Создание фонда оценочных средств в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
статья на тему

Носова Наталья Владимировна

Опыт по разработке и внедрению профессиональных модулей и контрольно  оценочных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание фонда оценочных средств в условиях перехода на федеральные государственные образовательные  стандарты

Н.В. Носова преподаватель педагогики и частных методик

ОБОУ СПО «Советский социально-аграрный техникум»

На протяжении последних лет, в профессиональном образовании, достаточно много внимания уделяется вопросу создания фонда оценочных средств. Несмотря на то, что эта тема получила широкий резонанс  среди преподавателей, и не однократно выделялись как положительные, так и негативные  стороны, среднее профессиональное образование постепенно внедряет систему модульного обучения и создания фонда оценочных средств.  В «Советском социально-аграрном техникуме» эта работа ведется совместно с представителями работодателей от организаций Советского района и специалистами    кафедры профессионального образования КИНПО с 2011 года. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждому профессиональному модулю разрабатываются нашим образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

В настоящее время  в техникуме

- разработаны  и  согласованы с работодателями основные профессиональные образовательные программы по всем специальностям,

- внедрены новые локальные акты,

- многое сделано для совершенствования материально-технической базы.

В данный момент  стоит следующая задача – продолжить работу по разработке фондов оценочных средств для каждой специальности, профессии.  

Необходимо остановиться  на некоторых аспектах  работы в этом направлении.

При разработке оценочных средств наш коллектив руководствовался:

-  Законом  «Об образовании» в Российской Федерации;

Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении);

- ФГОС СПО по специальностям;

- Рекомендациями  ФИРО по формированию комплектов оценочных средств;

- Локальными актами техникума.

Оценочные средства составляются на основе программ профессионального модуля, охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы, являются приложением к программе. Вопросы и практические задания  максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности студентов, носят равноценный характер.

На  схеме №1 отражены подходы к оцениванию знаний и умений студентов на экзаменах и дифференцированных зачетах, которые используются в нашем учебном заведении. На  взгляд большинства специалистов, данная система оценки качества знаний и умений на сегодняшний момент является наиболее удачной для разработки критериев оценивания. Как  видно к   каждому знанию или умению разрабатывается показатели, а уже непосредственно для каждого показателя,  указываются критерии оценивания, которые оцениваются в баллах. В соответствие с набранными баллами выставляется итоговая оценка, для этого используется балльная шкала предложенная ФИРО [4].

Схема №1

Но ввиду ограниченности во времени экзамена и дифференцированного зачета мы не можем проверить все знания и практические умения студентов, поэтому  на  схеме №2 показана схема контроля над  освоением  результатов обучения. Из нее видно, что полученные студентами знания и умения, проверяется с помощью текущего контроля, в ходе практических работ и только частично можно проверить практические умения на дифференцированном зачете или экзамене.

Схема №2

В ходе создания и внедрения комплектов контрольно оценочных средств, были реализованы новые подходы к оцениванию - установить не уровень обученности, а наличие у студента сформированности профессиональных компетенций. Задания, которые используются в экзаменационных  процедурах по МДК, были связаны не только с воспроизведением информации, но и с ее добыванием, самостоятельным конструированием, оценкой, анализом. Большая часть заданий, используемых в ходе аттестаций и контроля, носила комплексный характер и позволила проверить знания через умения, умения через опыт, компетенцию через совокупность знаний, умений и опыта.

Но, несмотря на все положительные стороны внедрения новых ФГОС, пришлось столкнуться с рядом проблем при разработке фондов оценочных средств: это  неполнота законодательной и нормативной базы; отсутствие стандартизированных фондов оценочных средств и технологий качества подготовки специалистов;  отсутствие единых требований к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

Опыт по разработке и внедрению профессиональных модулей и  оценочных средств, неоднократно был представлен «Советским социально-аграрным техникумом»  на конференциях различного уровня.

Список литературы:

1.Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб.пособие. М., 2009.

2. Михайлова Н.С., Минин Н.Г., Муратова Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб.пособие. Томск, 2008.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования  (ФГОС СПО) по специальностям подготовки.  Режим доступа:  http:www/fgou – vunmc.Ru.

4. Факторович А.А. Рекомендации по формированию оценочных средств для учреждений СПО [Электронный ресурс]. – ФИРО Минобразования РФ Центр профессионального образования, 14 февраля 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления  для  специальности среднего профессионального образования 034702 Документационное ...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"

Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Математика для специальности 11.02.08 "Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)"

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплинематематика 11.02.08  Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)2. Состав КОСдля текущего контроля знаний, умений обучающи...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  по профессиональному модулю ПМ. 02 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...

Фонды оценочных средств для проведения Государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Фонды оценочных средств государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) являются частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по с...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих По профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» код и наименование специальности (профессии) базовой подготовки

Фонд оценочных средств (далее ФОС) Государственной итоговой аттестации (далее ГИА) предназначен для оценки умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций обучающихся, освоивщих  обра...