"Клоун-терапия для детей и взрослых"
статья на тему

Статья, посвященныя вопросу клоун-терапии и возможности проведения клоун-терапевтических занятий в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛОУН-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

   

Чернова Г.Б

Что такое клоун-терапия?

Клоун-терапия - это одно из новых направлений в психологии. Лечение  смехом давно используется во всем цивилизованном мире. В США и в странах Западной Европы  существуют “клиник--клаун” , клоуны , работающие в больницах, в различных социальных учреждениях.

Эффективность клоун-терапии доказана. Положительные эмоции, которые испытывает пациент во время сеанса, оказывают благотворное влияние на организм. Смех спасает от неврозов и стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, регулирует ритм сердца и нормализует давление. При смехе задействовано 80 мышц: движутся плечи и грудная клетка, вибрирует диафрагма.  Международное общество по изучению юмора подсчитало, что одна минута смеха соответствует 45-минутной физзарядке. Известный венгерский психолог Иштван Балог открыл первую в мире “Студию смеха и улыбки”. В ней лечат органы пищеварения, заболевания сердца и легких, повышают иммунитет, укрепляют нервную систему. Доказано, что смех улучшает биохимический состав крови. Неудивительно, что 1 минута смеха приравнивается, по эффективности к суточной дозе витамина С. Клоун-терапия помогает справляться с депрессией.

Речь идет не об истерическом, отчаянном, горьком, а именно о здоровом веселом смехе.

Кто занимается клоун-терапией?

В нашей стране клоун-терапия только начинает набирать обороты. Пионерами в развитии данного направления несомненно являются клоунессы группы “Клоун-герлз”. Воспитанные на лучших традициях отечественной и зарубежной клоунады, они имеют специальное профессионально-педагогическое и высшее психологическое образование. Не первый год актрисы проводят сеансы клоун-терапии как для детей, так и для взрослых. Пациентами клоунесс являются в первую очередь дети и пожилые люди. Детские дома, дома престарелых, госпитали и просто детские сады вот не полный список  рабочих площадок “Клоун-герлз”.

Постоянные клоун-сеансы -переменки проводятся в детском саду №74 Василеостровского района.

Результаты клоун-терапии.

Веселые переменки для детей, помогают малышам справиться с напряжением.

Это замечательная профилактика утомления и переутомления дошкольника.

Это активизация как физического, так и психоэмоционального развития.

 Это укрепление нервной системы через веселые игры, тренинги, художественное творчество.

“Путешествие в страну клоунов”, “Вкусная неделя”, “Веселая радуга”, “Утро маленьких смешинок” - это не полный перечень сеансов-переменок.

Можно догадаться, что самое любимое занятие в детском саду, это занятие с клоуном, с веселым другом, с красивой игрушкой, которую хочется обнять, прижать к себе и почувствовать себя счастливым.  

Результаты полученные в ходе клоун-терапии говорят о длительном положительном терапевтическом эффекте.

-Резкое снижение агрессивности в группах.

-Желание находиться в хорошем настроении.

-Высокие темпы социализации детей

-Установление в группах положительного психо-эмоционального фона.

-Снижение уровня заболеваемости детей, посещающих дошкольное учреждение.

  • Положительное личностное развитие ребенка.
  • Легкое усвоение текущего учебно-образовательного материала.

Успех  работы “Клоун-герлз” в данном направлении связан с профессиональной подготовкой. Озорные очаровательные девчонки клоунессы – это не только великолепные актрисы, но и опытные педагоги-психологи. Молодая здоровая энергетика клоунского коллектива дарит здоровье, оптимизм и надежду людям любого возраста.

 Типовой сценарий клоун переменки.

«Здравствуй, Здравствуй детский сад»

Цели:

- адаптация нового набора детей к ДОУ

-  формирование положительного мотивационного отношения к ДОУ

-  формирование осознанного отношения к занятиям

-  профилактика простудных заболеваний

-  развитие опорно-двигательного аппарата

-  интеллектуальное развитие

-  социализация детей в группе

* Обязательное условие для специалиста клоуна – хорошее настроение!

Положительный эмоциональный настрой обязателен.

Не рекомендуется слишком раскрашенное лицо, так как излишний грим может напугать детей.

Очень приветствуется яркая веселая одежда. 

1 часть. Знакомство.

Воспитатель. Ребята. Вас ждет сюрприз. Сегодня к нам в гости пришел клоун. Его зовут Вася.

Под спокойную, желательно адаптированную для детей классическую музыку, появляется клоун. Он знакомится с ребятами.

Вася. Здравствуйте ребята. Какие вы красивые, нарядные. У вас, наверное сегодня праздник.

Дети. Да – Нет. ( возможны расхождения в ответах)

Вася. Конечно праздник! Ведь сегодня Я к вам пришел в садик! Теперь, я тоже буду ходить сюда вместе с вами. Давайте знакомиться. Я Вася.

А вот я вижу, моя знакомая принцесса. Привет, Буратино? Здравствуй, Гарри Потер. Что неправильно? Как же мне с вами познакомиться? Придумал! Мы поиграем в такую игру. Я говорю, как меня зовут, а вы говорите мне свое имя. Меня зовут Вася, а тебя?

Петя. Приятно познакомиться.

Меня зовут Василек, а тебя?

Лена, Леночка. Здорово!

Меня зовут Васька Василий, а тебя?

Миша. Михаил. Какое красивое имя.

(Клоун здоровается с ребятами обязательно за руку, устанавливая с ребятами дружеский контакт)  

Вот мы и познакомились. Теперь расскажите мне, чем вы в детском саду занимаетесь? (клоун слушает ответы детей).

2 часть. Путешествие

Здорово! А вы мне покажите группу. (ребята радостно соглашаются)

Спасибо. Ребята у нас сейчас будет настоящее приключение. Мы с вами отправимся в путешествие по стране …(название группы). Для этого нам надо сесть на паровозик и отправиться в путь. (для путешествия можно использовать музыкальное сопровождение, например песенку «Голубой вагон»).

 Клоун вместе с ребятами «путешествует» по группе, делая остановки то в уголке природы, то в игровой зоне, то в спортивном уголке.

  На каждой «остановке» он расспрашивает ребят, куда они приехали, и чем они занимаются или будут заниматься в той или иной зоне.

Например. «Уголок природы». Ой, ребята, кажется, мы попали в Африку!

Д. Нет!

Вася. Как же нет. Вот кактус (показывает на фиалки), а это пальма (показывает на бегонию). Сейчас крокодил как выскочит.

Дети с помощью воспитателя дают правильные ответы.

Сделав последнюю ознакомительную остановку, Вася с ребятами отправляется «домой». Вернувшись, он говорит о том, какое замечательное было ПУТЕШЕСТВИЕ. Что ему так хорошо, что хочется даже потанцевать.

 Заканчивается «путешествие»  веселым танцем

3 часть. Настроение.

Вася. Спасибо, ребята! Мы сегодня не просто путешествовали. МЫ СЕГОДНЯ ЕЩЕ И ПОДРУЖИЛИСЬ! А, чтобы запомнилось наше путешествие, нужно сделать дружескую фотографию на память! Только мы сделаем не обычную, а клоунскую фотографию. Мы нарисуем себя на этой моей фотопленке ( рулон обоев ). На ней будут ваши ПОРТРЕТЫ. Они будут улыбаться мне и главное, НАШЕМУ САДИКУ! Чтобы, когда мы уйдем домой,  ДЕТСКИЙ САД не скучал без нас.

Рисунок можно повесить в группе. Ребята не раз подойдут к нему, чтобы вспомнить веселое путешествие.  

До свидания, ребята! Скоро я снова приду к вам, учится. Вы меня научите?

Дети. ДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

"Оздоровительная фитнес - гимнастика для детей и взрослых"

Фитнес-методики доступны для людей любого возраста и физического состояния и имеют бесспорный положительный эффект оздоровления организма....

Анализ профстандарта и выделение требований к педагогу ДО детей и взрослых

Анализ профстандарта и выделение  требований к педагогу ДО детей и взрослых...