Программа городского лагеря с дневным пребыванием "Ребята с нашего двора"
рабочая программа на тему

Евграшина Татьяна Владимировна

В летний период МКУДО «Киреевский Дом детского творчества» организует городской лагерь  дневного пребывания «Планета Детства» с программой профильной смены «Ребята нашего двора». Эта программа позволяет решать как задачи по оздоровлению подростков, так и интеллектуальному, культурно – эстетическому, духовно – нравственному  и социальному их развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУДО «Киреевский Дом детского творчества»

Программа

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Планета Детства»

1 – 22 июня 2013г.

Автор - составитель программы: Евграшина Т.В.

Обоснование программы:

На протяжении многих веков человечество интересовал вопрос: «Что есть человек, для чего он живёт и что в этом мире значит?»

«Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал французский философ Рено Декарт, а это значит, что только способность осмысливать мотивы своих поступков и сами поступки, анализировать себя и общество, наличие ценностной сферы отличает человека от животного.

Ценностные системы детей сложны и неоднозначны. Ценности подростков стремятся к равновесию, развиваются, постоянно проверяются практикой, поэтому педагогу нужно «прислушиваться» к миру ценностей ребёнка. Одна из наиболее значимых причин существования проблем «отцов и детей» кроется в изменении процесса передачи духовного опыта. Традиционно его передавали старшие, опытные, знающие – младшим, неопытным, незнающим. Потом произошло дополнение этого процесса другим способом передачи опыта: от сверстников сверстникам в группе, команде, дворе.  Сейчас стал возможным и третий путь: от детей к взрослым, потому что мы живём в эпоху перемен, а в ней часто ценности родителей не являются ценностями детей, т.к. «отцы» отстают от требований времени.

Безусловно, стремление к идеалу присуще каждому человеку, и ребёнок находит свой идеал сам. В зависимости от времени, возраста идеалы и кумиры меняются, меняются и сферы их поиска. Особое влияние на формирование ценностных ориентиров человека, а нашем случае человека особенного – ребёнка, имеет та среда, в которой он растёт и развивается, эпоха, социально – политическая обстановка, нормы и ценности, воспитываемые семьёй и школой (Домом детского творчества). Поэтому изучение ценностной сферы подростка само по себе очень интересно и актуально, особенно в наше время, когда для ребёнка нет единого примера для подражания, и проблема выбора идеала остро стоит перед современной молодёжью.

«Ценности не передаются тем же путём, что и знания, путь их принятия лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только прочувствовать, пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым её днём и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, смысле жизни и её ценностях.

Творчество  - это образ жизни. Чтоб раскрасить свою жизнь, порой чёрно – белую, яркими красками, мы обязательно вносим в неё элемент творчества. Просто так преподносим подарки, говоря при этом самые добрые и искренние слова. Пишем письма, оформляя их, как яркие, любимые в детстве книги. Играем в мам, пап, бабушек и дедушек, детей и взрослых. Становимся великими актёрами на работе и дома, в школах и театрах. И всё это  - творчество. 

А каждый ли в жизни испытал момент, когда смог почувствовать себя и художником, и скульптором? Смог быть актёром и режиссёром, сценаристом и радистом? Испытать все прелести туристической жизни и побыть капитаном дальнего плавания? К сожалению, нет. Порой нам  так не хватает артистичности и идей.

Наверное, именно поэтому и именно в нашем лагере, мы уделяем такое большое внимание творчеству.

В летний период МКУДО «Киреевский Дом детского творчества» организует городской лагерь  дневного пребывания «Планета Детства» с программой профильной смены «Ребята нашего двора». Эта программа позволяет решать как задачи по оздоровлению подростков, так и интеллектуальному, культурно – эстетическому, духовно – нравственному  и социальному их развитию. Качественному результату сопутствует следующие факторы:

1. Природные ресурсы (отдалённая черта города).

2. Разнообразная досуговая деятельность.

3. Опытное педагогическое сопровождение.

Цели и задачи программы:

Цель: Создание условий для изучения ценностной ориентации подростков, корректировка ценностной сферы ребёнка посредством включения его в творческую и аналитическую деятельность.

Задачи:

- развитие межличностных отношений с целью осознания себя как личности;

- развитие организаторских способностей на основе включения подростков в систему самоуправления, в подготовку и проведение дел;

- формирование интереса к внутреннему миру человека, в том числе и к своему собственному;

- формирование эстетического отношения к жизни;

- осознание ребёнком своих жизненных ценностей и постановка собственной цели.

Игровая модель программы:

Каждый ребёнок в начале смены получает визитную карточку с изображением символа программы  - ребёнка, поднимающегося вверх по лестнице Дома (стремление к цели), на которой пишет своё имя.

На визитной карточке нарисован дом во дворике и семь окошек, которые каждому ребёнку предстоит зажечь (раскрасить разными цветами) в ходе смены, прожив особый день (тематический) и выполнив в этот день определённые  задания.

Тематика каждого из семи дней определяется детьми на сборе планирования, после огонька, посвящённого обсуждению представлений ребят об общечеловеческих ценностях, которые необходимы любому человеку для достижения успеха в жизни. Выбираются семь ценностей - по мнению ребят, самых основных и важных, пониманию и освоению которых они хотят посвятить время пребывания в лагере.

С учётом личных целей и интересов ребята создают семь творческих  групп. Каждая творческая группа разрабатывает план одного из тематических дней, его цветовой символ, основное правило и задание, выбирает время его проведения в основной период смены и становится его организатором.

Ребёнок, выполнивший правило тематического дня, закрашивает одно из окошек на визитной карточке в цвет этого дня (например, жёлтый – символ дня «Общение»).

По итогам первого тематического дня, когда ребята только учатся сами оценивать свои действия и поступки, педагоги проводят «огонёк». Предметом разговора на нём является критерий заполнения окошек, который определяется как Совесть. Никто не в праве указать человеку на то, что он не может закрасить окошко, тем самым самостоятельно определив, что выполнил задание и полностью соблюдал правило дня. Таким образом, происходит отказ от привычного для ребёнка внешнего оценивания  и контроля, ребёнок учится самооценке и коррекции своих действий и поступков.

Каждый сам преодолевает свои трудности и исправляет ошибки, фиксирует свой успех по итогам конкретного дня, оценивает свой уровень соблюдения и выполнения правил жизни. Но ребята договариваются о следующем: если окошки на визитной карточке по итогам предыдущих дней закрашены, а её обладатель в последующие дни не выполняет или нарушает правила, то любой из ребят отряда может указать ему на такое несоответствие. Если выполнить задание дня ребёнку сразу не удаётся или у него сразу не получается придерживаться конкретного правила, то он может закрасить окошко соответствующим цветом тогда, когда сочтёт это нужным, в любой другой день.

Самооценка и закрашивание окошек на визитных карточках происходит в конце дня на «огоньке». Дети, организовавшие дела этого дня для других ребят, получают звание «Мастер».

В ходе смены ребята делают фотографии, отражающие их творческую и мыслительную деятельность, жизнь в отряде (дворике) , позволяющие проанализировать , сделать переоценку событий, происходивших в смене. Финальное дело смены – «День Города» - это просмотр презентаций из фотографий, гала – концерт «Ребята с нашего двора».

Организационная модель программы:

Процессом жизнедеятельности  лагеря с дневным пребыванием руководит начальник и административная группа (пед. коллектив), но параллельно с ними осуществляет деятельность по руководству жизнью лагеря высший орган детского самоуправления – совет по реализации программы профильной смены  «Ребята нашего двора».

Совет Города  –  временное объединение участников смены – представителей разных отрядов (двориков), которое занимается решением возникающих вопросов в процессе жизнедеятельности детского  лагеря по организации запланированных дел и мероприятий.  

1. Центр управления Городом (начальник лагеря + Председатель совета Города + педагоги )

2. Совет Города.

3. Дворик.

Старосты двора (отряда)   являются связующим звеном между центром управления городом и двориками (отрядами).

Логика организации смены.

Традиционно смена делится на три основных этапа.

  1. Организационно – установочный ( 01.06 – 04.06)
  2. Основной (05.06 – 18.07)
  3. Итоговый (19.07 – 22.07)

  1. Организационно – установочный этап:

Помимо традиционных задач, ставящихся педагогом в орг. период, необходимо решить следующие задачи:

- Вовлечение самих детей в создание и укрепление  своего жизненного пространства для обогащения опыта.

- Содействие педагога в определении подростком своего места в реализации идей программы смены.

- Знакомство и первоначальное принятие норм проживания во временном коллективе.

2. Основной этап:

Задачи:

- Отработка взаимодействия отрядов.

- Реализация подростком собственных интересов и потребностей в выбранной сфере деятельности.

- Реализация двигательной активности.

- Показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы отрядных и общелагерных дел.

3. Итоговый этап.

Задачи:

- Подведение итогов (награждение, закрытие).

- Определение дальнейших перспектив собственного развития.

Средства реализации программы.

- Сборы в отрядах ( организационный, хозяйственный, итоговый).

- Система аналитической деятельности (огоньки знакомств, тематические, посвящение в «Звания», анализ дня, дела, ситуации, анкетирование).

- Организация деятельности ОСУ.

- Участие в подготовке, организации и проведении общелагерных дел.

- Музыкальные, спортивные часы.

- Мероприятия, направленные на оздоровление подростков и реализацию их двигательной активности.

        

                                                                                                                                                                                                         

План – сетка профильной смены творческой направленности

 «Ребята с нашего двора» - Июнь 2013г.

1

День защиты детей.

Игра по станциям «Здравствуй, мир»; конкурс рисунков на асфальте, дискотека

3

Игра по станциям «Там на неведомых дорожках»

ЛОС

Отрядный огонек

4

Нравственно-патриотическая игра «Передай с посыльным»,

Смотр уголков отряда

5

Театрально-спортивная игра «Сказочный дворик»

6

Игра по станциям «Клад старого двора»

7

Тематический день

8

Тематический день

10

Тематический день

11

Тематический День

«День России»

 Концерт «Россия, мы дети твои»

12

День России

13

Тематический день

14

Тематический день

15

Тематический день

17

Интеллектуально-познавательная игра «Безопасность превыше всего»

18

Творческая театральная игра «Мы в кино»

19

Веселые старты «Мы спортсмены хоть куда»

20

Игра по станциям «Забытое сокровище»

21

День города, Гала – концерт «Ребята с нашего двора»

22

Торжественная линейка посвященная памяти героев ВОВ «Помни героев, Россия!»

ЛЗС

Предполагаемый результат.

  1. Освоение нового жизненного пространства, обмен опытом взаимодействия в условиях временного детского коллектива.
  2. Получение подростком различных ЗУНов.
  3. Сформированная ценностная сфера подростка.
  4. Приобретение опыта аналитической деятельности.
  5. Оздоровление, улучшение физического состояния подростков.
  6. Реализация творческого потенциала подростка через осуществление собственной цели.

Приложение 1

Визитная карточка ребёнка

Имя ребёнка

Приложение2

Личная карточка участника программы

ФОРМУЛА МОЕГО УСПЕХА

Имя ___________________

Фамилия_______________

Дано:

МОЙ УСПЕХ:

Научиться решать собственные проблемы

Найти

Формулу своего успеха

Составляющие искомой формулы:

Я+

- создатель собственного дворика

- участник творческой группы

- участник Совета Города

- участник кружка

Решение:

МОЙ УСПЕХ=

Используемая литература:

  1. Бедерханова В.П. Летний Дом. – Краснодар 1993
  2. Вачков И.П. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.- М., 2001
  3. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерская ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.
  4. Гргорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для педагогов – психологов. – Новосибирск, 1999.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. Битяновой М.Р. – СПб.: «Питер», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Программа летнего лагеря труда и отдыха"

Летние каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени студентов, поэтому лето – это разрядка накопившейся напряжённости за год, восполнение сил, восстановление здоровья, развитие тво...

Рабочая программа ПМ 03. для дневной формы обучения

Рабочая  программа профессионального модуля  – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190629 Техническая экс...

программа летнего лагеря

Организовывая работу летнего лагеря необходимо создать программу лагеря. При этом важно создать такой вариант программы, который будет отвечать современным требованиям педагогики и запросу родительско...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Республика Детства» «Правнуки Победы»

Данная программа рассчитана на 21 день лагерной смены. Это модифицированная рабочая программа, измененная с учетом предложений детей и их родителей: введены разнообразные мероприятия по своей направле...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...

Программа летнего лагеря с дневным пребывание "Пятое время года"

ПРОГРАММАЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯС ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙМАОУ «ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СОШ №2»«Пятое время года»(комплексная, краткосрочная)...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней».

Программа детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней»....