Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся
статья на тему

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_na_urokah_literatury.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

ОБОУ СПО «Обоянский аграрный техникум»

преподаватель русского языка и литературы

Ткачева Евгения Джоновна

Научить понимать прочитанное, устно и письменно выражать свое понимание, а также аргументировать его, связывать с личным и коллективным опытом  – на все это напряженно работает преподаватель литературы. Добрыми помощниками в этом нелегком труде для него давно стали различные педагогические технологии и их элементы. Хочется отметить, что достойного внимания педагогов заслуживает так называемая технология педагогических мастерских.

Педагогическая мастерская – это новая педагогическая технология, предполагающая тип занятий, основанный на особых отношениях и особых целях. Обучая литературе, можно смело строить 1 – 2 занятия по теме по типу мастерской. Какие цели преследет проведение занятий по типу мастерских? Первое, мастерские обучают ставить вопросы и понимать, что спросить порой важнее, чем ответить. Русская художественная литература и стоит на том, чтобы поднять проблему, а не предлагать готовые пути ее решения.

Мастерские рождаются там, где есть парадоксы, неожиданные противоречия и открытия, как логические, так и эмоциональные. Необходимость провести педагогическую мастерскую можно почувствовать, обращаясь к наиболее проблемным вопросам литературы.

Чем так привлекательны мастерские для преподавателя? Им характерны только доброжелательные, демократические отношения, которые усиливаются эмоциональными переживаниями и диалоговыми формами общения. Начисто отвергается репродуктивная деятельность, послушание авторитету. В них соединяются три компонента: обучение, общение и творчество. Результаты нельзя предсказать, предопределить. Можно сказать, что не со всякими обучающимися можно практиковать педмастерские, но в сильных группах иногда это делать стоит, это себя оправдает. Ведь постоянно меняется типы деятельности: от фрагмента к целому и наоборот, от индукции к дедукции, от чужих наблюдений – к личным, от гипотез – к знаниям и т. д. Если встраивать педмастерские вучебный процесс, то со временем обучающиеся их примут, поймут, полюбят, ведь эти занятия предполагают как аналитическую, так и творческую деятельность, развивают доверительные и доброжелательные отношения, корректируют самооценку.

Поставленный вопрос требует творческого, креативного решения, даже «веера» возможных решений: ответы могут быть очень разными в зависимости от эпохи и исторического времени, идей и особенностей литературных направлений, восприятия читателей. Все это предполагает прочтение классики на новом уровне, осознание того, что все проблемы «вечны», как и человеческие страсти, и то, что волновало людей 100, 200 лет назад, волнует и сейчас. Например, это педагогическая мастерская «Вечная сатира: век 19 и 20» (по произведениям «История одного города» Салтыкова – Щедрина и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).

При таком подходе текст становится живой иллюстрацией к какой – либо проблеме, становится объемным и ярким, трогает за живое.

На основе возникающей личной потребности все имеющиеся у обучающихся знания актуализируются, побуждая ученика к самостоятельному интеллектуальному и нравственному поиску.

При процессе общения в парах, группах, сопоставлении ответов и оценок произведений возникает особая атмосфера на уроке, предполагающая обучение как свободный процесс, процесс без поучений и давления «сверху».

Можно смело сказать, что педагогическая мастерская опирается на новую гуманистическую философию в отношениях преподавателя и обучающихся.  

Педаггогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Например, педагогическая мастерская с элементами философии «Почему 20 век Мандельштам назвал « веком – волкодавом ?» Обучающиеся анализируют этот вопрос на примерах биографий самого Мандельштама, Булгакова, Платонова, Солженицына, Цветаевой и др, а также на эпизодах их произведений. Работают в группах, придумывают вопросы, записывают свои выводы и высказывания, обнародуют их, делают общие выводы.

Различают следующие типы мастерских: 1) творческого письма, 2) построение знаний, 3) построение отношений, 4) построение ценностных ориентаций, 5) по самопознанию, 6) проектные и др.

Важно, что всякая мастерская имеет свой алгоритм, который необходимо соблюдать, если мы хотим добиться успеха в освоении данной педагогической технологией.

Одним из важнейших условий при создании мастерской является то, что ее материал должен быть проблемным, даже  парадоксальным.

Тогда обучающиеся – участники педагогической мастерской смогут пережить открытие. Это например, педагогическая мастерская «Евгений Базаров и Андрей Болконский -  почему смерть?» Обучающиеся анализируют подобранные эпизоды, составляют характеристики героям, выстраивают их цепочку взаимоотношений с миром, высказывают свои мнения, отвечают на вопросы: «Что привлекает и что отталкивает меня в данном герое?», проводят параллель с исторической ситуацией, делают выводы о несвоевременности появления героев.

Рассмотрим этапы мастерской построения знаний.

  1. Индуктор  - это задание,  которое  мотивирует дальнейшую деятельность, вдохновляет на проведение мастерской. Оно должно опираться на личный опыт обучающегося и быть связано (чаще всего – парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности.
  2. Индивидуальное или групповое создание творческого продукта, включающее два этапа- деконструкцию и реконструкцию. Текст разбирается на детали, которые являются новым строительным материалом для обучающихся, пропускающих их через призму своего восприятия.
  3. Социализация – это представление своего продукта всем участникам. В это время каждый для себя сравнивает  и соотносит свои результаты с другими и таким образом осваивает все возможные открытия. Важна появляющаяся самооценка при сопоставлении своих и чужих результатов.
  4. Промежуточная рефлексия.
  5. Обращение к новой информации и ее обработка (новая деконструкция). Это могут быть словарные статьи, работы критиков, фрагменты текста, высказывания. Здесь обучающиеся осваивают и присваивают полученные материалы.
  6. Исправление или обновление самими обучающимися того, что они создали.
  7. Итоговая социализация. Все, что создано, демонстрируется при всех (сочинения, рисунки, сценки и др.). Выслушаны должны быть все.
  8. Рефлексия. К каждой мастерской должны быть свои вопросы:

- что ты открыл сегодня в себе, в окружающих, в произведении, в авторе? Какие вопросы меня затронули? Почему? Что осталось недоступным, и что оказалось трудным? Рефлексия может быть устной, а может быть и письменной; она может быть логической, а может быть и эмоциональной,  в идеале – вызвать  всплеск  полученных впечатлений.

  Важно, что на разных этапах можно использовать другие элементы педагогических технологий: проблемное обучение, игровые, метод проектов, ИКТ, групповую и парную работу и мн. др.  

Важно, что часто мастерские строятся на ассоциациях, собственных представлениях.  Это путь развития образного мышления, столь важного для понятия поэзии.

В мастерских активно используется рефлексия, что способствует более глубокому анализу произведений, сопоставлению своих чувтсв, мыслей с другими. Все это ведет к самоанализу и усовершенствованию навыков интерпетации, необходимых для полноценного анализа художественного произведения.

Один из уроков по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» посвящаем педагогической мастерской «Истинность женской красоты».  Добавим сюда поэзию (н – р, Заболоцкого о красоте лиц и некрасивой девушке) и др. Противоречие: красавица Элен – чудовище, а дурнушка княжна Марья – почти идеал, как и Наташа Ростова (особенно в конце романа ее образ). Анализируя эпизоды, привлекая примеры из жизни, высказывая свои наблюдения и впечатления о героинях, обуч – ся постепенно приходят к выводу о том, что является подлинной красотой, а что мнимой, почему у Элен нет будущего, а Наташа и Марья обретают семьи и счастливы в любви. Многих молодых людей преследуют комплексы физической непривлекательности, но на уроке они узнают о красоте духовной, нравственной, которая и является истинной ценностью.

Рассмотрим законы педагогической мастерской:

  1. Равенство всех участников, как обучающихся, так и преподавателей.
  2. Допускается право на ошибку.
  3. Деятельность должна быть безоценочной – ни похвалы, ни критики. Все это заменяется самооценкой.
  4. Свобода в рамках принятых правил. Можно выбрать свою тему, высказать свое мнение, пути решения и стиль поведения.
  5. Обязательно должен присутствовать элемент неопределенности, недосказанности, что побуждает к творчеству и поиску.
  6. Особая атмосфера сотрудничества  достигается с помощью  равноправного диалога, когда проблема играет разными решениями и цветами.
  7. Свобода перемещения и перегруппировка мест в кабинете в соответствии с с типом и задачей мастерской.
  8. Преподаватель только формулирует задание, может пояснить его,  а на вопросы ответов не дает.

Мастерская – это саморазвивающаяся система, она своими законами и атмосферой дает толчок к развитию познавательной деятельности: запускаются воображение, ассоциации, память, творчество.  

Например, педагогическая мастерская по теме «Русские богатыри – кто они?», предполагающая  анализ образа Савелия из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и образа Ивана Флягина из повести Лескова «Очарованный странник», это можно, забегая вперед, связать и с образом Ивана Денисовича из одноименной повести Солженицына.  На основе  работы над этими  произведениями  у обучающихся формируются представления о русском национальном характере, что важно для личного самоопределения.

Это основа развития коммуникативной компетенции, так как в основе любой мастерской – диалог. Диалог может осуществляться  в парах, группах, с аудиторией, с автором, с соавтором, внутренний – с  самим собой.  

Особый интерес для меня представляет разработка педагогических мастерских по теме «Христианские ценности, скрытые и явные, в нашей жизни». Под интересным углом зрения можно рассмотреть эпизоды таких романов, как «Преступление и наказание» Достоевского (вечная Сонечка, Лизавета, теория Родиона, егтпреступление и наказание), «Война и мир» Толстого (вера русских солдат и Кутузова, молебен перед сражением), «Студент» Чехова, «Лето Господне» Шмелева, «Мастер и Маргарита» Булгакова (тема трусости Понтия Пилата и образ Иешуа). Постепенно подходим к литературе 20 века и находим множество скрытых христианских мотивов – н –р, в повести Распутина «Прощание с Матерой» и др. Обучающиеся с удивлением обнаруживают, что вся русская литература стоит на христианских началах, и в каждом произведении можно выявить явные или скрытые их признаки, что они осуществляют в своих педагогических мастерских.

Мастерские следует проводить, проигрывать, проживать. Они позволяют анализировать, обобщать и рефлектировать личный и чужой опыт в диалоге. Проведение мастерских – это стимул для преподавателя придумать что – то новое, анализировать и извлекать уроки из увиденного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Творческая мастерская: « Дифференцированный урок - основа становления личности и развития индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

Работая 6 год в адаптивных классах, мы убедились, что основными недостатками организации уроков являются:...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал­киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...

Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы

Уроки, построенные на основе технологии «Педагогическая мастерская» позволяют найти творческие пути решения целей и задач, поставленных в начале урока. Разные формы работы на занятии созда...

Презентация к материалу по теме: "Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы"

Презентация к материалу по теме: "Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы"...