Конспект урока по дисциплине МДК 01.03.02 Живопись Тема: «Цветовой контраст» (несложный натюрморт-кофейник с фруктами на красном фоне)
план-конспект урока на тему

Владимирова Фаина Юрьевна

Урок разработан по ПМ01 Педагогика дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_zhivopisi_2015.docx786.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.03.02  ЖИВОПИСЬ

(МДК 01.03 Практикум по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству)

ТЕМА: «Цветовой контраст»

(несложный натюрморт-кофейник с фруктами на красном фоне)

Преподаватель:Ф.Ю.Владимирова

Волгодонск  2015г

ТЕМА: «Цветовой контраст»

(несложный натюрморт- желтый керамический чайник, глиняная крынка и соломенная корзинка с фруктами)

 Цель: Выполнить цветовое решения натюрморта.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

 Обучающая: закрепить знания о «цветовом контрасте»;; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам. - сформировать представление о применении контрастов; 
- усвоить закономерности проявления последовательности , одновременного и пограничного контрастов; 
- сформировать у учащихся умения и навыки выполнения различных типов цветовых контрастов. 

 Развивающая: Развитие творческого воображения учащихся, развивать практические умения в подборе цветов для различных типов цветовых контрастов;  развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.

 Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись» воспитывать культуру труда.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.

2.Работы учащихся из фонда колледжа прошлых лет по этой теме;

3. Таблицы и схемы на тему «Цветовой контраст», «Градации тона от черного к белому», «Изменение светлоты цвета», «Изменение насыщенности цвета», «Тоновой и цветовой контраст».

4.Таблицы I, I(а), «Последовательность ведения работы в цвете».

6. Работы учащихся, выполненные в упражнении «цветовые контрасты».

Для студентов:

Гуашевые краски; кисти; вода; палитра; подготовительный рисунок натюрморта (форматА3).

Структура занятия:

1.Организационный момент

2.Повторение

3.Объяснение учебного материала.

4.Практическая часть. Самостоятельная работа.

5.Анализ работы

6.Окончание занятия

Ход урока:

Организационный момент:

Подготовка к занятию. Подготовка обучающихся к выполнению задания: размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление бумаги (с подготовительным рисунком натюрморта (форматА3)), размещение инструментов, красок, вода для работы акварелью.

Обращение к студентам преподавателя:

 - Здравствуйте! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “ Цветовой контраст . несложный натюрморт-кофейник с фруктами на красном фоне ”, с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте.

Повторение пройденного материала:

- Что же такое « Живопись»?

Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль». И еще одно определение – «Живопись» означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность

- Назовите известные вам жанры живописи:

- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.

- Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты, каких художников вы знаете?

«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь».

А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он составлен на тему «Цветовой контраст». 


Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых,оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба.Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов. При контакте двух красок , лежащих на « цветовом круге» друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. 
Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость. 
Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов – от холодно - голубых до горяче - оранжевых.

Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно. 
Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимных рефлексов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки. 
Рассматривая картины, обратите внимание на то, что одна и та же краска в зависимости от окружения может становиться то « теплой», то «холодной». 
Примером использования «тепло-холодных» отношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного ( кроны деревьев) и зелено-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповторимый характер освещения натуры. 
Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системе, в достижении убедительности художественного образа. 

-Работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

 Задача нашей постановки – это выявление различия цвета и тона. Для этого мы будем использовать законы контраста. Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец, цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).

Мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: 

Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.

В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача занятия:

 Итак, сегодня мы будем выполнять цветовое решение натюрморта– раскладку предметов по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается «цветового контраста».

- Итак, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:

1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.

- Что называется хроматическими цветами?

- Все цвета солнечного спектра.

2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.

- Что называется ахроматическими цветами?

- Это цвета черный, белый и серый.

- Дайте определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:

“Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.

- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?

- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст

а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.

б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки 
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и, наоборот – на красном он зеленеет.

Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном.

При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:

- объем предметов натюрморта;

- фактуру предметов (их материальность);

- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма гуашевыми красками.

Рассматриваем работы по живописи из фонда колледжа прошлых лет по этой теме.

Необычность данных натюрмортов состоит в применении оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок, положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий, сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Объяснение нового материала

Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Способ №1

Мы будем начинать вести работу с освещенных частей предметов, т.е. со световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому темному. Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

 а) определяем самый светлый предмет натюрморта

б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности)

в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету

 ↓

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов натюрморта. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. вертикальная поверхность; 4. горизонтальная поверхность; 5. глиняный кувшин; 6. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

1. Свет на предмете + касание с фоном

2. Полутень на предмете

3. Собственная тень на предмете

4. Падающая тень от предмета на плоскости

5. Рефлекс на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам   I. I(а):

 Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщенном предмете натюрморта, который находится на первом плане, Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру. Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом. Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец, как дирижер оркестра, который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.

- Не забывайте, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.

Задача занятия:

- Перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение цветового решения натюрморта, т. е. раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Практическая часть. Самостоятельная работа.

Во – время самостоятельной части  обучающиеся выполняют поставленную задачу (материал – гуашь). В течение урока с обучающими ведется индивидуальная и фронтальная работа.

Анализ работы.

Учебные работы, выполненные самостоятельно, закрепляются на мольбертах. Проводится просмотр работ студентов. Выделяются наиболее грамотно и высококачественно выполненные учебные работы. Разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Список литературы:

  1. Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер, 2006.
  3. Иванова О.В. Акварель: Практические советы. – М.: «Издательство АСТ», 2001.
  4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: титул, 1996.

 

ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ

Существует 7 контрастов

1.Контраст по тону построен на разнице между цветами. Этот контраст влияет по подсознание.

Контраст по тону

2.Контраст светлого и темного.Самым выразительным сочетанием является сочетание белого и черного.

Контраст светлого и темного

3.Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих»и возбуждающих цветов.

Контраст холодного и теплого

4.Контраст дополнительных цветов. Дополнительными называют цвета,при смешивании которых получается серый цвет.

Контраст дополнительных цветов

5.Симультанный контраст-его не существует вне нашего восприятия.Это контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.Симультанный –это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

6.Контраст по насыщенности.

Контраст по насыщенности

7.Контраст по размеру цветовых пятен.

Контраст по размеру цветовых пятен

Контраст по размеру цветовых пятен

Подбор цвета для сайта. Гид НДП. COOLDRAW

СВЕТЛОТНЫЙ И ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ

Основы живописи для учащихся 5-8 классовОсновы живописи для учащихся 5-8 классов.

Цветовой спектр

Это первая информация, которую мы получаем о предмете, а как вы знаете, первое впечатление самое важное. Психологи отметили, что

Натюрморт с цветовым контрастом

natur

Живопись Марии Щербининой - Художественная галерея

Исаак Ильич Левитан

живопись, холст, золотая осень, масло, левитан - (картинка, изображение, фото, обои 81562)

March. 1895. Isaac Ilyich Levitan. Download painting.

МАРТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств"

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств" Рассматривается тема «Организация учета основных средств. Поступление основных средств». Предполагается работа с перв...

Конспект урока по дисциплине "Теория бухгалтерского учета"

Конспект урока по дисциплине "Теория бухгалтерского учета" Урок-повторение изученного материала в виде игры-аукциона. В архиве есть конспект урока, все необходимые материалы для проведения аукциона ...

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Защита файлов и управление доступом к ним»

Студенты знакомятся с понятием «защита информации»; что является правом собственности, и на какие категории делится; основные виды преступлений связанные с вмешательством в работу компьютера, меры нап...

План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

План - конспект урока по дисциплине «Теоретические и методические основы музыкально- исполнительской деятельности» для студентов по специальности  44.02.02 преподавание в начальных кл...