ТЬЮТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Петрова Ж. В.

В статье рассматриваются возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В статье формулируются направления развития тьюторских компетенций, необходимых для реализации инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Статья  опубликована в сборнике материалов Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования" за 2014 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ж.В. Петрова

ТЬЮТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В статье формулируются направления развития тьюторских компетенций, необходимых для реализации инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

С момента освоения тьюторских технологий в образовательном процессе всех уровней проявились ключевые проблемы, от решения которых напрямую зависит эффективность освоения учебных программ нового поколения. Наиболее востребованным для внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, проводником каковых должен являться именно тьютор, становится среднее профессиональное образование (СПО). Одной из причин этого является резкий диссонанс между социальным статусом студентов и требованиями, предъявляемыми к качеству освоения новых учебных программ, а также профильных и специальных дисциплин.

Среди известных определений тьюторства наиболее заметными и отчасти отражающими суть нового термина являются следующие:

Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

Должность тьютора в Российской Федерации утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно).[1] Высокая результативная планка, установленная для тьюторской деятельности в указанном документе, зачастую не дает возможности собственно учащимся в полной мере воспользоваться помощью тьюторов по причине их полного отсутствия в системе СПО.

В условиях нехватки квалифицированных педагогических кадров со специальным образованием, отсутствия свободного финансирования государственных учреждений образования выполнение роли тьютора становится невозможным как для опытных работников сферы образования, так и для «новобранцев»-специалистов, пополняющих ряды преподавателей системы СПО.

Тем не менее, накопленный практический опыт внедрения тьюторства в высшей школе свидетельствует о преимуществах данной системы обучения. В современной системе СПО происходит трансформация ключевой функции преподавателя специальных дисциплин, изначально ориентированного на относительно узкий коридор знаний в рамках профессионального модуля. В противовес обобщенному и унифицированному подходу к подготовке среднестатистического студента происходит естественное усиление роли преподавателя как наставника, проводника и помощника для учащегося.

Если раньше преподавание сводилось к передаче обобщенного социального опыта некоему усредненному обучающемуся, то сегодня преподаватель должен выполнять функции и путеводителя по образовательным траекториям, и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого учащегося. Образовательная система сегодня обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность преподавателя предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и наблюдается переход от передачи информации к тьюторству.

Современный тьютор вынужден обеспечивать совмещение таких разнонаправленных компетенций, как общее и частное. Речь идет и об умении предъявлять равнозначные требования к моногруппе учащихся, и одновременном учете и сопровождении профессионально ориентированных интересов студента как личности. Без сомнения, адекватно совмещать подобные умения способен только опытный, специально подготовленный и специфически образованный преподаватель.

Об отдельной и самоценной, в отрыве от учебного процесса, роли тьютора в среднем профессиональном образовании речь идти не может. Причина в том, что в СПО на закрепление общеобразовательных компетенций отводится достаточно небольшое время в сравнении со средней школой и даже высшим учебным заведением. Практически уже спустя один год учащийся вынужден осваивать специальные дисциплины, что приводит к внутреннему конфликту, с одной стороны, между желанием обучаться и развиваться, с другой стороны – невозможностью постепенно освоить пласт сложной специфической информации в короткие сроки.

Надо отдать должное инновационному подходу к системе обучения, который отражен в современных и даже опережающих время документах. Например, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». [2]

Технологии тьюторского сопровождения в этом прочтении и реализации позволят создать реальные условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Инициатива, четко обозначенная в приказе Президента РФ, закрепляет как необходимое условие успешного результата не только пассивную передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».[2]

В действующей системе профессионального образования речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности тьютора, сколько о преподавателях специальных дисциплин, обладающих тьюторскими компетенциями. Владение технологиями тьюторского сопровождения, умениями формировать профессиональную и личностную мотивацию у обучающихся, навыками мотивированного и конкурентного побуждения к самообучению в конечном итоге позволит преподавателю-тьютору добиться более реальных успехов, чем тьютор без участия в образовательном процессе.

Одной из важных задач в современной системе СПО становится внедрение тьюторских технологий в практику работы образовательных учреждений. Немаловажным фактом в продвижении инноваций станет также материальная и методическая помощь преподавателям, влияющим на формирование ключевых общих и профессиональных компетенций учащихся.  

_______________________________

Литература

  1. Приказ Президента Российской Федерации №271 от 04 февраля 2010 г. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №216н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо...

Компетентностный подход и современное профессиональное образование

В статье излагается о  понятии "компетентностного подхода" в условиях современного профессионального образования....

"Актуальные проблемы современного профессионального образования"

статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

26 сентября 2019 года в вебинарной комнате Ассоциации профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики состоялась Всероссийская очно-заочная практическая конференция «Актуальные...

Расширение использования ИКТ-технологий в современном профессиональном образовании.

Цели использования информационных технологий в учебных заведениях среднего специального образования...

БИНАРНЫЙ УРОК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведутпо определённой теме два или несколько педагогов - предметников.Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областейдля решения одно...