ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015
олимпиадные задания по теме

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  и  КУЛЬТУРЕ РЕЧИ  – 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_r.yaz2014.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  и  КУЛЬТУРЕ РЕЧИ  – 2015

                                                                                       Преподаватель ТКАЧЕВА Е. Д.

  1. Найдите архаизмы и старославянизмы в отрывках из стихотворений Пушкина,

определите их стилистическую роль.

Волхвы не боятся могучих владык…

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на славном челе.

                                              «Песнь о вещем Олеге»

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

                    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  1. Употребите местоимения в нужной падежной форме, определите их разряд.

К (она), кроме (они), вместо (он, она), благодаря (он, она, они), от (он) жены, для (оно, она),

с (она) матерью, в (он) квартире, навстречу (он, она), по (он).

  1. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

А) Я ль на свете всех милее… (А. С. Пушкин).

Б) Далече грянуло ура (А. С. Пушкин)

В) Разговоры становились звонче. (А. С. Пушкин).

Г) В долгу ночь на ветке дремлет… (А. С. Пушкин).  

 4.  Подберите синонимы к заимствованным словам:

             Презентация, спонсор, тинейджер, саммит, слоган, имидж, мониторинг.

  1. Найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Рассвет прекрасен. Небо ясно. Солнце ласково. В комнате светло.

  1. Вспомните пословицы, в которых есть антонимы и запишите их.

А) дело – потеха, б) слово – молчание, в) старый – новый, г)ученье – неученье, д) подальше- поближе.

      7. Подберите русские варианты английским пословицам и поговоркам:

            А) Не стоит пороха и дроби.

            Б) Черная овца в семье.

            В) Для каждой собаки наступит ее день.

            Г) Птичка в руке стоит двух в кустах.

            Д) Называть лопату лопатой.

            Е) Возить уголь в Ньюкасл.

  1. В русской поэзии часто используются устаревшие названия частей тела. К какой группе устаревшей лексики они относятся? Дайте современные синонимы приведенным ниже словам:

чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.

  1. Замените выделенные слова синонимами – фразеологизмами, определите, каким членом предложения они являются (форму входящих в предложение слов можно менять).

А) Всю четверть он трудился усердно.

Б) Денег в кошельке очень мало.

В) Соседнее село расположено совсем близко.

Г) От мальчишек я бежал быстро.

Д) Иванов работает здесь недавно.

 

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

Орлов, коров, дворов, ковров, основ;

Батарей, ножей, степей, шей, коржей.

  1. Подберите не менее трех синонимов к словам:

 большой, смелый, бежать, говорить, враг, юноша.  

   

  1. Выпишите из текста слова группами:

А) слова, которые склоняются;

Б) слова, которые спрягаются;

В) слова, которые не изменяются.

Укажите, к какой части речи принадлежат данные слова.

Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперед ползли маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Далеко где – то рокотал гром, его ворчливые звуки приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела. Нам негде было укрыться.   (М. Горький).

  1. Расставьте недостающие в предложении знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и с умиленными очами их озирая говорит Простите милые долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса; прости небесная краса.              (А. С. Пушкин).

  1. Выпишите из приведенного списка глаголы 2 спряжения.

Держать, мыслить, пролить, нажать, прогнать, выспаться, увидеть, сбить, покраснеть, колыхаться, обидеть, освещать, бежать, отводить, забрать, зависеть, задрожать, обессилеть, лелеять, проколоть.

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фразеологических выражений.

Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное увядание.

  1. Определите, в каких словосочетаниях используются слова в переносном значении?

Натянутые нервы, развешанное белье, пилить учеников за отсутствие усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письма, подвернулась интересная книжка, распилить бревна, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.

  1. В русском языке слова из одной части речи могут переходить в другую. Как называется такой способ словообразования? Приведите примеры на каждый случай.

  1. Определите род существительных. К существительным женского рода напишите по три прилагательных.

      Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви.

  1. Определите, в каком значении употреблено слово ГРАМОТА в следующих предложениях:

А) Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин).

Б) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин)

В) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Г) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов).

Д) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

  1. Исправьте примеры, взятые из современных средств массовой информации:

А) Порывы ветра достигали пятнадцать – двадцать метров в секунду.

Б) Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже.

В) Евгений Максимович говорил с господином Гор.

Г) А я свою подпись из – под этого документа не уберу.

Д) Он озвучивал скорее личную точку зрения, чем администрации.

  1. Какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворения А. А. Ахматовой?

А) Но стало в груди его сердце грустить,

     Болеть, как открытая рана.

Б) Как люблю, как любила глядеть я

    На закованные берега.

В) Не забыть, как пришел он со мною проститься.

Г) Здесь напрасным кажется мечтать.

Д) Запрещаешь петь и улыбаться,

     А молиться запретил давно.

  1. Определите род несклоняемых имен существительных, употребите их с именем прилагательным:

Токио, Миссури, денди, мадам, кофе, салями, интервью, метро, кольраби, кенгуру, Лимпопо, пани, пони.

  1. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

А) После осмотра врачиха выписала мне лекарство.

Б) Отсюдова было хорошо видно закат на море.

В) Выступление студента на семинаре произвело негативный эффект на аудиторию.

Г) Мне пришлось схватить ребенка обоими руками, чтобы он не упал из коляски.

Д) На днях мой брат познакомился с ужасно красивой девушкой.

Е) Мне удалось добиться пересиления чувства страха.

Ж) В театре мы смотрели спектакль с участием знаменитых артистов, ихние наряды были порясные.

З) Свою любимую юбку я не смогла надеть, так как была располневши.

И) Я предъявила охраннику оплоченный чек.  

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните союзы, служащие для связи частей сложного предложения.

А) Дорогой свободною иди куда влечет тебя свободный ум. (Н. А. Некрасов)

Б) Пока его он ел кот Васька все жаркое съел. (И. А. Крылов)

В) Шансы его считались впрочем незначительными так как царь очень его недолюбливал.  (М. А. Алданов).

Г) Солнце медленно передвигает закатный блеск с северо – запада на север чтобы через час подняться с северо – востока. ( К. Г. Паустовский).

Д) Бухты изрезали низкий берег

    Все паруса убежали в море

    А я сушила соленую косу

    За версту от земли на плоском камне.  (А. А. Ахматова).  

Е) На его грязной физиономии грязь почти не заметна зато мы выглядим весьма эффектно. (Б. Л. Васильев).

  1. Подчеркните в тексте и выпишите местоимения из приведенного отрывка из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», определите их разряд.

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех, -

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.    

                                                П…дение листа.

       Была сер…дина в…скресного дня. В л…су (кое)где ч…дили к…стры (в)верху изредк…

пер…кликались птицы л…ниво и бе(з,с)цельно г…л…сили гри…ники.

      (В)переди чуть выд…ваясь к д…роге ст…..ла  (не)крупная б…реза вся тр…пещущая от т…пла и со…нца.

       Я  …ст…рожно пр…ост…новился з…метив (в)переди п…рящий в в…здух…  б…резовый л…сток. Медле(н, нн)о (н...)охотно и т…ржестве(н, нн)о падал он (по)брат…ки ц…пляясь за ветки и встречные листья.

        Лист кружился и п…н…многу опадал к з…мле на к…торой предст…ло ему истлеть и сам…му стать з…млей.

        Я по…ставил руку и лист (за)пр…ст… нарядной баб…ч(?)кой …пустился на мою л…донь.

     Упруг…сти листа хв…тило (н…)надолго. (С)начал… он …слаб. Ра(з,с)клеился на м…ей л…дони и наконец (з,с)делался вялым и бе(з,зз)ащитным.

    Я долго(долго) см…трел на б…резу. Там (в)верху в з…леной л…стве жил этот мален(?)кий листок. Име(н,нн)о ему суждено было первому п…дать п…чальную весть лесу о наступа…щей ос…ни. Я ра(з,с)жал л…донь. Лист еще ж…л, слабо дыша в…едино сплете(н,нн)ыми ж…лками но силы его ра(з,с)тратились на этот краткий и бе(з,с)к…нечный миг п…дения.

     Мне грус…но и хочется куда(то) ул…теть или уехать крикнув что (то) пр…щальное (во)след ул…тающему …диноким листом еще ….дному году м…ей жизни.

                                                                                                                          (По В. П. Астафьеву)

  1. Определите стиль текстов. Аргументируйте свой выбор.(Научный, художественный, разговорный, официально – деловой, публицистический).

А) Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде на вас не буду, поверьте. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье – бытье. Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?                                                                          Крепко жму руку. И. Соколов – Микитов.

Б) Ввиду драки двух моих коров из – за стойла я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц побоища, в результате этого я не смогла вовремя сдать молоко.

В) Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой системы и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц. Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются так называемые средства словесной образности, преимущественно лексические, но также и синтаксические (метафоры, метонимии, синтаксические фигуры и другие средства…)       (М. Кожина)

Г) Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косой смерти падает где – нибудь человек и каждый миг в каком – нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека…. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы!

Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон.

                                                                                                                   (М. Горький)      

Д) Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, а старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Однако море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.      (И. А. Бунин).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для олимпиады по русскому языку.

Задания представлены трудными случаями из разных разделов Русского языка и могут быть использованы для внутриколледжных олимпиад....

Материал для олимпиады по русскому языку.

Олимпиада представлена тестовыми заданиями в двух вариантах....

Олимпиада по русскому языку (школьный тур). 10 – 11 класс.

Олимпиада по русскому языку  (школьный тур).10 – 11 класс....

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015...

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку...

Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Деловая русская письменная речь".

Данный курс направлен не только на овладение письменной деловой речью, но, прежде всего, на развитие и совершен­ствование культуры письма в целом. Спецкурс "Деловая русская письменная речь» ориен...