Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
консультация на тему

Кренева Юлия Владимировна

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelno_-_fizkulturnye_zanyatiya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

зам.директора по УВР:

Кренева Ю. В.

Ефремов, 2014г.

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре.

Повышение уровня жизни и сохранения здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне.

Проблемой воспитания здорового ребенка занимались многие учёные и практики. Например в работах, М.А. Руновой , П.Т. Осокиной. В.А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. Физиологи  и педиатры М.Н. Кузнецова, А.П. Чабовская и другие считают, что в оздоровлении детей определяющую роль играют закаливающие процедуры.

Поэтому, по мнению учёных необходимо создавать условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья.

 В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится:

-охрана и укрепление здоровья детей;

-совершенствовать физическое развитие детей;

-формировать у детей двигательных умений и навыков;

-системе знаний об организме, роли физических упражнений;

-воспитывать привычки соблюдать режим дня;

-воспитывать интерес к занятиям спортом.

Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

Эти задачи решаются с помощью с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы, как занятия. С детьми по физическому воспитанию, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультурные праздники, навстречу друг другу. Дни и недели здоровья.

Одна из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.

Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями.

 На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.

Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями такими требованиями:

  • Учёт возраста и физической подготовленности детей;
  • Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;
  • Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп: включать игры с различными основными движениями);
  • Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);
  • Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр.

При выборе игр нужно  учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия следует помнить о всём многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.

Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами  15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.

Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.

Структура занятий соответствует традиционной.

  1. Вводная часть, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы.
  2. Основная часть решает комплекс программных задач: совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.
  3. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др.

Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями такими требованиями:

  • Учёт возраста и физической подготовленности детей;
  • Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;
  • Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп: включать игры с различными основными движениями);
  • Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);
  • Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр.

При выборе игр нужно  учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия следует помнить о всём многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.

Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами  15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.

Таким образом, игровые физкультурные занятия на улице вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, развивают двигательные способности, общему оздоровлению детей.

Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями.

 На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.

Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные ка...

Анализ работы научно-методической кафедры «Физкультурно-оздоровительной работы» за 2014-15 учебный год (Руководитель -Василюк Ольга Николаевна- учитель первой категории)

Анализ работы научно-методической кафедры «Физкультурно-оздоровительной работы» за 2014-15 учебный год (Руководитель -Василюк Ольга Николаевна- учитель первой категории)...

Физкультурно – оздоровительная работа

№ п/п Содержание работы Срок ОтветственныеОрганизационная работа 1. Составление  плана физкультурно-оздоровительных  мероприятий по возрастным группам. Ежемесячно Воспитатели 2. Со...

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Внеклассные формы физкультурно-оздоровительной работы

Уроки физической культуры лишь частично выполняют задачу повышения двигательной активности, поэтому необходимо максимально использовать различные формы физического воспитания в режиме учебного дня шко...

Формы физкультурно-оздоровительной работы. Физкультурное занятие.

Учебно-методический материал раскрывает основные виды, типы, структуру и особенности организации физкультурных занятий в дошеольных образовательных учреждениях....

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная п...