Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования
статья на тему

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основополагающим в образовании на протяжении всей жизни, предполагает необходимость длительного педагогического профессионализма, однако отсутствует согласия среди экспертов, политиков и реформаторов в том, что является наиболее важным в подготовке преподавателя – учитывая весь спектр формального и неформального обучения, и где и как он получил знания. Следует считать, что любое преподавание, обучение или учебная практика представляет собой выбор значения о ключевых проблемах, при посредничестве институциональных тенденций и внешних механизмов регулирования; ответы на эти ключевые вопросы, таким образом, подразумевают решения, связанные с убеждениями, приоритетами и идеалами, а также тенденции сохранения или изменения настоящего социального порядка. В силу их институциональной природы, системы образования и педагогического образования подвергаются воздействиям на разных уровнях; среди ключевых факторов, учет местных особенностей, изучение теории, школы технологий, управления и стили управления, затрат и ресурсов, а также систем контроля качества.  Тем не менее, есть теоретические перспективы в политике и профессиональной практике на международном уровне,  указывающие на сближение нескольких очень широких понятий моделей преподавателей, которые концентрируют в себе множество целей образования и практики: преподавателя как образовательного менеджера; заботливого человека; эксперта учащегося и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Н.Фирсов

Вурнарский сельскохозяйственный техникум

Минобразования Чувашии

Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основополагающим в образовании на протяжении всей жизни, предполагает необходимость длительного педагогического профессионализма, однако отсутствует согласия среди экспертов, политиков и реформаторов в том, что является наиболее важным в подготовке преподавателя – учитывая весь спектр формального и неформального обучения, и где и как он получил знания. Следует считать, что любое преподавание, обучение или учебная практика представляет собой выбор значения о ключевых проблемах, при посредничестве институциональных тенденций и внешних механизмов регулирования; ответы на эти ключевые вопросы, таким образом, подразумевают решения, связанные с убеждениями, приоритетами и идеалами, а также тенденции сохранения или изменения настоящего социального порядка. В силу их институциональной природы, системы образования и педагогического образования подвергаются воздействиям на разных уровнях; среди ключевых факторов, учет местных особенностей, изучение теории, школы технологий, управления и стили управления, затрат и ресурсов, а также систем контроля качества.  Тем не менее, есть теоретические перспективы в политике и профессиональной практике на международном уровне,  указывающие на сближение нескольких очень широких понятий моделей преподавателей, которые концентрируют в себе множество целей образования и практики: преподавателя как образовательного менеджера; заботливого человека; эксперта учащегося и т.д.

В научной литературе и дискуссиях, преобладающей моделью преподавателя, во всем мире, должна быть профессиональная модель, которая закрепляет основы профессиональных знаний на практике, основана на исследованиях и с учетом мнений экспертов и специалистов в сфере образования. Модель не просто  учителя, а педагога-практика, который активно проводит научные исследования и критически внедряет научные знания на практике. Несколько ссылок на основные характеристики такой парадигмы можно проследить в большинстве программ подготовки преподавателей в учреждениях образования педагогов, а также в официальных документах о квалификации учителей. Разрыв между теорией и практикой, между целями и результатами часто оказывается значимым в конкретной социально-культурном контексте профессиональной деятельности преподавателя.

Определение навыков и знаний для общего преподавания, как основы для руководства педагогического образования и профессионального развития учителя, был выделен в качестве ключевого приоритетов, связанных с целями, для обучения студентов и общее понимание достигнутого обучения.

Приоритеты для улучшения качества педагога и педагогического образования- это необходимость повышения компетентности учителей, а также пропаганда профессиональных ценностей и установок, упомянув в качестве примеров следующие требования к преподавателям:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
  • Техникум не учреждение, а самостоятельная организация, открытая социуму (участие студентов в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах и т.п.).
  • Преподаватель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
  • Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
  • Качество среднего образования определяется потребителями образовательных результатов (учащимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении школьниками определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
  • Качество работы преподавателя определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение студентами требуемых обществу образовательных результатов.
  • техникум сам разрабатывает образовательные программы и создает все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.

Восемь общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В настоящее время когда информация играет важную роль, от выпускников учебных заведений требуется быть коммуникабельными, ориентироваться в бурном потоке информации и само развиваться. Всего этого не достичь без овладения общих и профессиональных компетенций.

Формирование общих компетенций это значит что обучающиеся могут применять знания в реальной жизни. Любой преподаватель знает, что общие компетенции не формируются по отдельно взятой дисциплине, будь то «Экономика», «Математика» или «Химия». Общие компетенции формируются при изучении любых дисциплин.

Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.

Разница между профессиональными и общими компетенциями заключается в том, что общие компетенции не зависят от знаний и умений определенной дисциплины и не привязаны к нему.

При изучении дисциплины «Экономика» сформировался определенный подход к формированию общих компетенций.

 Основным является побуждение обучающихся к самостоятельной деятельности по изучению учебного материала. Для этого студенты выполняют разные виды творческих заданий. Такие как кроссворды, индивидуальные и коллективные проекты, участвуют во внеклассных мероприятиях и деловых играх. пишут сообщения или эссе. Все это стимулирует как самостоятельное творческое  мышление, так и работу в коллективе.

Литература

1. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14

2. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская

3. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе многомерно- функционального подхода.// Образование и наука. – 2007.- Прил. №2 –с.73-80.

4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»www.eidos.ru/news/compet.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

ТЬЮТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В статье формулируются направления...

Компетентностный подход и современное профессиональное образование

В статье излагается о  понятии "компетентностного подхода" в условиях современного профессионального образования....

Научно - практическая конференция «Инновационная деятельность как фактор современного качества образования»

Доклад «ИКТ как средство повышения  внутренней мотивации обучающихся»  преподавателя ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» Ананьиной И.М....

Мотивация обучающихся на овладение профессией как фактор развития профессионального образования.

Мотивация к овладению профессии на примере одного обучающегося.Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и не...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...