Раздел ООП
учебно-методический материал на тему

Быкова Нина Владимировна
I. Целевой раздел 
1.1. Обязательная часть
 
1.1.1. Пояснительная записка.
 
а) Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы (далее – Программы).
 
 Цели Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка ребёнка к жизни в современном обществе;
обеспечение безопасности жизнидеятельности ребёнка.
 
 
Задачи:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
 
 
б) Принципы и подходы к формированию Программы
 
  Программа построена на принципах  гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств:
 
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celevoi_razdel.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

I. Целевой раздел

1.1. Обязательная часть

  1.  Пояснительная записка.

а) Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы (далее – Программы).

 Цели Программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка ребёнка к жизни в современном обществе;
  • обеспечение безопасности жизнидеятельности ребёнка.

Задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  •  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

б) Принципы и подходы к формированию Программы

         Программа построена на принципах  гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  •  допускает варьирование образовательного процесса в рамках работы региональной пилотной площадки.

 

в) Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.     

В ДОУ функционируют 11 групп общеразвивающей направленности:

  • от 3 до 4 лет (2 младшая);
  • от 4 до 5 лет (средняя;
  • от 5 до 6 лет (старшая);
  • от 6-7 лет (подготовительных к школе).

Все группы работают в режиме 5-дневной недели с 12 часовым пребыванием дошкольников и однородны по возрастному составу детей.

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (наглядно-действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

На третьем году жизни ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я»

     Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

     Дети в этом возрасте активно осваивают речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой собственный личностный смысл.

   Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.  

      В младшем дошкольном возрасте дети способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.  

      Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами.   Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

 Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере

ориентируются на оценку воспитателя.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

     У детей этого возраста увеличивается объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, запоминают небольшие стихи. Развивается образное мышление.

     Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему. Им доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом

активности детей.

     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности – появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формированием образа «Я» ребенка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

       Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).

В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.

Целевые ориентиры раннего возраста

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;  

• соблюдает правила элементарной вежливости; имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

 • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и  подражает им; умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им;

  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений

 Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.2.1. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Согласно приказу Министерства образования науки Самарской области от 14.08.2015 №304-од  МБДОУ детский сад №149 присвоен статус региональной  пилотной площадки по внедрению ФГОС дошкольного образования на 2015 – 2016 учебный год  по теме «Психолого-педагогические условия приобщения дошкольников к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе» с целью выявления, разработки, апробации и внедрения психолого-педагогических условий в воспитательно-образовательном процессе для оптимизации приобщения дошкольников к нравственным нормам и ценностям,  принятым в обществе. А также согласно приказу Департамента образования администрации городского округа Самара от 09.02.2015 №  132-од  на базе МБОУ детский сад № 149 организована работа проектной площадки по теме «Психолого-педагогические средства формирования у детей  дошкольного возраста  нравственных норм и ценностей, принятым в обществе».

В рамках инновационной деятельности поставлены следующие задачи:

1)    обосновать совокупность положений и идей, составляющих методологическую основу для создания психолого-педагогических условий приобщения дошкольников к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе.

2)    выявить, обосновать и апробировать систему условий, обеспечивающих оптимизацию приобщения дошкольников к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе.

3)    разработать дополнительную программу по духовно-нравственному развитию детей «Дарить души своей тепло» ориентированную на высокую нравственную составляющую: уважение и почитание к старости, материнству, семье, народным традициям разных этнических культур, героям-защитникам Родины и др.

4)    организовать проектную деятельность с детьми средних, старших и подготовительных групп по темам: «О тех, кто молод сердцем и душой», «Возьмёмся за руки друзья!», «Про… мальчиков и девочек, а также их родителей».

5)    разработать программу диагностики по заявленной проблеме и провести исходную диагностику.

6)    провести подготовку педагогов в соответствии с программой по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

  1. Педагогическая диагностика

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, в соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием МИНОБРНАУКИ России к ФГОС ДО в рамках реализации данной Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:

- индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;

- оптимизация работы с группой детей.

Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) определяется педагогическим советом.

Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учёта критериев и показателей, а фиксация данных проводится на начало и конец учебного года.

Основной формой педагогической диагностики является наблюдение. Причем важно осуществлять наблюдение при:

организованной деятельности в режимные моменты;

самостоятельной деятельности воспитанников;

свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;

непосредственно образовательной деятельности.

Педагогическая диагностика не предполагает специально созданных для её проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей. Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, т.к. это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержания ФГОС ДО.

Специальными условиями проведения педагогической диагностики являются:

- выбор методик и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием;

- разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы,

- подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Методические указания по выполнению экономического раздела дипломного проекта "Сетевое планирование и управление"

Содержат материал для выполнения экономического раздела дипломного проекта по теме «Сетевое планирование и управление». Предназначены студентам специальности 230105 «Программное обеспечение вычислите...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Методический материал к разделу: "Процесс обучения"

Здесь вы найдете необходимый материал п предмету педагогика к разделу "Процесс обучения". В конце каждой темы помещены вопросы , а так же тестовые задания, которые можно использовать на уроках...

Презентации по учебной дисциплине Фармакология, раздел 1. Введение.История фармакологии., раздел 2. Рецептура.

Презентации  подготовлены для проведения теоретического занятия по УД Фармакология, тема: "Предмет и задачи фармакологии.История фармакологии.Источники получения лекарственных веществ. Пути изыск...

Тематические задачи по ПДД (Раздел 1 - Общие положения; Раздел 3 - Дорожные знаки)

В данном разделе собраны вопросы и задачи по Правилам Дорожного Движения по различным темам...