Компетентностный подход и современное профессиональное образование
статья

Бардина Марина Вячеславовна

В статье излагается о  понятии "компетентностного подхода" в условиях современного профессионального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Ликино-Дулевский политехнический колледж-филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технический университет»

ДОКЛАД

на тему: «Компетентностный подход и современное профессиональное образование»

преподавателя специальных  дисциплин:

Бардиной М.В.

г. Ликино-Дулево

2017 г.

   Понятие – «компетентностный подход» получал  распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей. Из которых можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

 К числу таких принципов относятся следующие положения:

- Смысл образования заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный

социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Под ключевыми компетентностями применительно к образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых в образовательном процессе .

 Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

 Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.

В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для учащихся.

  Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечить целостное компетентностное образование.

Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е., относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Следуя этому, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

 1) в познании и объяснении действительности;

 2) при освоении техники и технология;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Определяя специфику компетентностного обучения, можно указать, что усваивается не "готовое знание", кем-то предложенное к усвоению, а "прослеживаются условия происхождения данного знания". Ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи.

Таким образом, актуальным для нас, является утверждение о том, что при компетентностном подходе "учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения".

Обращая внимание на образовательную компетенцию ученика как совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности .

Общие учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дидактике не только нет четкого определения понятию "общие учебные умения и навыки", но и существуют разночтения в их наименованиях: "специальные умения", "над-предметные умения", "универсальные способы получения и применения знаний", "базовые умения учебной деятельности", "первичные умения", "способы учения", "обобщенные умения", "навыки учебного труда" и т.д. . В образовательных стандартах, также отсутствует определение понятия общие учебные умения и навыки, но вместе с тем раскрывается его структура.

Современная образовательная ситуация складывается таким образом, что обращение к этому понятию становится очевидным. Что же лежит в основе общих учебных умений и навыков - деятельность, действия, качества, умения и навыки?

В педагогике и психологии отсутствует единое, научно обоснованное определение понятия "умение". Разнообразие мнений обосновывается тем, что данная категория рассматривается и как категория психологическая, и как категория педагогическая, обладающая многокомпонентной структурой. Следовательно, это объясняет различия в подходах к рассмотрению понятия "умение" Анализируя представленные исследователями концептуальные подходы к рассмотрению понятия "умение", можно дать следующие пояснения:

во-первых, деятельностный подход, рассматривает умение как категорию деятельности. Это позволяет раскрыть содержательную и операциональную стороны развития умения, но не затрагивают существенных изменений в личностной сфере учащихся. Умение определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности. В этом случае процесс развития умений рассматривается в неразрывной связи с единством внешних процессов и психической деятельности.

во-вторых, личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, умение как личностное свойство, как способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.

в-третьих, личностно-деятельностный подход обосновывает то, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. При данном подходе умение является важным компонентом процессуально-деятельностной стороны обучения, рассматривается как способность и результат деятельности с одной стороны, и как способность и качество личности с другой стороны.

Таким образом, согласно компетентностному подходу, мы придерживаемся последней позиции, которая дает нам возможность включить умение и в структуру учебных действий и рассматривать как компонент учебной деятельности, и быть неотъемлемой интегративной характеристикой личности одновременно.

В нашем понимании использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью, есть умение.

В основу рабочего определения понятия "умение", мы берем и рассматриваем умение - как способность к владению сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности по достижению нужного (необходимого) качества, которое характеризуется выполнением действий в соответствующее время и переносом в новые условия, на основе имеющихся у субъекта знаний и навыков.

Способность нами понимается, как совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней .

Система психических и практических действий включает отбор знаний, связанных с задачей, выделение существенных для задачи свойств, определение на этой основе системы преобразований, контроль результатов путем их соотнесения с поставленной целью и корректировку на этой основе описанного процесса.

Таким образом, умение является характеристикой и деятельности, и личности. Поэтому с позиции системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов умение является способностью целостной и интегративной.

Целостность нами понимается как общее свойство систем, которое дает ей возможность функционировать в качестве отдельного качественно определенного явления.

Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность - умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.

Следовательно, ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.

Результатом развития ОУУН учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемая, самообразованная и саморазвивающаяся - компетентная в сфере образования.

Cегодня  образование — это услуга, а российская система образования — это национальный рынок образовательных услуг. Образование, безусловно, ценность и благо, но это еще и важнейший инструмент инвестиционной привлекательности. В настоящее время произошли существенные качественные и количественные изменения в заказе на профессиональную подготовку специалистов, так как более 90% предприятий и организаций сменили форму собственности с государственной на частную, что привело к открытости рыночного пространства России и появлению новых производственных отношений. В условиях рынка мощным фактором социального процесса является высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалистов. Выигрывает тот, кто способен к наивысшей самореализации в профессии. Профессиональный успех в любой отрасли напрямую зависит от конкурентоспособности образовательных систем.

Одной из важнейших составляющих профессионального образования является экономическое образование. Необходимость экономических знаний в условиях перехода к рыночным отношениям очевидна. Если в советское время экономические проблемы  на производстве и в социальной сфере решались в центре, действовала уравнительная система оплаты труда, то теперь материальное благополучие каждого из нас во многом зависит от интенсивности и эффективности собственного труда. Конкретному человеку понимание основ рыночных механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает, не ориентируясь в этих механизмах. При этом целью экономического образования обучающихся ставится формирование:

- ценностных ориентаций и установок, вытекающих из экономического знания и ведущих к консолидации общества;

- компетенций, достаточных для ориентации поведения и защиты интересов каждым человеком при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов;

- собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов.

В условиях динамичных изменений современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны. Такая система должна обеспечивать три главных условия:

- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, смены индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

Эта система должна иметь государственно-общественный характер, включать в себя аккредитование учреждений и организаций всех форм собственности (государственных, корпоративных, негосударственных), которые занимаются образованием в разных его видах и формах, обеспечивая должный уровень его качества, эффективности и конкурентоспособности. Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность.

Для повышения конкурентоспособности выпускников учебные заведения среднего профессионального образования должны разрабатывать программы обучения, позволяющие получить обучающимся те знания и умения, овладеть компетенциями, которые требуются определённому работодателю. Другими словами, образовательные учреждения должны готовить специалистов по заказам работодателей. В современных условиях от выпускников требуется умение использовать современные достижения науки и техники, умение ориентироваться в информационных технологиях. А для этого необходимы значительные инвестиции в образовательные учреждения для приобретения новейших информационных технологий, нового оборудования. С их помощью обучающиеся смогут получить знания, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда.

Переход к модульному принципу построения образовательных программ в соответствие с требованиями Федеральных государственных стандартов третьего поколения  позволит обеспечить гибкость и вариативность профессионального образования, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда. Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий "открытого образования", интерактивных форм обучения, проектных и других методов стимулируют активность познавательного процесса, формируют навыки анализа информации и самообучения, увеличивают роль самостоятельной работы обучающихся.

Список используемой литературы:

1.  Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

2.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

3.  Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.

 4.  Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003,  № 5.

5.  Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.

6.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.

7.  Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.

8.  Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под
ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,
2007.

     9. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

10. Пономарев Л.Н. Экономическая культура (сущность, направления развития) / Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, А.П. Чичканов. – М.: Мысль, 1987. – 269с.

http://jurnal.org/articles/2009/ped41.html

http://prosvpress.ru/2011/08/konkurentosposobnost/

http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/104571.shtml

http://www.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/104571.shtml

http://science-bsea.bgita.ru/2006/leskomp_2006/bezrukih_kachestvo.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Презентация"ОСОБЕННОСТИ модульно - компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании "

Основные профессиональные компетенции и  педагогические технологии для студентов среднего профессионального образования,их цели и задачи.Социальные,экономические,коммуникативные компетенции.Модул...

ТЬЮТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В статье формулируются направления...

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании.

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании...

Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо...

"Актуальные проблемы современного профессионального образования"

статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....

Индивидуально-личностный подход в системе современного профессионального образования

Данная статья познакомит читателей с личностным подходом в организации учебно-воспитательного процесса в современном профессиональном училище...