Гласные буквы Ю, ю. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
план-конспект урока на тему

Куликова Елена Петровна

Урок по программе "Школа России" 1 класс период обучения грамоте, чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

1 класс. Обучение чтению.

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 58 Приморского района Санкт-Петербурга Куликова Елена Петровна

Тема

Гласные буквы Ю, ю. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Задачи

Знакомство с новыми буквами Ю, ю и звуками, которые они обозначают; различение звуков, которые обозначает буква «ю» в разных позициях; учить печатать буквы Юю, читать слова с изученными буквами.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать, какие звуки обозначаются буквой «ю» в зависимости от позиции в слове; читать слоги и слова с буквой «ю»; составлять рассказ по плану.

Соотносить модель и слово; сравнивать разные модели.

Проявлять интерес к чтению.

Межпредметные связи:  русский язык, тема «Звуки и буквы».

Ресурсы урока

Азбука, с. 46-47.

Формы работы

(Фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Мотивация познавательной деятельности

Рассказ учащимися «Мой любимый спортсмен олимпиады 2014» по плану (сообщения).

Игра-соревнование по командам (составление слов из букв слова «соревнование»).

Рассказывают о любимом спортсмене по плану.

Составляют слова из букв слова «соревнование».

Актуализация необходимых знаний

Учитель спрашивает, какие скороговорки дети хотели бы сегодня вспомнить для тренировки дикции.

Учитель предлагает отгадать загадки:

На ножке я кружусь одной, ребятам весело со мной. (Юла.)

Я вертелась под ногами, очень я мешала маме.

И за это братик мой называл меня … . (Юлой.)

Учитель предлагает сравнить слова-отгадки по смыслу и сделать вывод, где слово «юла» употреблено в прямом смысле, а где в переносном.

Предлагает сделать звуковой анализ слова «юла» и собрать схему на магнитной доске.

Задаёт вопрос: «Кто знает, какой буквой обозначается слияние звуков «йу» в начале слова?

Учитель печатает на доске: ЮЛА и задаёт вопрос: «Кто сформулирует тему урока?»

Учащиеся предлагают классу скороговорки, все вместе их троекратно проговаривают с убыстрением темпа.

Учащиеся отгадывают загадки, сравнивают их по смыслу,

делают

вывод, где слово «юла» употреблено в переносном значении.

Делают звуковой анализ слова «юла» и собирают схему слова.

Сообщают, что слияние звуков «йу» в начале слова обозначается буквой «ю».

Формулируют тему урока: познакомимся с новой буквой «ю», узнаем, какие звуки она обозначает.

Организация познавательной деятельности

Предлагает прочитать записанные на доске слова: РИСУЮ, РИСУЮТ, ИГРАЮ, ИГРАЮТ, ПОЮ, ПОЮТ; подумать, по какому признаку их можно разделить их на две группы; сделать звуковой анализ слова «рисую», «играют».

Предлагает ответить на вопросы: «После какой буквы стоит буква «ю»? Гласная она или согласная?» и сделать вывод, что обозначает буква «ю» после гласной.

Предлагает прочитать слоги-слияния с буквой «ю», сделать их звуковой анализ и вывод, что обозначает буква «ю» после согласного.

Предлагает детям отдохнуть – выполнить физкультминутку.

Включает изображение печатной буквы «ю» на экране с помощью проектора, предлагает учащимся рассмотреть её и подумать, на какие буквы она похожа.

Демонстрирует с помощью проектора написание букв Юю, предлагает учащимся после просмотра повторить  написание в воздухе, а затем напечатать их в тетрадях. (Индивидуальная помощь учителя.)

Предлагает детям угадать слово (имя мальчика из трёх букв, первая «ю»)  и в парах на парте составить из выданных элементов схему этого слова, схему слова Люба, угадать третье слово и тоже собрать его схему (1 буква – первая буква в названии олимпийской награды, 2 буква – первая гласная слова «гонки», 3 буква – та, с которой мы сегодня познакомились на уроке). Спрашивает, как меняется значение слова «мою» в зависимости от ударения.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 46 и ответить на вопросы: К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор этого произведения? Что изображено?; просит найти на иллюстрации предметы, в названии которых есть буква «ю» и сказать, какие звуки она в этом слове обозначает.

Предлагает детям прочитать текст на с. 46 про себя и вслух и ответить на вопросы: Что прочитали? Какие колыбельные песенки вы знаете? Как их нужно читать – громко или тихо, медленно или быстро, резко и отрывисто или плавно, грубо или нежно? После этого учитель предлагает прослушать записи колыбельных песен.

Учащиеся коллективно читают слова, записанные на доске, делят их на две группы по признаку ед.ч. – мн.ч.

 Один ученик делает звуковой анализ слова «рисую», другой – слова «играют». Собирают схемы слов на магнитной доске.

Отвечают на вопросы учителя и делают вывод, что буква «ю» после гласных обозначает два звука – «йу».

Читают слоги-слияния, делают их звуковой анализ и вывод, что после согласного буква «ю» обозначает звук «у» и мягкость впередистоящего согласного звука.

Выполняют физкультминутку.

Рассматривают букву «ю», отвечают на вопросы учителя.

Просматривают поэтапное написание букв Юю на экране, пишут их в воздухе, а затем в тетрадях.

Угадывают слова (Юра, Люба, мою) и в парах составляют на партах их схемы; объясняют, как меняется смысл слова «мою» в зависимости от ударения.

Отвечают на вопросы учителя и выполняют задание.

Читают текст про себя и вслух, отвечают на вопросы учителя, слушают колыбельные песенки.

 

Диагностика планируемых результатов

Составить схему слов с буквой «ю» в разных позициях.                    

Подведение итогов

Спрашивает: С какой буквой познакомились? Что обозначает буква «ю» в начале слова, после гласных, в слиянии после согласных? Кто хочет быть сегодня мудрой совой?

Поочерёдно открывает на доске записи, которые дети должны проговорить и закончить: Я узнал, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось…

Спрашивает: « Кто считает, что ему всё, что мы делали на уроке, было понятно? Кому было не всё понятно?» Заканчивает урок словами: «Молодцы, вы хорошо поработали на уроке!»

Отвечают на вопросы, затем вызвавшийся ребёнок надевает на руку игрушечную сову и повторяет сделанные на уроке выводы о том, какие звуки обозначает буква «ю» в зависимости от позиции в слове.

Заканчивают данные предложения.

Учащиеся поднимают руки в ответ на вопросы учителя.

   Дополнительный материал: электронное приложение к учебнику, аудиозаписи колыбельных песенок, раздаточный материал для работы по составлению схемы слова, магнитный набор для составления схемы слова на доске, игрушка «сова», сигнальный квадрат «да-нет»

                     Дополнительное творческое задание: найти колыбельные песенки, научиться их читать выразительно

                                                                                                 Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Познакомились с позиционным значением буквы «ю», научились писать буквы Юю

В составлении схем слов при работе в парах, при написании букв Юю.

Индивидуальная работа с учащимися, у которых были затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Урок по литературному чтению "С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев""...

Салтыков - Щедрин "Глупов и глуповцы" ( урок по роману "История одного города").

Урок литературы в 10 классе по роману Салтыкова - Щедрина "История одного города"....

Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).

Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).Цели урока:Образовательная цель: Выяснить, что  автор поднимает в рассказе тему  образованных людей и...

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Зз. Слоги с буквой з» . по прописи «Русский язык» для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Конспект урока письма в специальной коррекционной школе 8 вида. Тема: Письмо строчной и прописной буквы З,з. Слоги с буквой з.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить пи...

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе для детей с ОНР "Знакомство с рассказом "Умный мышонок"

Представлен конспект занятия по образовательной области "Коммуникация", задачи которого: формировать умение слушать рассказ, понимать содержание и отвечать на вопросы, обогащать и активизиро...

Конспект НОД Обучение грамоте «Гласный звук [о], буква О, о

Цель: закрепление навыков четкого различения и произношения звука [о],  буквы О.Задачи: Образовательные: -Закреплять умение позицию умения звука О в словах по схеме- характеристика и артикуляция ...