Проектная работа на тему "Односоставные предложения" для 9 класса
проект

Альфия Маликовна

Данная проектная работа позволит Вам ознакомиться с материалами по теме "Односоставные предложения" , закрепить изученное с помощью успражнений. Желаю Вам успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_odnosostavnye_predlozheniya.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

                         Тема «Односоставное предложение» 

                                                                Выполнила: Шакирова. А. М                                                                        слушатель программы ДПО

повышения квалификации

по проблеме

«                                        «

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 103 г. Казани

«Проектная работа допущена к защите»

Руководитель проектной работы

                                        

                                        

«____» ___________ 2021г.

                                         Казань 2021

                                Актуальность проекта

Невозможно передать в сжатой форме основную информацию без грамотного использования односоставных предложений.

Проблема проекта

В современном мире русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи, в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

                                        Цель проекта

  1. Узнать определение односоставных предложений
  2. Исследовать роль односоставных предложений в современном мире

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях
  2. Рассмотреть использование односоставных предложений в учебниках, в учебных пособиях, в жизни
  3. Сделать выводы о роли односоставных предложений в современном мире

Ожидаемые результаты проекта

  1. Повысить интерес к данной теме
  2. Расширить кругозор ученика
  3. Научить исследовательской работе

Сроки разработки и реализации проекта

С 19 апреля по 23 апреля 2021 года.

                                        Ресурсы проекта

1. Финансовые ресурсы: средства на расходные материалы (печать, бумага и т.д.)

2. Информационные ресурсы: методическая литература на заданную тему

3. Материально-технические: ноутбук, помещение, принтер

Планирование проекта:

  1. Односоставное предложение

2

      Высказывание великих людей про односоставные предложения

Таблица 1.

Великие люди

Высказывание

Сходство

Различие

Виктор Владимирович Виноградов

«Разграничение двух основных типов предложения- двусоставного и односоставного- прочно вошло в синтаксис русского языка.»

В данных определениях все лингвисты сходятся в одном : в односоставных предложениях только один главный член предложения; либо подлежащие, либо сказуемое.

По мнению Шахматова, в односоставных предложениях подлежащие соответствуют сказуемому, однако, о подлежащем говорить нельзя.

Алексей Матвеевич Пешковский

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.»

Алексей Александрович Шахматов

«Главный член бесподлежащных предложений по форме своей соответствует сказуемому двусоставного предложения. Но, конечно, это не сказуемое, точно так же как в односоставных подлежащных предложениях нельзя говорить о подлежащем»

                                                                                                        3

2.1 Упражнения к параграфу № 26

  • Найдите односоставные предложения, определите вид сказуемого.

Моя мама-учитель. Я мечтаю научиться плавать. Мой папа- инженер. Бабушка вяжет свитер. Завтра будем сажать цветы. Мы играем в догонялки.

      Эталон 1:

Односоставные: завтра будем сажать цветы (составное глагольное). Двусоставные: моя мама-учитель (составное именное); я мечтаю научиться плавать (составное глагольное сказуемое); мы играем в догонялки (простое глагольное сказуемое); бабушка вяжет свитер (простое глагольное сказуемое); мой папа-инженер (составное именное).

  • С данными словами составьте односоставные предложения, определите их вид.

Пахнет, отмерь, приберемся, играю.

     Эталон 2:

Пахнет грибами (безличное); семь раз отмерь, один раз отрежь (обобщенно-личное); в субботу приберемся дома (неопределенно-личное); вечерами играю с братишкой (определенно-личное).

  • Исправьте текст и определите вид односоставного предложения.

 Пришла весна. Я люблю это время года. Ребята построили скворечники. Если ты едешь тихо, то быстрее доберешься до дачи. Мама пожаловалась на то, что плохо себя чувствует.

    Эталон 3:

Весна (назывное). Люблю это время года (определенно-личное). Наконец-то построили скворечники (неопределенно-личное). Тише едешь, быстрее доберешься (обобщенно-личное). Маме нездоровилось (безличное).

  1.  Упражнение к параграфу № 27

4

  • Найдите в предложенном отрывке романа определенно-личные предложения. Определите автора данного отрывка.

Но здесь с победою поздравим

Татьяну милую мою

И в сторону свой путь направим,

Чтоб не забыть, о ком пою.

         Эталон 4:

Но здесь с победою поздравим

Татьяну милую мою

И в сторону свой путь направим,

Чтоб не забыть, о ком пою.

«Роман в стихах «Евгений Онегин», А.С. Пушкин.

  • Дайте ответ на вопрос:

Что такое определенно-личные предложения?

         Эталон 5:

Определённо-личные предложения — односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи — говорящего или собеседника.

  • Составьте с данными словами определенно-личные предложения:

Люблю, готовим, накрываем.

         Эталон 6:

Люблю грозу в начале мая. К празднику накрыли стол. Готовим домашнее задание.

2.3 Упражнение к параграфу № 28

  • Дайте ответ на вопрос:

Что такое неопределенно-личное предложения?

        Эталон 7:

                                                                                                                                                                                                                5

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

  • Найдите среди заданных предложений неопределенно-личные.

Люблю грозу в начале мая. Цыплят по осени считают. Луны не было на небе. Очень уж у нас в классах пошуметь любят. Что посеешь, то и пожнешь. У нас в семье любят встречать Новый Год.

          Эталон 8:

Очень уж у нас в классах пошуметь любят. У нас в семье любят встречать Новый Год.

  • Составьте неопределенно-личные предложения с ниже заданными словами:

Постучать, лён, стихи.

          Эталон 9:

В дверь тихонько постучали. В нашем районе сеют лён. Просят меня прочитать вслух свои стихи.

2.4 Упражнения к параграфу № 29

  • Дайте ответ на вопрос:

Что такое обобщённо-личное предложения?

 Эталон 10:

Обобщенно-личные предложения – это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:

- Век живи – век учись.

                                                                                        6

•        Найдите обобщенно-личные предложения. Определите вид оставшихся.

Что имеет- не храним, потерявши- плачем. Смеркается рано. В дверь постучали. Приезжайте через неделю. Здесь никого нет. Добро на худо не меняют.

                                                                                        

Эталон 11:

Что имеет- не храним, потерявши- плачем (обобщенно-личное). Смеркается рано (безличное). В дверь постучали (неопределенно-личное). Приезжайте через неделю (определенно-личное). Здесь никого нет (безличное). Добро на худо не меняют (обобщенно-личное).

  • Вспомните пословицы и поговорки, составленных на основе обобщенно-личных предложений.

Эталон 12:

Цыплят по осени считают. Воду решетом не наносишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2.5 Упражнения к параграфу № 30

  • Переделайте двусоставные предложения в односоставные безличные.

Я вернулся домой рано, так как я плохо себя чувствовал. Луна спряталась за тучи, и я испугался. Бабушка уехала, и я загрустил.

           Эталон 13:

Я вернулся домой рано, так как мне нездоровилось. На небе не было луны, и мне стало страшно. Бабушки не было дома, и мне стало грустно.

  • Петя считает, что односоставные безличные предложения имеют значения состояния природы; состояние человека; выражение желаний, предположения, приказ; состояние окружающей природы, а Вова с ним не согласен. Кто прав?

       

7

   Эталон 14:

Петя прав, так как односоставные безличные предложения действительно имеют значения состояния природы; состояние человека; выражение желаний, предположения, приказ; состояние окружающей природы.

  • Сравните предложения и найдите односоставные безличные:

Вы любите природу?

Любите природу.

Мы любим лес и оберегаем его.

Мне нравится гулять в лесу.

Общение с природой поднимает мне настроение.

Наедине с природой мне становится легко.

Эталон 15:

Односоставные безличные: Любите природу. Мне нравится гулять в лесу.

Наедине с природой мне становится легко.

2.6 Упражнения к параграфу № 31

  • Ответьте на вопросы:

Что такое односоставное назывное предложение? Что в них сообщается?

Эталон 16:

Односоставные предложения, в которых главный член-подлежащее, именуется назывным. В назывных предложениях сообщается о существовании или наличии того или иного предмета, явления, события, лица в настоящее время.

                                                                                                                                                                                                                8

  • Найдите в предложенном стихотворении назывные предложения. Определите автора данного произведения.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь- начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Эталон 17:                                                                                        

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь- начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Автор данного стихотворения Александр Блок.

  • Переделайте двусоставные предложения в односоставные назывные.

Пришла холодная зима. Наконец-то наступило утро. На улице шумел гром. Падают листья.

     Эталон 18:

Зима. Утро. Гром. Листопад.

                                        

                                                                                                        9

Практическая часть

Найдите высказывание известных лингвистов об односоставных предложениях. Это одно задание, второе – на одно из них напишите сочинение о том, как вы его понимаете.

Эталон 19:

М.В. Ломоносов говорил об определенных- личных предложениях так: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                10

                                        

                                                   Сочинение.

М.В. Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях так:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к

украшению и важности служит». Прежде чем понять высказывание великого ученого, необходимо выявить, что такое определенно-личное предложение и его отличительные признаки.

 Определенно-личным односоставным предложением называется такое предложение, в котором только один главный член – сказуемое в единственном или множественном числе,

первого или второго лица, изъявительного или повелительного наклонения.

К примеру, «Люблю грозу в начале мая…». Так Федор Тютчев начинает свое

известное всем стихотворение о весне. Лирический герой признается в

любви к родной природе и делает это просто, одновременно слово «люблю»

звучит торжественно и действительно, как отмечает М.В. Ломоносов,

украшает того, кто так просто высказывает свою любовь к весне. Лучше,

пожалуй, и сказать нельзя. По моему мнению, именно первая строчка

заставляет вслушаться в звуки весны, прислушаться и к своим чувствам,

понять, в чем прелесть весенних перемен в природе.

«Не жалею, не зову, не плачу…»- словно исповедуется в своих чувствах

певец природы, Сергей Есенин. Используя прием градации в односоставном

определенно-личном предложении, поэт обнажает свои чувства,

переживания. На мой взгляд, очень задушевно, проникновенно звучат слова

поэта. Как не вспомнить особенности определения М.В. Ломоносова об

украшении и важности говорящего в определенно-личном предложении.

Таким образом, в своем сочинении я привела примеры использования

определенно-личных предложений в поэзии, которые придают

произведению особое звучание и красоту.

С помощью справочников, кулинарных рецептов, загадок, пословиц, календарей, афоризмов, учебников по математике, биологии, истории, географии, народных примет, газет, рекламы, стихов татарских писателей в переводе, легенд, книг: «Животный мир Татарии», «Аптека на подоконнике», «Лекарственные растения», «О редких животных Мира» и др., найдите односоставные предложения, выпишите их и отметьте авторов пособий.                                                                                                                                                                         11

Эталон 20:

1. 1) Таким образом, кроме России, в Европе к 1812 г. не было силы, способной противостоять Наполеону. (безличное; п. 4, стр. 28, Отечественная война 1812 г.)

2) Поэтому все важнейшие задачи стремились решать дипломатическими средствами. (неопределенно - личное;

п. 24, стр. 152, Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 г.)

3) Весна. (назывное; п. 7, стр. 51, Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.)

4) Вспомните, когда и с какой целью была создана "Русская Правда" Ярослава Мудрого. (определённо - личное; п. 8-9, стр. 57, Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов)

(1 часть "История России 9 класс" Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева)

2. 1) Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. (неопределенно-личное; п. 9, стр. 36, Биосинтез белков)

2) Сравните, например, питание гусениц (листья) и бабочек (нектар) или головастиков (зоопланктон) и лягушек (насекомые). (определённо - личное;

п. 13, стр.50, Индивидуальное развитие организма (онтогенез))

3) Гетерозис. (назывное; п. 21, стр.75, Комбинативная изменчивость)

4) К числу наиболее интенсивно действующих антропогенных факторов можно отнести загрязнение атмосферы, водоёмов и поверхности суши отходами промышленного производства, вырубку лесов... (безличное; п. 39, стр.147, Экология как наука)

("Биология 9 класс" В. В. Пасечник, А. В. Каменский, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк)

Пригласите своих одноклассников на заочную выставку картин малоизвестного художника, напишите текст, используя односоставные предложения.

Эталон 21:

                                    Художник - Ян Ван Эйк.

Ян Ван Эйк. Фламандский живописец, величайший художник своего времени. Усовершенствовал технику письма масляными красками и сал родоначальником Золотого века. «Мадонна канцлера Ролена», знаменитая картина. Датируется 1435 годом. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях. Коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Располагаются в итальянской лоджии. На заднем плане город с пересекающей его рекой. На одной стороне есть храмы.                                                                                                                        12

         Означающий божий город. На другой стороне обычные дома. Означающие людской город. Художник знаменит рисованием мелких деталей. В людском городе: пожары и серые дома. Между берегами река. Над рекой мост с людьми, переходящие на сторону божьего города. На этой же стороне, перед нами, маленький Иисус с Девой Марией. Маленький сад с цветами, видимый за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Позади сада две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. Человек, облаченный в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, сам художник. Из автопортрета Ян Ван Эйка мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан. Рядом с фигурами видны два павлина. Символы бессмертия и гордости.                                                                 «Мадонна канцлера Ролена», очень сложная и карпотливая работа. Заказал для приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель в Отёне. Находилась до сожжения церкви в 1793 году. После пребывания в соборе Отёна в 1805 году поступает в Лувр.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                        

                                                                                                                                                                                        13

Заключение

Таким образом, данная исследовательская работа содержит материалы, доказывающие, что односоставные предложения активно использовались раннее, не утратили своей актуальности и в современном мире. Односоставные предложения являются неотъемлемой части нашей речи. Имея неполную грамматическую основу, они придают тексту особую выразительность, красочность, лаконичность. Автор акцентирует внимание на действии, избегая лексических повторов местоимений. Особую эмоциональность и яркость передают односоставные предложения, описывающие состояние природы, героев, человека.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Список использованной литературы        

  1. Русский язык: Энциклопедия. 2 издание. - М.: 1997,
  2.  Энциклопедический словарь юного лингвиста. – М., 2006 г.
  3. Учебник         "Биология 9 класс" В. В. Пасечник, А. В. Каменский, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк.
  4. Учебник         1 часть "История России 9 класс" Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева.
  5. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Н. А. Сенина.                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования

Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....

Пример самостоятельной проектной работы студентов специальности 43.02.10 Туризм, 2 курса группы 316Т (Карлова Ольга и Рябова Александра) по МДК 07.01. Выполнение работ по профессии "Агент рекламный"

Пример самостоятельной проектной работы студентовпо МДК 07.01. «Выполнение работ по профессии «Агент рекламный» профессионального модуля ПМ.07. «ПМ.07 Выполнение работ по должн...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

Фрагмент исследовательской проектной работы "Варган" Жгулёвой И., ученицы 3 - А класса

ВАРГАНЖгулёва Илона ДенисовнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас" и Лауреат Всероссийского конкурса проектно - исследовательских работ "Первые ...

Фрагмент исследовательской проектной работы "Ученик - музыка - оркестр" Ким Елизаветы, ученицы 2 - А класса.

УЧЕНИК - МУЗЫКА - ОРКЕСТРКим Елизавета РуслановнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас" и Лауреат Всероссийского конкурса проектно - исследовательских...

Фрагмент исследовательской проектной работы "Календарь музыкальных праздников: наше креативное мышление" Колесниковой В., ученицы 4 - А класса

Календарь музыкальных праздников: креативное мышлениеКолесникова Виктория МихайловнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас" и Лауреат Всероссийского ко...

Фрагмент исследовательской проектной работы "Музыка и современный подросток" Шокуровой Д., ученицы 6 - А класса

МУЗЫКА И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОКШокурова Дарья ДенисовнаПобедитель школьного этапа проектно - исследовательских работ "Мир вокруг нас" и Лауреат Всероссийского конкурса проектно - исследовател...