Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
методическая разработка на тему

Голищева Кира Эдуардовна

Методические рекомендации созданы в помощь преподавателям для оформления метод.указаний по самостоятельной работе студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_sm.rab_1.docx65.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
________ Л.Л. Богатская

«___»____________ 201__г.

                                    УТВЕРЖДАЮ
                                 Директор ГБПОУ СПбТК

                            ________ А.В. Бурасовский
                       «__»____________ 201___г

.

Методические рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов

Согласовано на заседании

Методического совета:

Протокол № ____от «____»________20__г.

Разработчик:

Методист ГБПОУ СПбТК

__________________/Голищева К.Э./

Санкт-Петербург, 2014

 

При создании преподавателем методических рекомендаций (МР), предназначенных для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) студентов, необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

1. Провести анализ требований ФГОС СПО по специальности, учебного плана, рабочей программы по учебной дисциплине, модулю (МДК) и календарно-тематического плана.

2. Выбрать тему в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине, модулю (МДК).

3. Определить цель, задачи, объем, содержание, вид и структуру ВСР по данной теме.

4. Продумать мотивацию и обращение к студенту.

5. Определить виды заданий и время на его выполнение и сдачу для проверки.

6. Разработать систему контроля с критериями оценки предложенных заданий.

7. Составить рекомендации по работе с учебно-методическим пособием (УМП).

8. Составить список основной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

Элементы структуры методических рекомендаций

Предназначенные для организации

преподавателем самостоятельной

внеаудиторной работы студентов

Предназначенные для выполнения

студентами заданий, предусмотренных

внеаудиторной работой

Содержание

Пояснительная записка.

Инструкция по организации внеаудиторной

работы студентов

Алгоритмы работы с учебником,

справочником

Задачи для самостоятельной работы

студентов и методические рекомендации по

их выполнению

Эталоны ответов на задания

Критерии оценки выполненной студентами

работ.

Список используемой литературы

Приложение

Содержание

Введение

Рекомендации по работе с методическими рекомендациями

Рекомендации по распределению времени в

процессе работы над заданиями

Задания для самостоятельной работы

Критерии оценок выполненной студентами

работы

Список основной и дополнительной литературы

1 Подготовка введения

1.1 Определение целей ВСР

Создавая учебно-методические рекомендации для индивидуальной самостоятельной работы продумать цели, которые необходимо достигнуть студенту в процессе выполнения данной работы.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого полезного результата, на достижение которого направленно действие.

Основными целями внеаудиторной работы студентов являются:

  • овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю (из ФГОС и рабочей программы);
  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Цели СРС должны соответствовать требованиям ФГОС СПО, рабочей программе по учебной дисциплине, модулю (МДК) и быть реальными, конкретными, выполняемыми и триедиными: обучение, развитие и воспитание.

1.2 Обращения к студентам

Создавая учебно-методическое пособие, необходимо предусмотреть обращение к студенту, акцентировав внимание на том, для чего ему необходимо выполнить данную работу. Обращение во введении должно быть кратким, вызывать интерес, создать мотивацию к выполнению ВСР.

Например:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Предлагаемая система методических указаний призвана помочь овладеть студентам умениями и навыками самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, выделять главное в большом объеме теоретического материала, решать качественные и количественные задачи.

Знания, которые вы приобретаете, в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые вы получаете во время аудиторного занятия. Самостоятельно можно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.

Количество часов на освоение программы дисциплины «__________________»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося _____ часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _____ часов;

самостоятельной работы обучающегося ______ часа.

График выполнения самостоятельных работ позволяет определить объем изучаемого материала, формы контроля, время и сроки выполнения. Основной формой контроля, за самостоятельной работой являются практические занятия, защита творческих работ и рефератов на занятиях.

Показателем оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при решении задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

2.Информационный блок

2.1 Определение объема ВСР

Чтобы цели соответствовали критериям реальности, необходимо помнить о временном ограничении выполнения внеаудиторной работы. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Время, отводимо на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 50% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине, и рассчитывается из среднего показателя 2 часа на выбранную преподавателем, и одобренную предметно-цикловой комиссией тему.

2.2 Выбор формы, средств и методов ВСР

Следующим этапом работы над созданием учебно-методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы студентов является обеспечение целей занятий. Преподаватель должен ответить на вопросы: с помощью, каких методов, средств и форм заданий студент сможет достигнуть поставленных целей?

3. Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и имеют учебный или учебно-исследовательский характер. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, в зависимости от специфики изучаемой дисциплины.

Студенту важно знать приблизительное время, которое он затратит на выполнение этой работы. Поэтому целесообразно указать время рядом с заданием.

Критерии оценки по видам работ

1. Критерии оценки подготовки информационного сообщения:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

2. Критерии оценки подготовки реферата:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

3. Критерии оценки написания конспекта первоисточника:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;
  • отражение основных положений, результатов работы
  • автора, выводов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • конспект сдан в срок.

4. Критерии оценки написания эссе:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения дел;
  • полезность и реалистичность предложенной идеи;
  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

5. Критерии оценки составления опорного конспекта:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа сдана в срок.

6. Критерии оценки составления сводной (обобщающей) таблицы по теме:

  • соответствие содержания теме;
  • логичность структуры таблицы;
  • правильный отбор информации;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного)
  • характера изложения информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

7. Критерии оценки составления кроссвордов по теме и ответов к ним

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

8. Критерии оценки создания материалов-презентаций

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Для оценки внеаудиторной самостоятельной деятельности студента можно применить балльно-рейтинговую систему оценивания знаний, либо традиционную систему оценивания знаний.

Пример балльно-рейтинговой системы

100~89% максимальное количество баллов, указанное в карте-маршруте (табл. 1)

самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:

• обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;

• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

70~89% от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

• при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

50~69% от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

• при изложении была допущена 1 существенная ошибка;

• знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

• излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

• затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

• при изложении были допущены существенные ошибки.

В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.

Таблица перевода баллов в оценку

балл 100~89%

70~89%

50~69%

49% и менее

оценка 5 (отл.)

4 (хор.)

3 (удов.)

2 (неудов.)

4.  Рекомендации по работе с методическими рекомендациями для студентов

После составления основных разделов учебно-методического пособия  необходимо подготовить рекомендации по работе с материалом пособия, а также предусмотреть для студентов список обязательной и дополнительной литературы, необходимые интернет-сайты. В рекомендациях преподаватель указывает для студента возможность получения консультации, реальный срок сдачи выполненной работы. В учебно-методическом пособии целесообразно поместить рекомендации сразу после введения. Рекомендации для студентов можно заменить инструкцией или схемой по работе с учебно-методическим пособием.

Пример

Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы стр.13

Прочтите конспект лекции по данной теме

Откройте рабочую тетрадь по дисциплине. Запишите в нее название темы и цели, которых Вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме

Обратите внимание на значение символов, в данном учебно-методическом пособии:

Данный знак предупреждает

Вас о том, что значение

выполняется письменно;

Указывается на важность

соблюдения временных

органический процессе

выполнения задания;

Задание предусматривает

несколько вариантов, по

желанию. Вы можете

выполнить 1 любой вариант

на ваш выбор;

Выполнение заданий, предложенных в данном пособии, не должно знать у Вас более двух часов.

5. Оформление методических рекомендаций

Оформлять методический рекомендации необходимо в соответствии с рекомендуемой структурой. При этом последовательность элементов может менять очередность в зависимость от специфики выбранных заданий, дисциплин, целей, поставленных преподавателем для студентов.

На сегодняшний день нет четких инструкций по объему методических рекомендаций, не нужно перегружать студентов лишней информацией, заданиями, требующими длительной концентрации внимания и монотонной кропотливой работы.

Требования к оформлению методических рекомендаций

Текст методических рекомендаций представляется на бумажном носителе и в электронном виде.

Формат А-4

Поля: верхнее, нижнее, правое, левое-2 см.

Шрифт- Times New Roman- 14, междустрочный интервал - одинарный.

Номера страниц проставляется арабскими цифрами внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается общую нумерацию.

В содержании последовательно перечисляется заголовки разделов или блоком методических рекомендаций с указанием номеров листов, на которых начинается материал, введение, заключение (если оно необходимо), список используемой литературы не нумеруется.

Пример

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………….2

1 Рекомендации по работе с методическими рекомендациями……………………..……………3

2 Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями…….………….4

3 Задачи для самостоятельной работы….…………………………………………………..……...5

3.1. Задания №1………………………………………………………………………………..……..6

3.2. Задание №2………………………………………………………………………………..…......7

3.3. Задание №3………………………………………………………………………..……………11

4 Критерии оценки выполненной работы……………………………………………..………..…12

Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………………….13

Пример оформления задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

(сборник теоретических тезисов, справочного материала и индивидуальных заданий для студентов)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1.

Тема: Введение. Понятие о числе.

Задания:

1. Подготовить рефераты на темы: «История развития счета», «Как возникли цифры», «Математика в современном мире» и т.д.

2. Решение примеров на действия.

3. Выполнение арифметических действий с комплексными числами.

4. Выполнение вычислений с приближенными данными.

Формы контроля: защита рефератов, проверка наличия домашнего задания, выполнение самостоятельной работы по карточкам.

Время выполнения: 8 часов.

Контрольные вопросы:

1.Основные законы действий над числами. Решение примеров на все действия.

2. Приближение действительных чисел конечными десятичными дробями. Погрешности приближений и вычислений.


Пример оформления эссе

ЭССЕ

Выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

• Почему выбрали эту тему?

• В чем состоит актуальность выбранной темы?

• Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?

• В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

• Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?

Содержание эссе:

• Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.

• Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

• Плюсы и минусы.

• Изложение собственного подхода / идеи.

• Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

• Практические рекомендации.

• Перспективы использования данного подхода / его разработки

• Плюсы и минусы предложенной идеи.

• Другое.

        Учебно-методические рекомендации считаются завершенным только после утверждения на заседании предметно-цикловой комиссии  и методического совета.

Образец оформления методических указаний по самостоятельной работе см. в приложении 1.

Приложение 1.

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СПбТК

 ________ А.В. Бурасовский
«__»____________ 201___г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»

для студентов специальности 43.02.11  «Гостиничный сервис»

Согласовано на заседании

Методического совета:

Протокол № ____от «____»________20__г.

Рассмотрено:

На заседании ПЦК  «_______________________»

Протокол № ____от «____»____________20__г.

Председатель ПЦК ______________________

Разработал преподаватель_______________

Санкт-Петербург, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………...стр.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ…………………………………………………………………………..……. стр.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………. стр.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………….……………… стр.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1………………………….......................................стр.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2…………………………..................................... стр.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3…………………………..................................... стр.

и т.д.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПО ВИДАМ РАБОТ……………………………………………….…. стр.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ  ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ……….... стр.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………………...…. стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................................... стр.

Приложение 1 .............................................................................................................................. стр.

Образец титульного листа реферата …… ................................................................................. стр.

Образец оглавления ………………............................................................................................. стр.

Приложение 2 .............................................................................................................................. стр.

Образец оформления конспекта ................................................................................................. стр.

Приложение 3 .............................................................................................................................. стр.

Образец оформления эссе .......................................................................................................... стр.

ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА КУРСА МАТЕМАТИКИ………………………………………. стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Статья "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов"

Данные рекомендации помогут преподавателям найти формы и методы работы с детьми для их творческой самостоятельной работы на занятиях....

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учреждений СПО с текстом по специальности 080110 Банковское дело

Данные методичсекие рекомендации разработаны с учётом требований в условиях деймтвия ФГОС СПО. Содержат общие сведения о дисциплине, её содержание, рекомендации по переводу текста и сами тексты по тем...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...