ЗНАЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НОВОГО НАБОРА
статья на тему

Носова Наталья Владимировна

В начале учебного года каждое профессиональное учебное заведение сталкивается с необходимостью адаптации групп нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предметы, технологии обучения – обстоятельства, с которыми обучающиеся встречаются впервые в жизни. Переход от одного социального статуса – учащиеся к другому – студенты, заслуживает особого внимания. Очень важно в этот период помочь подросткам адаптироваться к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_studentov_novogo_nabora.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО  СТУДЕНТАМИ  НОВОГО НАБОРА

преподаватель ОБОУ СПО

«Советский социально аграрный техникум»

Н.В. Носова

В начале учебного года каждое профессиональное учебное заведение сталкивается с необходимостью адаптации групп нового набора. Режим занятий, студенческая группа, преподавательский состав, новые предметы, технологии обучения – обстоятельства, с которыми обучающиеся встречаются впервые в жизни. Переход от одного социального статуса – учащиеся к другому – студенты, заслуживает особого внимания. Очень важно в этот период помочь подросткам адаптироваться к новым условиям.

С первых дней обучения групп нового набора  с каждым студентом проводятся  адаптационные мероприятия, в программу которых входят проведение психологических тренингов, с целью налаживания психологического климата в каждой новой группе.

 Цикл психотренингов и игр, проводящийся в атмосфере доверия в новой  группе отделения «Дошкольное образование», позволил реализовать большую, по сравнению с повседневным общением  интенсивность обратной связи между участниками группы, что помогло  приобрести умения и навыки, сформировать установки, необходимые для успешного общения. Для каждого занятия был составлен сценарий, в котором подбирались задания и упражнения, цель которых:

  • Развитие базовых коммуникативных умений;
  • Раскрепощение участников тренинга и группы;
  • Устранение эмоциональных барьеров между членами группы;
  • Приобретение опыта совместной работы всей группы;
  • Поиск новых способов поведения в контактах с людьми;
  • Развитие навыков общения.

По окончании адаптационной недели первокурсникам предлагалась анкета, по которой можно судить о нужности проводимых мероприятий. Большинство участников удовлетворены программой адаптационной недели, проявляют положительное отношение к психологическому тренингу. Некоторые первокурсники впервые смогли принять участие в работе Психологической службы – не во всех средних школах есть практические психологи.

По результатам того же исследования только 10% из всех опрошенных первокурсников категорически отрицают необходимость психологической помощи. Еще 30% учащихся затруднились с ответом. Остальные 60% первокурсников считают, что психологическая помощь им нужна в первую очередь при решении следующих проблем: преодоление стресса перед первой сессией; вхождение в новый коллектив; сплочение учебной группы; решение личностных проблем.

У каждого студента новой группы выявлялся тип высшей нервной деятельности, темперамента, доминирующее полушарие, проводилась экспресс-диагностика характерологических особенностей личности – данные методики позволили более детально осуществить индивидуальный подход к личности обучающегося.

 Со студентами, имеющими повышенную тревожность, агрессию, проводились консультации, во время которых обучающиеся получали возможность  выяснить причину негативного поведения и выбрать оптимальный стиль общения.

Для более детального изучения каждого студента проводилась оценка коммуникативных и организаторских способностей, выявлялись студенты, имеющие разный уровень: с высоким показателем рекомендовались для подбора в актив группы, в состав Студенческого самоуправления; со студентами, имеющими низкий показатель, проводится коррекционно-развивающая работа.

Диагностика лидерских способностей позволила определить студентов с сильно выраженными качествами лидера для участия в работе актива группы, Студенческого самоуправления.

Проведенное анкетирование студентов первого курса показало, что 21% первокурсников помогли адаптироваться к новым условиям обучения в первую очередь собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора. Одна треть опрошенных студентов считают, что освоиться в новых условиях им помогли товарищи по группе. В 35% анкетах было отмечено, что в адаптационный период студенты рассчитывают на поддержку преподавателей.

Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе помогло бы решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Практические рекомендации:

1. Для студентов первого курса в цикле лекций «Введение в специальность» организовать практические занятия по психологии с целью обучения приемам психической саморегуляции.

2. Студентов первого курса обследовать методами психодиагностики с целью выявления групп «риска» - студентов с недостаточной степенью развития адаптивности. Этим студентам создать условия для занятий в Кабинете психологической помощи.

3. Внедрить в учебно-воспитательный процесс  активные методы обучения. Первоначально рекомендуется организовать цикл факультативных занятий в форме социально-психологического обучения или деловых игр, что позволит разработать «портрет» специалиста определенного профессионального профиля и обработать методику проведения занятий, соответственно условиям учебно-воспитательного процесса.

4. Целесообразно мероприятия по оптимизации учебно-воспитательного процесса строить на основе изучения результатов адаптивности конкретных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.
  2. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
  3. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.
  4. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4. - С. 100-103.
  5. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора

Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора   Опубликовано 16.05.2012 - 00:05 - Черменева Светлана Ивановна ...

Адаптационное занятие с первокурсниками. Творческо-групповая работа с первокурсниками в общежитии.

Данная разработка ориентирована на воспитателей общежитий начального и среднего образования.Адаптация обучающегося в общежитии – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, что...

Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»

Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...

Практическая работа по теме "Набор текста"

Практическая работа по теме "Набор текста". Была подготовлена для детей, принятых на обучение после окончания школ 8 вида....

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...

Контрольно-оценочные средства по учебной практике по ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих- кассир (набор 2019)

Контрольно- оценочные средства предназначены для проверки практического опыта, приобретенного в рамках учебной практики   по профессиональному модулю ПМ 05 Выполнение  работ по одной ил...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...