Односоставные предложения практика
методическая разработка на тему

Односоставные предложения практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya_praktika.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Рассмотрим изучение односоставных предложений в 8 классе на примере использования в работе отрывков художественных текстов. Восьмиклассники уже имеют достаточную языковую подготовку и, изучая этот интереснейший раздел, смогут почувствовать неиссякаемые возможности русского языка, «его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования «арсенала синтаксических конструкций».

Односоставные предложения – одно из «ярких стилистических средств русского синтаксиса», средство выразительности, которое содержит «чувственные образы действительности», а неопределенность действующего лица придает «особый оттенок легкости действия» (А. М. Пешковский).

Рассмотрим обобщающий урок по односоставным предложениям, в котором используются отрывки из произведений И. С. Шмелева. Они дают богатые возможности для разговора о стилистике этих предложений, об особенностях стиля писателя. Урок начинается с записи одной из известных учащимся «мудрой мысли»: «С русским языком можно творить чудеса» (Паустовский).

Эпиграфом к уроку станут слова И. С, Шмелева : «Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это – мое, я знаю.» Их записываем, учитель читает дальше: «И стены, и башни, и соборы, и дымные облачка за ними, и эта моя река… были во мне всегда. И все я знаю».

  И, конечно, говорит учитель, своим был и дом, и двор, и сад, в которых проходило детство писателя. Посмотрим, как пишет И. С, Шмелев о том,

что ему дорого.

Под диктовку записываем текст , комментируя орфограммы (чуть – чуть, блестит, прибрали, принакрыли и т. д.), пунктограммы, попутно говорим о лексическом значении глагола «всхлипывает». Можно раздать карточки с распечатапнным текстом, предлагая выписать нужные предложения

Двор и узнать нельзя. Лужу накрыли рамой из шестиков, зашили тесом, и на ней можно прыгать, как по полу, - только всхлипывает чуть – чуть. Нет и грязного сруба помойной ямы: одели ее шатерчиком, - и блестит она новыми досками, и пахнет елкой. Прибраны ящики и бочки в углах двора,… отгребли мусорные кучки и посыпали красным песком – под елочку. Принакрыли рогожами навозню, перетаскали высокие штабеля досок, заслонявшие зазеленевший садик…  Новым кажется мне наш садик…  Новым кажется мне наш двор – светлым, розовым от песку, веселым.

   Повторяем особенности каждого вида односоставных предложений, говорим о том, что составляет «стержень» каждого из видов, и начинаем работу с записанным текстом: подчеркиваем грамматические основы, определяем виды односоставных предложений. Видим, что в данном тексте несколько неопределенно – личных предложений. Почему же так? Поэтому естественен переход к разговору о стилистической роли этого типа односоставных предложений.

Следующий этап урока – десятиминутная самостоятельная работа с заданием: найти односоставные предложения и определить их вид. (ксерокопия текста у каждого ученика. Учитель очень коротко говорит о соытии, рассматриваевом в тексте – вот – вот должны привезти икону Владычицы.

Чуть светает, я выхожу во двор. Свежо. Над часовенкой – смутные еще березы, с черными листочками – сердечками, и что –то таинственное во всем. Пахнет еловым деревом по росе и еще чем – то сладким: кажется, зацветают яблони. Перекликаются сонные петухи – встают. Черный воз  можжевельника кажется мне мохнатою горою, от которой священно пахнет. Пахнет и первой травкой, принесенной в корзинах и ожидающей.

Когда ученики выполнят задание, начинается общая работа с классом. Выясняем, сколько всего предложений в тексте, сколько простых, сколько сложных, сколько односоставных, какого они вида, какова их роль. Надо найти повторы. Это: черными – черный, пахнет, кажется. Зачем же писатель в таком небольшом тексте испоьльзует повторы. Почему после слова кажется в одном случае ставится запятая, в другом – нет? Как вы понимаете любимое писателем «сцепление» - Листочки – сердечки?

Для того, чтобы ученики еще лучше почувствовали особенность стиля писателя, в конце урока учитель читает отрывок:

  Едем на Воробьевку, за березами… Едем мимо садов, по заборам растет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышами тянет. Едут возы с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки – на Троицу.

Конечно, следует посмотреть на все, что «плывет в руки»: правописание безударных гласных, в личных окончаниях глагола, значение глагола тянет ( в Толковом словаре указаны 10 значений, пусть ученики попробуют назвать некоторые из них). В отрывке глагол тянет «организует» безличное предложение.

Но  не следует забывать и один из основных вопросов: каков речевой строй прозы И. С. Шмелева? Это и односоставные предложения, и инверсия, и повтор слов, и эпитеты, и главное -  радостное, возвышенное настроение – чувство. Работая устно и письменно с текстами Шмелева, необходимо поговорить о средствах художественной изобразительности, которыми пользуется писатель (чаще всего он пользуется метонимией и синекдохой). Все отрывки для этого урока взяты из повести «Лето Господне».

Методические рекомендации по расширению у обучающихся представлений об обобщенно – личных предложениях.

Для того, чтобы ученики пришли к ясному пониманию места обобщенно – личных предложений в системе языка, работу над ними нужно строить в 3 этапа.На первом этапе ученики должны уяснить отличительные особенности обобщенно – личных конструкций. Таких признаков три.

  1. Обобщенно – личные предложения воспроизводятся в речи как готовые единицы для обозначения повторяющихся ситуаций, например:

Лежачего ногами не бьют.   Без труда не выловишь и рыбку из пркуда.

Снявши голову, по волосам не плачут.

  1.  Для обощенно – личных предложений характерно отсутствие пространственно – временной и конкретно – ситуативной соотнесенности, например:   Дело словом не заменишь.

Сиденьем города не берут.  Стой за правое дело горой.

  1. Обобщенно – личные предложения существуют в речи как довольно абстрактные суждения, порой оценочного характера.

Умную голову почитают смолоду.  После дела за советом не ходят.

Соловья баснями не кормят.

Перечисленные признаки обобщенно – личных предложений можно донести до сознания учеников путем сопоставления указанных конструкций с другими односоставными – определенно – личными и неопределенно – личными.  Для сопоставления можно использовать текст:

        И медведя сильней.

Люблю природу, а также живтных. Всегда записываю истории связанные с ними. Вот одна из таких историй.

Едем в парк денали на аляскею. По пути нам рассказали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги. Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Волки отняли у медведя добычу и заставили его уйти.

Жаль ветвистого оленя . Слезами горю не поможешь. Животные, к сожалению, не могут действовать по такому принципу: слабых защищай, в обиду не давай.     ( по В. Пескову).

Задания к тексту.

1. Найдите определенно – личные предложения., докажите правильность своего ответа.

2. Вычлените неопределенно – личные предложения и охарактеризуйте их значение.

3. Укажите обобщенно – личные предложения и назовите их отличитеоьые черты.

Ответ может бвыть примерно таким:

1. Люблю природу, а также животных. Всегда записываю истории, связанные с ними. Едем в парк Денали на Аляске. – Это все опрел=делено – личные предложения, так как в них действие соотносится с говорящим лицом. Лицо определенно, конкретно. Возможна подстановка слов я, мы.

2. Нам рассказали об осаде медведя волками. Одного волка видели прямо у дороги – неопределенно – личные предложения, так как действие соотносится с лицом, не участвующим в речи: это и не говорящий, и не слушающий, а кто – то третий. Возможна подстановка слов кто – то из очевидцев, кто – то из жителей, некто ехавший.

3. слабых защищай, в обиду не давай. Слезами горю не поможешь. – Это обобщенно – личные предложения, так как действие в них можно соотнести со всеми лицами без исключения.

РАБОТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПОСЛОВИЦАМИ        

На втором этапе необходимо показать структурное разнообразие обобщенно – личных конструкций.

По структуре обобщенно – личные предложения могут быть простыми, т. е. иметь одпну грамматическую основу, например, цыплят по осени считают. Бездонную бочку бочку водой не наполнишь. С глупыми не спорят.

Также сюда относятся и осложненные конструкции, где в качестве осложняющих компонентов выступают обращения, сравнительные обороты, обособленнын обстоятельства, например,

Умная голова, разбирай людские дела.

Сидя на колесе, гляди под колесо.

Обобщенно – личные констркукциии могут быть предствавлены сложными предложениями, те у них возможны несколько грамматических основ. !. с бессоюзной связью – Моя хата с краю – ничего не знаю.

Век живи  - век учись. Не копай яму другому – сам поапапдешь.

2. с союзной сочинительной связью:

Счастью верь, а беды не пугайся. Глядит вдоль, а живет поперек.

Еду – еду – не свищу , а наеду – не спущу.

  1. с союзной подчинительной связью

Хорош, если родилась рожь. Поступай так, как сровесть велит.

Чего не хочешь, того и другим не делай. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

4. с союзной сочинительной и подчинительной связью.

Не живи, как хочется, а живи, как можется.

Для лучшего уяснения специфики структуры обобщенно – личных предложений можно предложить ученикам определить типы обощенно – личных предложений по структуре.

Вдруг не станешь друг. Скажешь – не воротишь. За худым пойдешь,  худое и найдешь. С кем поведешься, от того и наберешься. Поживи подольше, так и увидишь побольше. За правое дело стой смело. Упустишь время. Так и не наверстаешь. За правое дело борись, а с глупцами не водись.

Обобщенно – личные конструкции являются также уничверсальным средством передачи жизненного опыта одного поколения другому в форме пословиц и поговорок.

Из песни слов не выкинешь. Что посеешь, то и пожнешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Таким образом, обобщенно – личные предложения имеют богатые функциональные возможности и особенности.

Задание. Прослушайте текст, озаглавьте его разбейте на смысловые части. Составьте план, используя обобщенно – личные конструкции.

         В Ситке этот госпиталь знают все. И все ему помогают. Одни жертвуют деньги, другие приходят ухаживать за больными. Пациенты тут необычные – попавшие в беду орлы. Люди – друзья птиц. Птицы нуждаются в помощи, они слабее, незащищеннее. Вот люди и вызволяют их из беды.

      Белоголовый орел – символ Соединенных Штатов. Когда – то он был широко распространен. Но сначала ружье, потом разрушение среды обитания резко снизили численность птиц. Последний удар нанесли химикаты. ДДТ, попадая в организм птиц, нарушал кальциевый обмен – орлы клали яйца с тонкой скорлупой, в гнезде они разрушались, не давая потомства. Неразумное обращение людей с химикатами разрушает жизнь на планете. Все живое может попасть в беду. И орлы попадают.

       Люди, спасающие птиц, относятся к ним в лечкебнице внимательно, с любовью. Птицы же платят им своим доверием.

       К окружающему миру, к природе люди относятся по – разноиму: одни бережно, ,с любовью, другие безжалостно. Кому как совесить велит. Лечебница в Ситке организована добрыми людьми, с чистой совестью, красивой душой. Лечебница для орлов в Ситке – это не толко помощь природе, это способ не дать душе зачерстветь в мире человеческрой жизни. ( по В. Пескову)

Выполненное задание может выглядеть так:

Друг познается в беде.

План

1. Слабых защищай, в обиду не давай.

2. не рой яму другому, сам попадешь.

3. Как аукнетсч, так и откликнется.

4. Поступай, как совесть велит.

Данное задание также имеет целью проведение подготовительной работы к обучению приемам сжатия текста, которые используютс при сдаче ГИА в 9 кл.                             Творческое задание. 

Также можно предложить написать сочинение – миниатюру на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», предварительно составив план и используя в своем тексте как можно больше односоставных предложений.    

Работа над изучением односоставных предложений с использованием поэтических текстов.

Н.В. Егорова в методических рекомендациях по русскому языку для 8 класса предлагает такие поэтические тексты для работы на уроке.

Для первого вводного урока по теме «Основные группы односоставных предложений» рекомендуется использовать такое стихотворение.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко – далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.

Войди на закате как в свежие волны,

В прохладную  глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно – странно – безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

(К. Д. Бальнонт «Безглагольность») Текст – на доске.

- Найдите основы в предложениях. (Ученики находят основы, учитель подчеркивает их.)

Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащие, лобо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.

Предложения в которых грамматическая основа состоит из одног главного члена (подлежащего и ли сказуемого) называют односоставными.

Могут ли односоставные предложения быть распространенными? Да, стихотворение Бальмонта содержит именно такие предложения. А нераспространенными? Попытаемся сократить предложения:

Камыш. Тишь. Безглагольность.  Утомленье. Войди. Грустно.

Общий смысл теряется, но каждое из этих предложений может сеществовать в определенном контексте.

К уроку по теме «Назывные предложения»

- обратимся к пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное».

Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Запишем стихотворение в тетрадь (учитель открывает записанное мна доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради) и отметим грамматические основы в предложений.

- чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащим).

- какое значение придают стихотворению подлежащие? ( в стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижимость, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставляется в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».

Творческое задание (возможно по вариантам)

- прочитайте предложения, являющиеся началами рассказов. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Начало рассказа «Зимним утром».

Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, лежишь в постели и следишь, как постепенно проникает в окно зимний рассвет. Постепенно светлеет, становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться!

Начало рассказа «летний вечер»

Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Облака окрасило немыслимыми цветами. Интнресно следить, как меняется на глазах форма и цвет облаков. Но вот смеркается…

Начало рассказа « Осень в лесу».

Осенью в лесу особенно хорошо. Воздух прозрачный, чистый. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. В ложбинках сыро, пахнет грибами, а на пригорках шуршат под ногами листья. Светло и радостно шагать по нарядному лесу.

- по началу рассказов продолжить тексты, используя различные типы односоставных предложений, указать их вид.

К уроку «Обобщение по теме «Односоставные предложения»».

Лингвистическая разминка.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А. Фета (на доске)

1.Учись у них – у дуба, у березы,

    Кругом зима. Жестокая пора!

2. Ель рукавом мне тропинку завесила

    Ветер. В лесу одному

    Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

    Я ничего не пойму.

3. Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    серебро и колыханье

    Сонного ручья,

   Свет ночной, ночные тени,

   Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

   Милого лица,

   В дымных тучках пурпур розы,

   Отблеск янтаря,

   И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!..

(ответы: 1. определенно – личное, назывные, 2. двусоставное, назывное, безличное, двусоставное, 3. назывные.

Предлагается использовать в виде формы контроля диктант с грамматическим заданием.

                            Тропические циклоны.

     Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов – тайфуны и ураганы. Названия им дают в зависимости от района возникновения.

   В Северной Атлантике, на юге и юго- востоке Тихого океана их называют ураганами, в западной части Тихого океана – тайфунами, а в Индийском океане – штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом. Такова высота волны, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго – Восточной Азии, смыло не только постройки, но и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.

А. Ю. Купалова и В. В. Никаноров в книге 2Практическая методика русскрго языка, 8 класс» делают  интересные добавления к изучению этой темы.

Например, в фильме «Начало» есть такая сцена: непрофессиональная исполнительница роли Жанны Д Арк идет на встречу со зрителями, естественно, очень волнуясь. Режиссер фильма спрашивает ее: «Ты что дрожишь?» - «Я не дрожу. Меня трясет». Здесь одно и тоже состояние человека обозначается двумя различными, но соотносительными по значению синтаксическими конструкциями. Однако вторая, безличная, является более точным средством передачи состояния героини, подчеркивая, благодаря особенностям своего значения, его непроизвольность, неконтролируемось.

А вот отрывок из стихотворения Н. Рубцова «Букет».

Я буду долго

Гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов.

И подарю букет

Той девушке, которую люблю.

Интересно, что в песенном исполнении эта строфа воспринимается с перечислительной интонацией (как сложное предложение, где главное является двусоставным предложением с однородными сказуемыми). А в авторском тексте – после 1 – ого двусоставного с четко обозначенным «Я»  - цепь энергичных, экспрессивных определенно – личных предложений (еще один пример того, как знаки препинания помогают воспринять и осмыслить синтаксический строй читаемого текста, выступая тем самым и средством изучения синтаксиса) каждое из которых рисует не просто действие, а поступок лирического героя стихотворения ( для понимания этого важен весь текст всего стихотворения).      

Авторы учебника «Русский язык 8 класс» (1998, «Дрофа») Разумовская М. М. и Лекант П. А. также наряду с различными примерами предложений из художественных текстов раскрывают тему «Односоставные предложения» и в процессе работы с самими текстами непосредственно. Приведу примеры упражнений, которые помогают мне раскрыть тему моей курсовой работы.

- найдите и выпишите только односоставные предложения, подчеркивая главный член – подлежащее или сказуемое.

Трое суток не смолкала буря. У нас сорвало обе мачты и все паруса. Наш фрегат «Северный орел» уносится течением к юго – западу. Ночь. Ветер стих… Сижу в каюте и пишу. Три часа ночи. Моя исповедь кончена. Страшный треск. Фрегат обо что – то ударился, содрогнулся… Крики..

Бегу к команде.

                                                                                         ( Г. Данилевский)

 По теме «Определенно – личные предложения» предлагается такой поэтический текст:

Оседлаю коня, коня быстрого;

Полечу, понесусь легким соколом

От тоски, от змеи в поле чистое;

Размечу по плечам кудри черные,

Разожгу, распалю очи ясные –

Ворочусь, пронесусь вихрем, вьюгою…

                                                               (А. Тимофеев)

Примечание: так как в определенно – личных предложениях отсутствует подлежащее, то усиливается значение сказуемого, действия.

Такое задание заинтересовало меня.

- Выпишите сначала двусоставные предложения, потом – неопределенно – личные. Подчеркните грамматическую основу предложений. В односоставных предложениях укажите форму глагола.

        Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. Озеро было совершенно тихое. Скосили овсы. Однажды у нас на дворе полоскали белье и оставили корыто с подсинькой. В это корыто угодила собака Ярик.

                                                       ( М. Пришвин)

- Прочитайте выдержки из произведений М. М. Пришвина. Какие предложения или их части являются обобщенно – личными и почему? Подчеркните их основу, выделите их окончание.

1. В лесу сыро, идешь – нога чавкает. Выходишь на полянку…  Вот старый березовый пен,ь и на нем растет маленькая бойкая елочка. Возле этого пня желанные сморчки. Берешь их, а зяблик так и рассыпается…

2. С  прилетом кукушки лес наполняется людьми.  Выстрел какого – то баловника так действует, что сразу теряешь нить мысли и удираешь как можно дальше…

- Замените в тексте определенно – личные предложения обобщенно – личными. Как изменился смысл повествования? Озаглавьте этот текст.

    Ясный зимний день. Весело вскакиваю с постели.  Умываюсь, быстро завтракаю – и выбегаю на улицу. Хорошо! Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

  Снег поскрипывает под ногами, пригревает солнышко. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь, обходя завалы, кочки, заросли. Время летит незаметно.

Возвращаюсь домой освеженным, немного уставшим, но довольным и счастливым.

- Спишите, восстанавливая пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу безличных предложений. Укажите, какими морфологическими способами эта основа выражена.

    Дождик лил холодный и ветер с севера налетал порывами. Надо было плыть к людям. Ветер становился все сильнее начинался снег. Мне очень хотелось скорее уплыть с этого места. Я выпил крепчайший чай залез в мешок и подумал о том что если я все – таки не схватил воспаление легких, то жить можно в любую погоду. Палатка протекала. Но тут уж ничего нельзя было сделать. Через сутки прояснилось. Пора было плыть. К полудню стало совсем ясно и вышло солнце. Было очень тихо.   ( О. Куваев).

К теме «Назывные предложения» предлагаются такие стихотворные тексты.

Пояснение: назывные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности, например

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

                       (А. С. Пушкин)

С помощью назывных предложений Пушкин сжато и ярко передал динамику Полтавской битвы, как будто она развернулась сейчас перед глазами читателя.

- Запишите назывные предложения, подчеркните их основу. Укажите, чем выражена эта основа.

Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно – голые вчера.    

                                           (В. Брюсов)

Опять холодные седые небеса,

Пустынные поля, набитые дороги,

На рыжие ковры похожие леса,

И тройка у крыльца, и слуги на пороге…

                                               (И. Бунин)

И. Шустина в книге «Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Русский язык на «пятерку» предлагает использовать такой поэтический текст:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

                                ( А. Блок)

Задание: выпишите односоставные предложения, определите их вид. И хотя это стихотворение А. Блока из цикла «Страшный мир» изучается только в 11классе по программе, в зависимости от общего развития класса его можно использовать и на уроке в 8 классе. Это, на мой взгляд, очень удачный пример.

Т. В. Раман в пособии «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ за 30 занятий» предлагает свои примеры стихотворных текстов по теме «Односоставные предложения» . Приведем некоторые из них.

Задание: укажите односоставные предложения.

1.Прозвучало над ясной рекою,

   Прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою,

   Засветилось на том берегу.

   На пригорке то сыро, то жарко –

    Вздохи дня есть в дыханье ночном… ( А. Фет). – безличные.

 2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

    Ветер. В лесу одному

   Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

   Я ничего не пойму.       (А. Фет) – назывное, безличное

3. После ветра и мороза было

 Любо мне погреться у огня.

Там за сердцем я не уследила.

И его украли у меня.

Ах! Не трудно угадать мне вора,

Я его узнала по глазам.

Только страшно так, что скоро, скоро

Он вернет свою добычу сам.    (А. Ахматова). – безличные, неопр.- личн.

  1. Буду черные грядки холить,

Ключевою водой поливать,

Полевые цветы на воле,

Их не надо трогать и рвать. (А. Ахматова) – опред. – личн., безлич

  1. Так просто можно жизнь покинуть эту,

Бездумно и безбольно догореть.

Но не дано российскому поэту

Такою светлой смертью умереть (А. Ахматова, «Памяти Сергея Есенина») – безличные.

  1. Все тихо, никого здесь нет;

Никто на девушку не взглянет…

А девушке в семнадцать лет

Какая шапка не пристанет!

Людмила шапкой завертела,

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? О чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала.

                        (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила)

Задание: найдите все односоставные предложения, в том числе и те, которые являются частью сложного. Определите вид каждого из них.

Ответ: Никого здесь нет, Рядиться никогда не лень – безличные. И что ж! О чудо старых дней! – назывные.

Задание к следующему блоку. Найдите односоставные предложения, определите их виды. Если они входят в соатав сложного, проанализируйте эти части.

Из произведений А. А. Блока:

7.  Никогда не забуду (он был ли или нет,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари. (определ.- личное)

8. на улице – дождик и слякоть,

Не знаешь, о чем горевать,

И скучно, и хочется плакать,

И некуда силы девать. ( безличные, опред – личн.)

9. глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар.

Давай – ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар! (назывное, опред – личное)

10. Из поэмы  А. Блока «Двенадцать»

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек,

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

… Эх, ты, горе – горькое,

Сладкое житье,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем.

Мировой пожар в крови.

Господи, благослови!

  Также автор предлагает текст для анализа, но предварительно он записывается под диктовку или дается ученику распечатанным, предложения обозначены номерами для удобства анализа и проверки.

1.Торопиться было некуда . 2.  Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника. 3. Теперь почти уже весь пейзаж был готов. 4. Затаив дыхание, они засмотрелись, очарованные чудесным возникновением на маленьком холсте целого мира, совсем другого, чем на самом деле, и вместе с тем как две капли воды похожего на настоящий.

5.  - Море есть, а шаланды нету, – шепнула Мотя, как бы нечаянно положив руку на Петино плечо, и тихонько хихикнула.

6. Но вот художник набрал тонкой кистью белил и на самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.

7. - Парус!  - восхищенно вздохнула Мотя.

8. Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. 9. Все как там. 10. Даже парус.

11. И дети,  тихонько толкая другт друга локтями, долго смотрели то на картину. то на настоящее, широко открытое море, в туманной голубизне которого таял маленький парус дедушкиной шаланды, легкий и воздушный, как чайка.

( В. Катаев)

Произведите орфографический и пунктуационный анализ текста. Какие типы речи представлены в тексте? (повествование и описание)

Синтаксический анализ текста. Запишите номера односоставных предложений -  безличных и назывных. ( безличные – 1,8, назывное – 10. назывным предложением является также прямая речь, осложняющая простое предложение 7, безличным «Шаланды нету» - часть предложения 5.).

   Н. В. Егорова в пособии «Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 8 класс»  предлагает для анализа фрагмент стихотворения Н. А, Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»:

А весна хороша, хороша!

Охватило всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

     Найдите односоставные предложения и определите их тип.

Кулюткина Л. А. и Позднякова А. А. в своем пособии «Практикум по русскому языку. Синтаксис. Теория. Тестовые задания. Контрольные работы для подготовки к ГИА. 9 класс» дают для синтаксического анализа следующие отрывки из поэтических текстов:

  1. Все пережито, что возможно,

     Все передумано давно,

     И все так бледно, так ничтожно!

     Чего желать? Не все ль равно!

                                                 ( К. Фофанов)

  1. Потуши свечу, занавесь окно.

      По постелям все разбрелись давно.

           Только мы не спим, самовар погас,

      За стеной часы бьют четвертый раз.

                                                  ( К. Фофанов)

Задание: прочитайте поэтический текст. Есть ли здесь односоставные предложения? Выпишите их и определите их тип.

Прочитайте знаменитое стихотворение Ф. И. Тютчева. Сколько в нем односоставных предложений? Какие они по структуре?

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить.

В пособии «Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. Измерит. Материалы: 2009»/ Авт.  – сост. М. Б. Багге, л. Г. Гваздинская, в. И. Ивлева и др. предлагаются следующие тексты для синтаксического анализа по рассматриваемой теме:

1. Выполните задания 1-3 по  тексту № 1 :

1.Все было тихо.2. Роса проступила на траве.3.Стояло полное безветрие. 4.Потом с увалов потянуло знойным холодком. 5.Гуще потекли с  берез листья.6. Роса стекленела на траве.7. Скоро ноги мои застыли от ломкой росы, один лист закатился под рубаху, сделалось знобко…

8.Мне отчего – то не хотелось домой.

9.Не знаю, сколько я просидел на крутом яру по – над Енисеем.10. Вода, сбитая с плавного хода бычками, вязалась в узлы, грузно переваливалась вдоль берегов и кругами, воронками откатывалась к стержню. 11.Неспокойная наша река. 12.Какие – то силы вечно тревожат ее, в вечной борьбе она сама с собой и со скалами, сдавившими ее с обеих сторон. ( по П. В. Астафьеву)

  1. Найдите в тексте односоставные предложения (простые или в составе сложных) – 4, 7, 8, 9.
  2. Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения.
  3. найдите в тексте простое двусоставное нераспр. предложение.

Текст № 2

Мне посчастливилось побывать в разных странах, в джунглях Амазонки, африканских саваннах, на коралловых рифах. Но где бы ни путешествовала, уголком памяти возвращалась к мечте детства-

побывать на Чукотке. И вот наступил день, когда я взяла билет на край Земли. Только добраться туда оказалось сложнее, чем до Африки. Сначала пришлось лететь через всю страну большим самолетом. Потом  через Чукотку самолетом поменьше и вертолетом, а остаток пути мчаться на нартах. Но и эти перелеты и переезды зависели от погоды. «Рейс задерживается. Впереди пурга»,- привычно сообщают по громкой связи. «Теперь недели две, - спокойно говорит мой попутчик. - Чукотка…» Такое объяснение за время поездки приходилось слышать не раз.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения.

Найдите в тексте сложное предложение, в которое входят односоставные.

Найдите в тексте нераспространенные предложения.

Текст № 3

Лето… Знойный полдень… Идешь, дышишь всей грудью и не можешь надышаться. От цветущего золотого поля широкими волнами распространяется густой медовый дух, словно из улья достали полные соты. Да и само поле как улей. Гудит радостно, дружно, басом. Цветет и пахнет роща.

Найдите односоставные предложения. Определите их тип.( Найдите в тексте односоставное неопределенно – личное предложение, простое или в составе сложного). 

Вывод: очень важно рассматривать тему «Односоставные предложения» не примере не только отдельных предложений, что в основном и делается в школах, а на примерах отрывков из конкретных художественных или иных (публицистических, научных) текстов. Это важно делать по ряду причин:\

  1. Мы учим ребенка целостно воспринимать текст, все его смысловые и художественные особенности.
  2. Обучение русскому языку в соответствии с государственными стандартами строится с применением коммуникативно – деятельностного подхода, имеет целью сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции. А работа именно с текстами (в том числе и комплексная) , в первую очередь, помогает

реализации этих целей.

Проведя анализ учебников, выяснилось, что первостепенное значение работе с текстом при изучении темы «Односоставные предложения» уделяется в учебнике Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А., Дейкиной А. Д., Александровой О. М. под редакцией Шанского Н. М. «Русский язык 8 класс», Москва, - «Просвещение», - 2009.

Подтвердим свое мнение фактами, то есть рассмотрим такие задания, которые отображают и наглядно иллюстрируют тему курсовой работы.

Смотреть Приложение № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю при изучении темы "Односоставные предложения" в 8 классе (презентация и материал для самостоятельной работы учащихся)

Презентация поможет учителю при модульном обучении темы "Односоставные предложения" . Материал для самостоятельной работы учащихся позволит учителю проверить знания, полученнные на уроках....

Контрольная работа "Односоставные предложения"

Контрольная работа "Односоставные предложения" предназначена для проверки знаний обучающихся 8 класса по теме "Односоставные предложения"....

Интерактивная презентация "Типы односоставных предложений"

Интерактивная презентация может быть использована на уроке и как наглядное пособие, и в качестве тренажера....

Разработка урока по ФГОС "Односоставные предложения" 8 класс

Любой урок - это творческий процесс, это возможность приоткрыть завесу в новый мир познаний. Роль односоставных предложений в русском языке и литературе велика,  представленный материал убеждает ...

Презентация к уроку на тему: "Синтаксический разбор односоставного предложения"

В презентации подготовлены задания для повторения по теме...

Проектная работа на тему "Односоставные предложения" для 9 класса

Данная проектная работа позволит Вам ознакомиться с материалами по теме "Односоставные предложения" , закрепить изученное с помощью успражнений. Желаю Вам успехов!...

Интерактивная презентация на тему: "Простое односоставное предложение"

Интерактивная презентация на тему: "Простое  односоставное предложение" разработана в программе SMART NOTEBOOK для демонстрации на интерактивной доске SMART BOARD для студентов 1 курса ...