия твердость и настойчивость в решении постоянно возникающих проблем и вместе с этим материнская теплота помогали ей тянуть нелегкую ношу. Валентина Александровна и весь педагогический коллектив давали детям  образование,  воспитывали всесторонне развитых, добрых, отзывчивых и культурных людей.  

Истинный учитель остается самым верным другом и наставником своим ученикам на всю жизнь. Одним из таких людей  была Фукалова Маргарита Семеновна,  талантливый учитель - новатор, практик. Скромный по натуре человек, всегда строго и элегантно одетая, сдержанная, доброжелательная, с тихим и ровным голосом, с доброй и чуть приметной улыбкой. Маргарита Семеновна мечтала о профессии учителя с детства. По окончании школы пошла учиться на естественный факультет Государственного Костромского педагогического института имени Н.А. Некрасова. Закончив его с отличием, первые годы работала в городе Тыщуг Костромской области, затем переехала в город Старая Русса. М.С. Фукалова имеет огромное количество различных  наград.  «Характерные черты этого замечательного человека – гигантская работоспособность, скромность, чувство такта, интеллигентность, умение наладить прочный контакт с детьми» - так  точно и лаконично охарактеризовал  Маргариту Семеновну один из её преемников. [5]. Даже рассказывая о строении вещества, показывая опыты, разъясняя формулы, Маргарита Семёновна  старалась, чтобы ученики стали лучше, добрее, человечнее. Она не только прививала ученикам любовь к труду и желание узнавать новое, но и открывала тайны человеческих, межличностных отношений.

В очерке представлены образы учителей дореволюционной и советской школы XX века: несмотря на достаточно жесткие циркулярные рамки и идеологические клише этих людей объединяет любовь к детям, знание своего предмета, преданность своему делу на все времена.

Список источников

  1. К 100-летию со дня рождения В.М.Глинки. Статьи-письма-проза/ Автор-составитель М .С.Глинка,2003,с.270.
  2. Там же, с. 271
  3. Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 103. Д. 51. Л.2.
  4. Старая Русса от 25.01.1985 г. «Учитель, перед именем твоим…».
  5. Старая Русса № 136 от 23.11.1993 г. «Все его зрители в первом ряду партера».

Микроистория в портретах: образы учителей

The micro-portraits: images of teachers.

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

Novgorod state university  named after Yaroslav the Wise

микроистория – microhistory

учитель –  teacher

реальное училище- рealschule

школа- school

образ - image


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS ...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS ...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции (21 октября 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRES...

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Образование: традиции и инновации. Материалы XXII международной научно-практической конференции (Прага, Чешская республика, 27 декабря 2019 г.).

Содержание сборника составляют научные статьи ученых России и других стран. В статьях излагается теория, методология и практика научных исследований в области педагогики, психологии, философии, культу...