История русской матрешки
план-конспект занятия на тему

Герасимова Ольга Анатольевна

Внеурочная деятельность. Кружок «Я - исследователь» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_russkoy_matreshki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность. Кружок «Я - исследователь» Учитель: Герасимова О.А.

Тема: История русской матрёшки

Цель: используя литературу выяснить историю русской матрешки, выполнить творческую работу «Русские матрешки»

Задачи:

- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к  самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности;

- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, разных видов мышления, речи;

- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских задач;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Формирование УУД на занятии:

Личностных УУД: навыки организации рабочего места для работы с различными материалами.

Регулятивных УУД: умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; определение этапов работы.

Познавательных УУД: активизация знаний по курсу кружка «Я - исследователь» (умение пользоваться терминологией); умение делать обобщения, сравнения. Умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

Коммуникативных УУД: умение находить компромиссные решения при выполнении работы в группе.

Оборудование у учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, условные знаки, изображения матрешек

У обучающихся: карточка с таблицей, рабочий лист бумаги, информационный лист, материал для аппликации, клей, ватман

1. Орг. момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начинаем  наше занятие. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

2. Прогнозирование, постановка цели занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 В самом начале нашего занятия давайте с вами вспомним основные понятия, которые используют исследователи.

- Что известно исследователю в самом начале работы?

- Скажите, когда  известна тема исследования, что  нужно перед собой поставить?

- А что нужно выдвинуть?

- Что есть у каждого исследования?

- А что нужно выбрать при работе над исследованием?

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

 

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.

 

Учитель: Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

- Давайте с вами определим тему нашего сегодняшнего исследования

(варианты ответов обучающихся)

- тема

- цель

- гипотезу

- предмет

- метод

(ответы детей)

3. Побуждение учащихся к самостоятельному восприятию учебного задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Для того, чтобы определить цель, задачи и гипотезу нашего исследования вы разделились на группы. Выберите, пожалуйста, командиров групп. Если вы готовы, покажите мне.

- Первая группа будет работать над определением цели исследовательской работы, вторая над ее задачами, а третья группа над гипотезой. Перед ответом не забудьте определить выступающего в вашей группе.

- Скажите, а что будет являться предметом нашего исследования?

- Посоветуйтесь, пожалуйста, в группе и определите методы, которые мы сегодня с вами будем использовать. Покажите свой ответ на карточке.

- Обучающиеся берутся за руки и поднимают руки вверх

- Самостоятельная работа обучающихся в группе, выступление обучающихся.

- матрешка

- посмотреть в книге, понаблюдать, подумать самостоятельно

4. Создание ситуации самостоятельного открытия (работа в группах)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В те времена Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. И по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия. Первая русская матрёшка была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Матрёшка является русским сувениром, но первая матрёшка была создана в Японии. Японцы утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Не все матрешки одинаковы. У каждой группы на парте лежит карточка с названием матрешки и информационный лист, а также пазлы, из которых вы должны будете собрать матрешку. Ваша задача – выбрать нужную для вас информацию и собрать пазл. Не забудьте распределить обязанности.  

Выступление групп.

(Обучающиеся работают в группе)

(ответы детей)

5. Физминутка

6. Самостоятельное творческое использование изученного приёма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы побыли в роли следопытов. В классе развешаны (как вы заметили) изображения матрешек. Ваша задача – выбрать из разнообразия матрешек ту, которая подойдет вашей группе. Дополните свою работу выбранными изображениями.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

7. Самооценка, рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Давайте вспомним, какова была цель сегодняшнего занятия?

- Мы сегодня достигли цели нашего занятия? Что же выяснили?

- Какова была гипотеза нашего исследования? Она подтвердилась или нет?

- А зачем делают матрешки?

- Выяснить, все ли материалы пропускают свет

(Ответы детей)

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

              ***

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

             *** 

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

            ***
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!

            ***

Они игрушки знатные

Складные и ладные

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русской культуры

Программа по предмету история русской культуры культурологического цикла знакомит обучающихся с путями и направлениями развития русской культуры....

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах...

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка».

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка»....

Конспект воспитательского часа «Русская народная игрушка - матрешка».

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку.  Для того, чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова. Давайте вм...

Методические рекомендации для выполнения практических занятий по ДУП.12 Научная картина мира (раздел История русской культуры)

Методические рекомендации по выполнению практических работ по общеобразовательному учебному предмету «Научная картина мира. Раздел «История русской культуры» разработаны в соответств...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по ДУП 12 Научная картина мира (раздел История русской культуры)

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе учебного предмета     ДУП. 12 Научная картина мира, раздел «История русской культуры» разработан...