ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
статья на тему

Развитие навыков коммуникативной толерантности через формирование навыков общения, установок на здоровый образ жизни, коррекцию психических состояний

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Современные социально-экономические условия характеризуются  не только общей социальной нестабильностью и неравномерностью экономического и политического развития регионов, но и непрерывным нарастание миграционных процессов: миграция затрагивает в подавляющем большинстве крупные города, открывающие путь к трудоустройству, разнообразию социальных ролей и маршрутов – всё это заставляет обращать внимание на работу по выявлению и сопровождению детей-мигрантов, которые находятся в группе риска, прежде всего, в отношении правонарушений. Проблема семей мигрантов, находящихся в ситуации социального отчуждения, является одной из наиболее острых для педагогического сообщества и учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, находящихся в критической ситуации.

Неутешительная статистика по этому вопросу свидетельствует о последовательном  росте асоциальных проявлений в поведении детей и молодежи, что предполагает наличие определенных сложностей в окружении, приводящих к деструктивным формам поведения, а в дальнейшем, при отсутствии поддержки или контроля за ситуацией с применением профилактических и коррекционных воздействий, может привести и к правонарушениям.

             Актуальность темы обусловлена тем, что социализация индивида во всем  многообразии соотношения социальных норм, связей, ролей, личностных качеств человека  в условиях любого общества является процессом крайне сложным. Эта сложность становится очевидной и в условиях образовательного учреждения, когда условия и окружение не способствуют оптимальной адаптации в детском коллективе, а педагогический коллектив оказывается не готовым к решению проблем, связанных с обучением учащихся-мигрантов.

Общими и нерешенными окончательно на современном этапе для всех стран выступают такие педагогические проблемы, как:

- отсутствие специально подготовленных педагогов, отсутствие у основной части работающих педагогов желания проводить такую работу;

- нежелание значительной части родителей (до 2/3) интегрироваться и активно сотрудничать со школой;

- отсутствие должного уровня разработанности УМК;

- проблемы академической неуспеваемости детей-мигрантов, которые порождают в крайних случаях эгоцентризм учащихся, появление их этнических групп и даже этнически ориентированных школ;

- позиция части родителей из числа коренных жителей, которые отказываются учить своих детей вместе с мигрантами;

- общий рост асоциальности и экстремизма среди молодежи как из числа коренного населения, так и мигрантов.

Современный вынужденный феномен ресоциализации всего общества в России представляет огромную трудность для зрелого населения страны, социализация же подрастающего поколения в этих условия таит еще большее количество подводных камней. Разнообразие социальных норм, сложный характер их взаимодействия, разная распространенность и различные принципы применения создают для молодежи дополнительные трудности по их соблюдению и интериоризации, размывают значение смысла собственной жизни, жизненных ориентиров, ценностей и комплекса функций, которую выполняет семья. В свете всего вышесказанного становится очевидным, какую опасность таит в себе кризис и его переживание. Ведь школьник может найти в себе внутренние силы для борьбы или, наоборот, он не будет способен сопротивляться, продолжая существовать в условиях, навязанных переживанием личностного кризиса.

В связи с этим внимание специалистов всё больше направляется в русло обсуждения вопросов создания адекватной поддерживающей атмосферы в детском коллективе и создании программ, позволяющих проводить воспитательную работу в отношении коммуникативной толерантности.

Цель такой работы заключается, прежде всего в развитии навыков коммуникативной толерантности через формирование навыков общения, установок на здоровый образ жизни, коррекцию психических состояний.

Задачи:

  • Познакомить детей с основными эмоциями, расширить словарный запас детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
  •  Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка, учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам и пр.)
  • Научить открытому проявлению эмоций и чувств социально приемлемыми способами.
  •  Помочь ребёнку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (тревожность, страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  •  Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  •  Обучить навыкам саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
  • Воспитать у ребёнка личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Усвоение моральных норм и правил поведения ребенком начинается еще в дошкольном возрасте. Социализация привносит свои, и довольно существенные поправки, в обретение и понимание смысла жизни, заставляя принимать те социальные установки, которые преобладают в данный период развития общества. Приобщение к асоциальности, к криминальному  миру зачастую является обходным путем в поисках ощущения счастья, будь то стремление к материальному благополучию, к власти или самореализации через насилие. Проблема отторжения представляет собой нравственный кризис,  экзистенциональный вакуум, она углубляет социальные патологии, приводит к разгулу преступности, росту алкоголизма и наркомании, увеличению числа самоубийств, особенно в молодежной среде.

Работа с категорией детей, относящихся к группе риска, и их семьями заведомо несет в себе риск возникновения различных отклонений, дефицитов, искажений и потому требует особых усилий и внимания. Формирование социальных навыков у детей с нарушениями в развитии, работа над повышением значимости роли семьи и окружения, адекватная социализация предполагает владение психотехническими приемами эмоциональной организации поведения, выработку стереотипов поведения и их накопление для обеспечения возможности гибко строить свои отношения с миром. Ребенок не в состоянии воспринять и усвоить незнакомый образец поведения, если аффективные механизмы, на которые этот образец должен опереться, не сформированы.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Поэтому опора на культурные особенности и семейные традиции очень важны. Их можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация  происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь процесс социального научения идет, с одной стороны, посредством приобретения социального опыта в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. А с другой - за счет наблюдения ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством викарного научения, связанного с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Асоциальное поведение в системе образования обычно обозначается терминами «социальная дезадаптация» или «отклоняющееся поведение». Социальная дезадаптация дает разную степень деформации системы внутренней поведенческой регуляции несовершеннолетних с отклоняющимся поведением: их установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций, неблагополучия в системе межличностных отношений в семье, в школе, на улице. В зависимости и от природы, характера и степени дезадаптации выделяют патогенную, психогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

По мнению академика РАО Дмитрия Васильевича Колесова и член-корреспондента РАО Светланы Константиновны Бондаревой «основной формой отражения человеком окружающей его действительности, является отношение»[1], наполненное оценками 1различных факторов этой действительности. «Именно на основании оценки человек строит свои взаимоотношения, которые всегда имеют активный характер, с этим предметом (объектом)…»[2]

Оценка выражается и транслируется, сообщается словами, мимикой, жестами, интонацией.

Побудительная сила оценки лежит в основе отношений. Уже в 1.5-2 месяца ребенок проявляет способность к восприятию эмоций окружающих: слыша ласково произносимое слово – радуется, слыша сердитое – готов заплакать, тем самым формируется способность к оценкам.

Разновидности отношений (дружба, любовь, зависть, доверие и т.д.) «проявляют себя как единство оценки (ее человек может выразить тем или иным способом – вербально или невербально) и поведения (характера взаимодействия).»[3]

Толерантность, терпимость может быть характеристикой конкретного поведения индивида в определенной ситуации, «способностью индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов.»[4]

Толерантность может быть врожденной (неагрессивность) и приобретенной (благодаря воспитанию), которая формируется установками, привычками, мировоззрением. (с.9)

Характер оценки имеет прямое влияние на формирование толерантности или интолерантности.    

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному, о чем свидетельствует приводимый ниже список.

Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (Diccionario planeta de la lengua espacola usual).

Tolurance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам (Le Petit Robert dictionary).

Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.

Tolerate (англ, терпеть): Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, […] признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации (Concise Oxford Dictionary of Current English).

Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, […] расположенность к Другим.

Толерантность, терпимость (русский): способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта.»[5]

Анализ литературы показал разнообразие определений толерантности  и связанных с ней понятий:

  1. «Толерантность характеризует устойчивость человека, терпимость, способность переносить различного рода негативные ситуации.»[6]
  2. «Толерантность – это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных, мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, это – доминанта отказа от агрессии.»[7]
  3. «Значение «толерантность» связывается с терпимостью, снисходительностью к кому-либо или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку или  осуществить для него свободу мыслей и действия.»[8]
  4. «Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. В переводе с латинского толерантность (tolerantia) обозначает терпение.»[9]
  5. «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей.»[10]
  6. «Под толерантностью  понимают цивилизованный компромисс между сосуществующими и, так или иначе, конкурирующими культурными традициями, этническими, возрастными, национальными, религиозными и иными особенностями образа жизни. Компромисс этот включает в себя обоюдную готовность к определенным уступкам, при которых возникает возможность их мирного сосуществования».[11]

«Толерантность есть проявление социального инстинкта более зрелого цивилизованного уровня, чем национальные, религиозные или классовые чувства. Толерантность – шаг вперед на пути развития социального инстинкта высшего порядка – гуманизма».[12]

  1. «Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:
  • внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
  • внутренняя толерантность к (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия».[13]

Толерантность – это стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также извне, фактор, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д.».[14]

  1. В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, записано (выдержки):

Статья 1 – Понятие толерантности

  1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
  2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе при знания универсальных прав и свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
  3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.[15]
  1. «Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия…»[16]

«… Понимание толерантности достигается и через уяснение проявление ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, просто за то, что он существует».[17]

Многозначность и разнообразие понимания толерантности наблюдается не только в разных культурах, но и у авторов разных направлений научных интересов. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований.

«Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других».[18]

Мы, свою очередь, принимаем определение толерантности как способности воспринимать отличие, готовности принять других такими, какие они есть, не допуская причинения им вреда».[19]

Кроме того. Воспитание толерантности рассматривается как условие, позволяющее длительно, мирно и продуктивно существовать и развиваться детскому коллективу сверстников.

        Развитие коммуникативной толерантности только через обучение конструктивным способам разрешения конфликтов, развитие коммуникативных умений и техник, невозможно, так как необходимо развитие отношения и к людям в целом, и к человеку в отдельности, и к его особенностям. Изучение коммуникативной толерантности надо проводить совокупностью методов, дающих возможность параллельного измерения различных уровней функционирования коммуникативных установок, подструктур личности, свойств характера и т.д. Отсутствие такой совокупности методов позволяет изучить только отдельные звенья системы.


[1] Бондарева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с.15

[2] То же – с.18

[3] То же – с.19

[4] То же – с.5

[5] Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.-с.31

[6] Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности//Вопросы психологии. – 2002., №2. - с 130-131.

[7] Бондарева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с.5

[8] Фоменко В.Т., Абакумова И.В., Деличенко И.В. Диалог культур в образовательном пространстве//Рационализм и культура на пороге третьего тысячилетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса: В 3. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – с.412-414.

[9] Байбаков А.М. Толерантность как цель воспитания подростка.

[10] На пути к толерантному сознанию. / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000.

[11] Гивиашвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество.

[12] То же.

[13] …

[14] Суренова М.М., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.

[15] Декларация принципов толерантности/ «Первое сентября» №79/2001.

[16] Солдатова Г.У. , Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг Толерантности для подростков. 2-е изд.стер. М.: Генезис, 2001. – с.7

[17] То же – с.11

[18] То же с.9

[19] Риэрдон Б.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...

Гражданско-патриотическое воспитание в системе воспитательной работы образовательного учреждения

Марериал представляет собой доклад на педагогическом Совете о системе работы образовательного учреждения в направлении гражданско-патриотического воспитания обучающихся....

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Воспитание толерантности у учащихся на уроках английского языка

Одним из актуальных вопросов в современном обществе является воспитание толерантности у учащихся в средних общеобразовательных школах. Имеют место быть среди учащихся такие факты как насилие, дискрими...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Воспитание умения слушать себя у учащихся класса фортепиано профессиональных образовательных учреждений.

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе «Педагогика в учреждениях дополнительного образования: музыкальное образование (исполнительство). Преподаватель фортепиано...