Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Республика Детства» «Правнуки Победы»
рабочая программа

Анна Ивановна Логинова

Данная программа рассчитана на 21 день лагерной смены. Это модифицированная рабочая программа, измененная с учетом предложений детей и их родителей: введены разнообразные мероприятия по своей направленности, разработана внеурочная деятельность, в конце лагерной смены проводится творческая выставка проектов, т.е. результатов деятельности каждого отряда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»

Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей «Республика Детства»

«Правнуки Победы»

(Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет)

Автор составитель:

Логинова Анна Ивановна,

заместитель директора по ВР

        

г. Бугуруслан

2020 год

Содержание программы

 1. Пояснительная записка

   4

  1.  Актуальность программы

   4

  1.  Отличительные особенности программы

   5

  1.  Новизна программы

   5

  1.  Направленность программы

   5

  1.  Адресат программы

   5

  1.  Цель и задачи программы

   6

  1.  Ожидаемые результаты

   6

  1.  Принципы реализации программы

   6

  1.  Методы реализации программы

   8

  1. Формы организации деятельности детей

   8

  1. Развитие детского самоуправления

   9

  1. Система мотивации и стимулирования

  10

  1. Образовательная деятельность

  10

  1. Механизм оценки результатов программы

  18

  1. Факторы риска

18

 2. Содержание программы смены

19

2.1. Модель игрового взаимодействия

19

2.2.  Ход реализации программы смены

20

2.3. План-сетка смены

21

3. Условия реализации программы

25

3.1. Кадровое обеспечение программы

25

3.2. Информационно-методическое обеспечение

26

3.3. Ресурсное обеспечение программы

26

 4. Оценка эффективности программы

27

4.1. Система показателей оценки качества реализации программы

27

4.2. Система обратной связи

28

5. Список использованной литературы

 29

Информационная карта программы лагеря

Полное название программы

Программа организации работы лагерной смены

в детском оздоровительном лагере «Республика Детства» «Правнуки Победы»

Основания для разработки программы

Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

Инструктивные письма Минобрнауки РФ (от 14.04.11 г. № МД-463/06, от 26.10.2012 № 09-260, от 01.04.2014 № 09-613, от 18.11.2015 № 09-3242)

Заказчик программы

Управление образованием администрации муниципального образования города Бугуруслана

Автор – составитель программы

Логинова Анна Ивановна - заместитель директора по воспитательной работе

Образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»

Адрес

461630, Оренбургская область, г. Бугуруслан,

ул. Комсомольская 100А

Телефон

8 (35352) 2-44-50

Срок реализации программы

Июнь 2020 года

Место реализации

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №1» - детский оздоровительный лагерь «Республика Детства»

Количество детей в смене

Количество потоков

Возраст детей

150

1

от 6 до 11 лет

Направленность программы

Социально-педагогическое

1. Пояснительная записка

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом.

С. Михалков

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Летний отдых – это не только социальная защита, это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные площадки с дневным пребыванием.

  1. Актуальность программы

Лагерная атмосфера имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Поэтому важно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей. Изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания. 

  1. Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на 21 день лагерной смены. Это модифицированная рабочая программа, измененная с учетом предложений детей и их родителей: введены разнообразные мероприятия по своей направленности, разработана внеурочная деятельность, в конце лагерной смены проводится творческая выставка проектов, т.е. результатов деятельности каждого отряда.

В отличие от программы «Родничок» (автор Исакова Т.А., Морозова Е.В.) реализуемой прошлой оздоровительной кампанией, данная программа имеет социально-педагогическое направление.

В данной программе мы использовали опыт работы педагогов Глячковой С.В. (программа «Наследники»), Медведьевой В.Н. (программа «Патриот»).  

Данная программа «Правнуки Победы» отличается тем, что способствует формированию будущего гражданина свободной, богатой, сильной духом страны. Также программа является одной из форм противостояния попыткам политиков западной Европы переписать историю Великой Отечественной войны, а именно массовый героизм советских людей, ставший нормой поведения, их способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

  1. Новизна программы

Новизна данной программы заключается в организации активного отдыха детей, с использованием новых технологий (геймификация – вовлечение в процесс игры каждого ребенка, посещающего лагерь), приёмов и методов (игровой тренинг, развитие креативного мышления посредством игрового конструирования, включение в сюжетно - ролевые представления, повествование научных фактов посредством игры и рассказа легенд).

1.4. Направленность программы социально-педагогическая

Социально-педагогическая. Она определяет основные пути развития воспитания в лагере дневного пребывания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

1.5. Адресат программы

Состав лагеря – это дети гимназии в возрасте 6 -11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность детей во время лагерной смены осуществляется в отрядах.

По продолжительности программа «Правнуки Победы» является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности (творческой, проектной, коллективной, групповой и т. д)

1.6. Цель и задачи программы

Целью программы является: формирование в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну посредством организации гражданско-патриотической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Обучающие:  

  • Формировать мотивацию применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
  • Приобщать ребенка к духовно-нравственным ценностям;
  • Формировать интерес к истории своей страны;

Развивающие:

  • Развивать детское самоуправление;
  • Расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальные, творческие способности, коммуникативную культуру;

Воспитательные:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни;
  • Формировать гражданские качества: любовь к Родине, патриотизм, ответственность;
  • Повышать культуру межличностных и межнациональных отношений;

1.7. Ожидаемые     результаты  

    Результат для ребенка:

  • Благополучие ребенка, укрепление его физического здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Приобретение ребенком опыта взаимодействия на основе сотрудничества, развитие культуры общения;
  • Расширение кругозора;
  • Проба ребенком новых социальных ролей, обогащение социального опыта;
  • Формирование потребности в активном образе жизни, социально- полезной деятельности, развитие у детей навыков самостоятельной организации жизнедеятельности, организаторских, лидерских качеств;
  • Приобретение практических навыков прикладного и декоративного искусства;

Результат для педагога:

  • Реализация личностного потенциала, интереса по профилю, обогащение собственного педагогического опыта;
  • Научиться работать, исходя из педагогической ситуации (подбирать средства, формы, технологии);
  • Отработка разнообразных способов подготовки и реализации отрядных, общелагерных дел, форм детского самоуправления;
  • Формирование вожатского отряда.

1.8. Принципы реализации программы

В основу системы воспитания в лагере заложены принципы гуманистической педагогики.

1. Принцип самореализации

  • Осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
  • Добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
  • Создание ситуации успеха, поощрения достигнутого;
  • Признание личности человека, растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

2. Принцип включенности в социально – значимые отношения

  • Обеспечение участниками гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
  • Наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
  • Предоставление возможности   и права отстаивать свое мнение;
  • Взаимоуважение всех участников смены.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления

  • Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • Формирование чувства ответственности за принятие решения, за свои поступки и действия;

4. Принцип соответствия деятельности потребностям интересов личности ребенка

5. Принцип социального партнерства с семьей

  • Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

1.9. Методы реализации программы  

Методы воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность, самоуправление.

Методы образования: словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог), экскурсии.

Проектно-конструкторские методы: разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ.

1.10. Формы организации деятельности детей

В основу реализации программы «Правнуки Победы» заложены разнообразные формы:

        беседы,

        соревнования,

        конкурсы,

        викторины,

        тренинги,

        спортивные и интеллектуальные игры,

        утренняя зарядка,

        тематические дни,

        концерты, мультимедийные презентации,

        конкурсы рисунков.

Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности, патриотическое воспитание, с воспитанием уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранением и почитанием памяти о ветеранах ВОв, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо активная работа учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно - досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы.)

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Лагерь дневного пребывания– это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.

1.11. Развитие детского самоуправления

Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят дети лагеря, выбранные отрядами и взрослые.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

-создание в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;

-содействие в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря - это детский совет лагеря.

Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (оформители, творческая группа, физорг.)

В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели;

В детский совет лагеря – командиры и зам. командиры отрядов.

Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов.

Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуры поведения.

1.12. Система мотивации и стимулирования  

В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Правнуки Победы».

Ребята получают бонусы за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый ребёнок может достигнуть определённого уровня по результатам окончания смены.

За активное проявление себя в различной деятельности участник смены получает звездочку определённого цвета. На линейке вручается звёздочка (красный – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно), оценивающая вклад в общее творческое дело. Таким образом, каждый ребёнок в течение смены собирает свое «созвездие» достижений.

Личные результаты каждого отмечаются ежедневно и заносятся в отрядный уголок. Ежедневно участники могут получать звездочки разных цветов. Самые успешные и активные дети получают грамоты при подведении итогов по окончании смены.

Учёт звездочек ведётся воспитателями, которые ежедневно осуществляют мониторинг достижений.

  1. Образовательная деятельность

Реализация образовательного компонента

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне - 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы.

Поэтому программа включает в себя не только оздоровительные, познавательные, досуговые функции, а также воспитательные.

В настоящее время государство уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, сохранению уважения и памяти к истории России, к героям Великой Отечественной войны. Формирование у молодого человека уважительного отношения к памяти погибших при защите Отечества, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и развитие физического здоровья молодого человека является приоритетными задачами государства и общества в целом.

Механизм реализации программы

В лагере 6 отрядов (дети и подростки от 6 до 11 лет). Основное содержание деятельности осуществляется на четырех уровнях: лагерь, образовательное пространство, социум, отряд.   Участники смены в процессе деятельности приобретают и обмениваются опытом на занятиях.

Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Выбор форм работы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В результате освоения программы дети приобретут осознание неповторимости Родины, ее судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве; укрепление здоровья, стремление к здоровому образу жизни; повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм

Предполагается, что, получив новые знания и умения, ребята смогут реализовать их в течение учебного года как в учебных, так и внеучебных мероприятиях. 

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Юный патриот», «Юный эколог родного края», «Поиграй-ка», «Мир творчества», «Странички истории», «Пластилиновые чудеса», «Юный футболист», «Мой край родной», «Русская обрядовая кукла», «Веселый рюкзачок»

Учебно-тематический план        

№ п/п  

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Этих дней не смолкнет слава»

4

1

3

2.

«Города- герои»

3

1

2

3.

«Нас песня к Победе вела»

3

1

2

4.

«Наши земляки - герои»

2

1

1

Итого:

12 ч. 

4

8

Содержание учебно-тематического плана образовательного компонента

Занятие 1: «Этих дней не смолкнет слава»

Теория: рассказ о подвиге советского народа в годы Великой   Отечественной войны

Практика: митинг, посвящённый Дню памяти и скорби; конкурс рисунков «Дети Земли за мир»; уход за насаждениями, посаженными во время акции «Сад Победы»; Музейный урок «Этот день мы приближали как могли»

Формы контроля: опрос (обсуждение).

Занятие 2: «Города- герои»

Теория: виртуальная экскурсия «Города -герои»

Практика: экскурсия в школьный музей, в Краеведческий музей

Формы контроля: викторина

Занятие 3: «Нас песня к Победе вела»

Теория: разучивание песен военных лет и песен о войне

Практика: песенный конкурс; конкурс детского рисунка на асфальте

Формы контроля: конкурс

Занятие 4: «Наши земляки - герои»

Теория: рассказ о земляках – героях Великой Отечественной войны и героях - современниках

Практика: экскурсия в школьный музей

Формы контроля: беседа

  1. Механизм оценки результатов программы

Методы определения результативности программы:

  • наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);
  • метод игры и игрового тренинга;
  • метод товарищеского и педагогического воздействия;
  • беседа;
  • анализ результатов творческой деятельности;
  • анкетирование (ответы на вопросы);
  • ежедневное тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в Барометре настроений определенным цветом);
  • рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку)

Критерии эффективности 

Критерии оценивания сформированности гражданско-патриотических качеств у детей: методики «Я – патриот» (В.М. Хлыстова) (Приложение 1), «Неоконченные предложения» Е. В. Федотова, И. В. Скворцова (Приложение 2), анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова) (Приложение 3).

1.15. Факторы риска

Возможные факторы риска

Меры их профилактики

Плохие природные условия

При подготовке к мероприятиям предусматривать погодные условия

Пищевые отравления

Соблюдать личную гигиену

Осуществлять постоянный контроль за качеством поступающих продуктов

Травматизм детей

Проведение инструктажей

Контролировать соблюдение правил поведения детьми

  1. Содержание программы смены

2.1. Модель игрового взаимодействия

Программа «Правнуки Победы» направлена на то, чтобы дети смогли укрепить здоровье, получить новые знания о событиях и героях Великой Отечественной войны, о России и родном крае, приобрести жизненный опыт, научиться жить в многонациональном обществе.

Запуск игровой модели осуществляется на основе легенды:

Однажды мальчик гулял по лесу, и вдруг лесная дорожка привела его к зданию. Оно было большое, во всех окнах светился яркий свет, люди находились в постоянном движении, мальчик заинтересовался, а что это за здание, в котором так «кипит» жизнь. Он подошел поближе и прочитал надпись, туристическое агентство «Республика Детства».

Мальчик удивился и вошел в здание. Народу было столько много, что он даже немного растерялся и стал думать, куда он попал, и что его ждет дальше. Вдруг к мальчику подошла женщина с табличкой «Директор турагентства». Мальчик взбодрился и начал задавать ей сразу много вопросов. Директор турагентства удивилась, насколько мальчику интересно узнать, что именно здесь можно купить билет в разные направления и отправиться в путешествие.

Но одно огорчало мальчика, что путешествовать одному не совсем интересно. И тогда мальчик с радостью помчался в родную школу и объявил всем об открытии туристического агентства. Многих детей увлек рассказ мальчика, и они организовали группу, приобрели билеты на поезд «Правнуки Победы», и отправились в путешествие на 21 день.

На их пути встречалось много различных станций, где их сопровождали гиды, и под контролем туроператора они погружались в жизнь станции, на целых 6 часов, где узнавали много нового и неизведанного, после чего возвращались на перрон, и увлекательное путешествие продолжалось.

Какие тайны откроют для себя путешественники, покажет только время…

Поддержание интереса к игре будут способствовать: игровая легенда, символика, карта путешествия с обозначенными станциями, оформление лагеря (касса – для приобретения путевок, диспетчерская, большой поезд, перрон.)

2.2. Ход реализации программы смены

I этап.  Подготовительный – апрель - май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Правнуки Победы»
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в летнем лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап.  Организационный – июнь:

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Правнуки Победы»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  • формирование отрядов;
  • знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
  •  оформление уголков отрядов.

   3 этап. Основной:

  • образовательная деятельность;
  • оздоровительная деятельность;
  • культурно-досуговая деятельность;
  • методическая работа с воспитателями, вожатыми.

   4 этап. Заключительный:

  • закрытие смены (последний день смены);
  • сбор отчетного материала;
  • анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

2.3. План – сетка смены

Дата

День

Мероприятие

01. 06.20

1 день

«Встреча на перроне»

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция «Уют». «Ярмарка идей» (обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра-знакомство «Снежный ком», «Интервью», «Я умею делать так». Инструктажи по технике безопасности (дорога, лес, водоём, территория лагеря). Игровая программа «Здравствуй, лето!»

 02.06.20

2 день

«Проспект безопасности»

Тренировка по эвакуации детей в случае возникновения пожара. Конкурс плакатов «Защити родные леса от пожара». КВН «Огонь – друг, огонь – враг». Подготовка к открытию лагерной смены.

Минутка здоровья «Мой режим дня».

03.06.20

3 день

«Мост дружбы»  

Открытие лагерной смены. Игра-путешествие «Путешествие на поезде Дружбы». Час добрых дел (операция «Чистый двор», полив цветов). Минутка здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

04.06.20

4 день

«Переулок талантов»

Конкурс рисунков, фотографий «Город моего детства». Ярмарка талантов «Кто во что горазд». Занятия по интересам. Минутка здоровья «Мой рост и вес».

05.06.20

5 день

«Сквер семьи»

Фото-выставка «Я горжусь своей семьёй!»

Конкурсная игровая программа «7 + я». Минутка здоровья «Зелёная аптечка. Первая помощь при укусах насекомых».

08.06.20

6 день

«Проспект здоровья»

Флешмоб в рамках проекта «Здоровье в движении» Минутка здоровья «Солнечный удар. Первая помощь». Игры на свежем воздухе. Выпуск отрядных листовок «Мы – за здоровый образ жизни!». Спортивная программа «В здоровом теле – здоровый дух!»

09.06.20

7 день

«Площадь народных традиций»

Фольклорный праздник «Песенный венок» (Традиции народов нашего края). Народные игры. Экскурсия в краеведческий музей. Минутка здоровья«Закаливание организма»

10.06.20

8 день

«Слава тебе моя Россия»

Виртуальное путешествие «От древней Руси, до современной России».

Беседа – разъяснения «Декларация – это что?»

Торжественная линейка, посвященная дню России

Концертная программа «Таланты нашей страны»

11.06.20

9 день

«Перекрёсток ПДД»

Игра по ПДД «Дорожный лабиринт». Беседа с инспектором ДПС. Викторина «Азбука безопасности».

15.06.20

10 день

«Дорога рекордов»

Шоу «Минута славы». Презентация «Самые известные рекорды страны». Минутка здоровья «Глаза – зеркало души».

16.06.20

11 день

«Парк эколога»

Экологический десант «Уютный дворик». Виртуальная экскурсия «Заповедные места Оренбуржья». КВН «Экологическое ассорти».

Минутка здоровья «Осторожно, ядовито».

17.06.20

12 день

«Мастерская Самоделкина»

Конкурс поделок «Отходы в доходы». Устный журнал «Мастер своего дела» (Об известных мастерах нашего города). Минутка здоровья. «Как избежать простудных заболеваний».

18.06.20

13 день

«Спортивная площадка»

Посещение СК «Олимп». Беседа о знаменитых спортсменах Оренбургской области. Спортивные соревнования «Чемпионы смены».  Минутка здоровья «Вредные привычки».

19.06.20

14 день

«Литературная поляна»

«Там чудеса…»  встреча с сотрудниками детской библиотеки.   Час чтения (чтение любимых произведений). Конкурс чтецов «С любовью о родном крае». Устный журнал «Бугуруслан литературный». Минутка здоровья «Красивая осанка».

22.06.20

15 день

«Аллея памяти»

Викторина «из истории ВОВ».

Фестиваль патриотической песни «Песни военных лет». Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир!»

Минутка здоровья «Ещё раз о питании».

23.06.20

16 день

«Река фантазий»

Творческая мастерская «Мир моих увлечений». Викторина «Час весёлого настроения». Занятия по интересам. Игровая программа «Летний ералаш».

Минутка здоровья «Береги зубы».

24.06.20

17 день

«Площадь встреч»

Экскурсия по городу «Маршруты души», с посещением памятных мест Бугуруслана». КТД «Прекрасны малой родины черты».  Конкурс рисунков «Мой любимый уголок». Минутка здоровья «Закаляйся, если хочешь быть здоров».

25.06.20

18 день

«Опушка сказок»

Викторина по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Просмотр м/ф «Аленький цветочек».

Ролевая игра «В некотором царстве, в некотором государстве…». Минутка здоровья «Солнечные ванны».

26.06.20

19 день

«Нам завещано память пронести сквозь года»

Презентация проектов «Нам завещано память пронести сквозь года». Выставка проектов.Виртуальные экскурсии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

29.06.20

20 день

«Парк идей»

Акция «Что нам лето подарило?». Конкурс рисунков «Бугуруслан будущего». Подготовка к закрытию лагерной смены.  Интеллектуальный марафон «Что? Где? Когда?». Минутка здоровья «О пользе витаминов».

30.06.19

21 день

«Прощание на перроне»

Фото-кросс, оформление летописи смены.

Праздник закрытия  лагерной смены «До свидания, лагерь!». Письмо в 2019 год (пожелания для детей следующей лагерной смены).

  1. Условия реализации программы

3.1. Кадровое обеспечение программы

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией гимназии. На каждом отряде работает   вожатый. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Вожатые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и обще лагерных дел, участвуют в работе отрядной жизни.                                                                                                                                    

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  1. Начальник лагеря
  2. Старшая вожатая
  3. Вожатые-воспитатели
  4. Инструктор по физической культуре
  5. Медицинский работник

 Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов- преподавателей школы, имеющие высшую и первую квалификационную категории. Основным требованием при подборе кадров являются: навык работы с детьми, организаторские способности.

Профессиональная подготовка воспитателей включает в себя:

  1. Практическую подготовку – формирование педагогических умений и навыков информационно-просветительского, организационно-практического, оценочного и коммуникативного характера;
  2. Теоретическую подготовку – формирование профессионально значимых знаний относительно предмета труда, ребёнка и детского коллектива, а также профессии вожатого, теории и методики воспитательной работы;
  3. Самоподготовку – формирование осознания необходимости самообразования в подготовке к практической работе в лагере.

          В целях повышения квалификации начальник лагеря, старшая вожатая проходят подготовку на курсах и семинарах, организованных управлением образования или ЦРТДЮ или дистанционные курсы повышения квалификации.

          Руководители кружков, секций, инструкторы по физической культуре в течение года повышают мастерство индивидуально через систему дополнительного образования, на инструктивных и методических сборах. Все педагоги лагеря работают согласно должностной инструкции, учреждённой директором образовательного учреждения.

3.2. Информационно- методическое обеспечение

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение

       лагерной смены.

  1. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  2. Проведение ежедневных планёрок.
  3. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

3.3. Ресурсное обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

• видеокамера;

• фотоаппарат;

• музыкальное оборудование;

• спортивно-игровой инвентарь;

• канцелярские товары;

• призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты; дипломы;

• методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины и т. д.

  1. Оценка эффективности программы

4.1. Система показателей оценки качества реализации программы

Организаторы и разработчики программы ожидают получения эффекта от реализации программы по следующим позициям:

1.        Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.

2.        Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию, проявлению социальной инициативы.

3.        Формирование у детей и подростков уважения к истории нашего государства.

4.        Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способность ребенка, умение работать в коллективе.

5.        Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков.                              Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;                                                                                                        

6.        Увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.    

В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:

1.        Начальная диагностика. Осуществляется сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);

2.        Промежуточная диагностика. Позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации;

3.        Итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты). (Приложение 3)

Диагностика проходит на протяжении всей смен: на «огоньках», после крупных мероприятий, перед проведением какого-либо экспериментального мероприятия, по окончании лагерной смены.

В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере дневного пребывания.

4.2. Система обратной связи

На большой карте, где отмечаются станции – тематические дни существует ещё и маленькая карта- «барометр». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день.

Качество дела (дня) определяется по двум критериям:

1.        Оценка качества дела педагогами.

2.        Оценка дела детьми.

Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.

        Параметры для оценки педагогов:

1.        Организация работы.

2.        Содержательная насыщенность.

3.        Эмоциональность.

4.        Включённость детей.

5.        Качество.

Параметры для оценки детей:

1.        Важно.

2.        Интересно.

3.        Дружно.

4.        Полезно.

5.        Впервые.

Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет (каждый ребёнок закрашивает луч звезды);

Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный цвет.

Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – луч звезды становится тёмно-синего цвета.

В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же калейдоскоп укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте-барометре.

  1. Список используемой литературы

1.        Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).- Волгоград: Издательство « Учитель», 2009. – 118 с.

2.        Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007. – с. 32- 67

3. Лобачёва С.А. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. М: ВАКО, 2007. – с. 48- 73

4.СавиноваС. В., Савинов В. А. «Ах, лето!». – Волгоград: Издательство «Учитель»,  2010. – 67 с.        

5.        Титов С. В. «Здравствуй, лето!». – Волгоград:Издательство «Учитель», 2008. – с. 15-23

6.        Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М: ВАКО , 2009. – с.56-69        

Приложение 1

Методика «Я – патриот»

С ее помощью определяем уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.

Методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

Вопросы

  1. Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
  2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
  3. Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
  4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
  5. Ходишь ли ты в музеи своего города?
  6. Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
  7. Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
  8. Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
  9. Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
  10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
  11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
  12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
  13. Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
  14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
  15. Участвуешь ли ты в них?
  16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
  17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
  18. Любишь ли ты свою семью?
  19. Заботишься ли ты о своих близких?
  20. Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Приложение 2

Методика «Незаконченные предложения»

«Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:

11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;

7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;

5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;

0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.

Предложения

  1. Патриот – это …
  2. Настоящий патриот обладает качествами …
  3. Гражданин – это …
  4. Гимн – это …
  5. Флаг – это …
  6. 9 мая Россия отмечает …
  7. Президент Российской Федерации – …
  8. Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я

хотел бы побывать …

  1. Любить свою Родину значит …
  2. Защищать свою Родину значит …
  3. Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …
  4. Марки отечественных машин …
  5. Русские народные сказки …
  6. Русские писатели и поэты …

Приложение 3

Анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова).

Испытуемому предлагается анкета, состоящая из десяти вопросов. Ответы на эти в опросы показывают знания и представления детей о стране. Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

  1. Что такое Родина?
  2. Как называется твоя Родина?
  3. Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
  4. Как называется твоя малая родина?
  5. Какие города России ты знаешь?
  6. Какие реки России ты знаешь?
  7. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
  8. Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
  9. Назови самые известные памятники своего города?
  10. Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городского лагеря с дневным пребыванием "Ребята с нашего двора"

В летний период МКУДО «Киреевский Дом детского творчества» организует городской лагерь  дневного пребывания «Планета Детства» с программой профильной смены «Ребята нашего двора». Эта программа по...

ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «НЕУГОМОН».

Программа детского летнего оздоровительного лагеря«НЕУГОМОН»...

Программа профильного языкового отряда летнего оздоровительного лагеря «Жемчужина»

Программа внеурочной деятельности по английскому языку.  В  программе отражены: актуальность, цель, задачи, содержание и ожидаемые результаты....

Дополнительная общеразвивающая программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста....

Программа летнего лагеря с дневным пребывание "Пятое время года"

ПРОГРАММАЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯС ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙМАОУ «ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СОШ №2»«Пятое время года»(комплексная, краткосрочная)...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней».

Программа детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней»....