Образование: традиции и инновации
книга по теме

Образование: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS s. r. o., 2013. – 417 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования конкурентоспособности современного педагога в условиях социально – профессиональной среды в системе среднего профессионального образования.

Васильева Е.Н., зав. учебной частью,

Карпова С.Е., методист, Елисеева Т.Е., преподаватель математических дисциплин

Старорусский политехнический колледж  (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

В настоящее время стало сложно прогнозировать востребованность тех или иных профессий и количество необходимых специалистов в той или иной области человеческой деятельности. В связи с переходом к рыночной экономике в России очень часто многие работодатели вместо термина «профессионализм» используют термин «конкурентоспособность». Согласно мнению большинства работодателей, конкурентоспособная личность – сильная личность, способная решать нестандартные задачи, способная саморазвиваться и успешно представлять себя  на рынке  труда. Поэтому будущие специалисты должны обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и определенными качествами личностной конкурентоспособности.

В современных условиях успех на рынке образовательных услуг стал рождаться в конкурентной борьбе между потенциальными специалистами в сфере образования. В результате этого проблема формирования личностной конкурентоспособности стала одной из актуальных, требующих серьёзного  изучения. Большой вклад в изучение проблемы внесли многие современные педагоги и психологи, такие как  В.И. Андреев,  В.С. Безрукова, Н.А. Борисова, А.П. Беляева, Л.М. Митина, О.К. Филатов, Ю.К. Чернова, Д.В. Чернилевский и др.

Конкурентоспособность педагога, в том числе работающего в системе среднего профессионального образования,  с внедрением практико-ориентированных Федеральных государственных образовательных  стандартов во многом определяется его способностью принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Это требует новых подходов к процессу обучения, способности разрабатывать собственные стратегии обучения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, всесторонне готовить студентов к будущей профессиональной деятельности. Качество  подготовки студентов в учреждениях СПО зависит от следующих факторов, определяющих конкурентоспособность педагога:

  • рост профессионального мастерства ;
  • умение педагога  активно и грамотно включаться в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг;
  • необходимость инновационной направленности в педагогической деятельности;
  • изменение отношения педагога  к  факту освоения  и применения педагогических новшеств;
  • владение академическими способностями.

Рассматривая профессиональное мастерство педагога, целесообразно учитывать педагогические способности, профессиональную образованность, опыт,  педагогическую технику. В связи с этим немаловажным является участие педагога в научной и научно – исследовательской деятельности, в разработке программ педагогической практики, в организации научно – исследовательской  работы студентов, встреч и диспутов  с работодателями, участие студентов и педагогов   в международной деятельности, в разработке социально – профессиональных  проектов, проведение мастер – классов.

Большую роль в умении педагога активно и грамотно включаться конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг играет репутация и имидж образовательного учреждения. В свою очередь, лидерская позиция образовательного учреждения, во многом определяется высоким уровнем преподавания, востребованностью выпускников на рынке труда. Успешная подготовка специалистов зависит от педагога, от того насколько точно студент осознал важность и значимость будущей профессиональной деятельности, максимально овладел теоретическими, практическими, нравственно – психологическими навыками, выработал мотивационно – ценностное отношение к дальнейшему овладению профессией.

Деятельность любого современного образовательного учреждения среднего профессионального образования невозможно представить без инновационной составляющей. Внедрение инновационной деятельности продиктовано происходящими социально – экономическими изменениями в стране, необходимостью обновления системы образования. Под инновационной деятельностью принято понимать «сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действия сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков)» [1].

В основе педагогических инновационных процессов лежит реализация той или иной образовательной технологии и методики. К наиболее эффективным методикам, применяемым в учреждениях СПО, соответствующим  требованиям и положениям концепции современного образования относят: развивающее обучение, проектное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, модульное обучение. Обязательным условием профессиональной и практической деятельности, подготовленности, компетентности педагога является использование различных подходов к современной организации обучения (личностно–ориентированный, деятельностный,  компетентностный). Использование данных подходов в процессе обучения способствует личностному росту студентов, формированию у них профессиональных установок, творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля. Таким образом, качество подготовки выпускника во многом  зависит от инновационного потенциала педагога.

В рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и в условиях перехода на качественно новый уровень подготовки специалистов сферы среднего профессионального образования изменился характер отношения педагога к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять,  осваивать и сопровождать. При этом важными становятся анализ собственной деятельности и оценка внедряемых инновационных педагогических  технологий, создание  необходимых условий для их успешной разработки и применения, способность к повышению квалификации, профессиональная устойчивость, способность к перемене профессиональной среды деятельности и повышение уровня образования.  

Под академическими способностями в педагогике понимают «способности не только к соответствующей области наук,  способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес …» [2].  Владение академическими способностями обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов, что очень значимо  в связи с запросами современного общества и  развитием науки  и техники.  

При условии успешной интеграции этих факторов процесс формирования конкурентоспособного педагога будет результативным.

Таким образом,  оказывая образовательные услуги, каждому педагогическому коллективу в условиях социально – профессиональной среды в системе среднего профессионального образования  приходится сталкиваться с конкуренцией. Педагог в этих условиях должен заботиться о сохранении собственной  конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, поведение потенциальных конкурентов, появление новых  инновационных технологий.

Список источников:

1. Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях. [Электронный ресурс]

2. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.  [www.pedagogics-book.ru/articles/4-3.html]

Проблема формирования конкурентоспособности современного педагога в условиях социально – профессиональной среды в системе среднего профессионального образования.

Problem of the formation of the competitiveness modern teacher in terms of socio - professional environment in secondary vocational education.

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

Novgorod state university  named after Yaroslav the Wise

конкурентоспособность педагога -  competitiveness of the teacher  

работодатель – employer

образовательные услуги - educational services

педагогические технологии - educational  techonolgies

инновационная направленность - innovative orientation


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS ...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции (21 октября 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRES...

Образование: традиции и инновации

Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции (21 октября 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRES...

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Образование: традиции и инновации. Материалы XXII международной научно-практической конференции (Прага, Чешская республика, 27 декабря 2019 г.).

Содержание сборника составляют научные статьи ученых России и других стран. В статьях излагается теория, методология и практика научных исследований в области педагогики, психологии, философии, культу...