Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"
учебно-методический материал на тему

Ботвинкина Анна Николаевна

Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kommunikativnaya_storona_obshcheniya.ppt962 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативная сторона общения Понимание есть улица с двусторонним движением. Элеонора Рузвельт. План Понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса. Структура речевого высказывания. Барьеры в общении. Монолог и диалог. Приемы диалога. Обратная связь.

Слайд 2

Литература Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009. – гл. 5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2009. – 480с. –гл. 3, п.3.2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 178с. –гл. 2, п.2.6.

Слайд 3

Коммуникация (лат. - «общее, разделяемое со всеми») Это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Слайд 4

Модель коммуникативного процесса Коммуникатор — сообщение (текст) — канал передачи информации — аудитория (слушатель, приемник) — обратная связь.

Слайд 5

Схема передачи информации

Слайд 6

Модели и алгоритмы построения конструктивных коммуникаций

Слайд 7

Модель «Я-ОНИ» отношений НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МОЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПОЗИЦИЯ-ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ «Я» « ОНИ »

Слайд 8

Я ПЫТАЮСЬ ПОНЯТЬ ТЕБЯ ПОЗИЦИЯ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ «Я» «ТЫ» Модель «Я-ТЫ» отношений

Слайд 9

Структура речевого высказывания Значение и смысл слов, фраз. Р ечевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.); разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др. 4. Интонация. 5. Мимика, поза, взгляд собеседника. 6. Жесты. 7. Расстояние, на котором общаются собеседники.

Слайд 10

Науки, изучающие невербальные средства общения Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица. Жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Слайд 11

Эмоциональные реакции

Слайд 12

Эмоциональные реакции

Слайд 13

Эмоциональные реакции

Слайд 14

Эмоциональные реакции

Слайд 15

Эмоциональные реакции

Слайд 16

Конгруентность Совпадение жестов, мимики и пр. и речевых высказываний.

Слайд 17

Коммуникативные барьеры Психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. 1. Барьеры понимания: фонетическое непонимание; семантическое непонимание; стилистическое непонимание; логическое непонимание. Барьеры социально-культурного различия . Барьеры отношения. Барьеры самоотношения.

Слайд 18

Алгоритм взаимопонимания Формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость, согласованность в действиях. Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивов и потребностей, его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Слайд 19

Приемы диалога Расспрашивание позволяет уточнить полученную информацию, получить дополнительную информацию: «Уточните, пожалуйста,...», «Не могли бы Вы объяснить более подробно...». Перефразирование — высказывание существенной мысли собеседника своими словами, с целью уточнить правильность ее понимания: «Значит, с Вашей точки зрения,...», «насколько я мог Вас понять, вы хотите подчеркнуть, что...». Отражение чувств собеседника позволяет уточнить правильность вашего понимания его психического состо­яния в зависимости от его слов, интонации, мимики, жестов: «Мне кажется, что Вы чувствуете...», «Мне кажется, что эта ситуация выводит Вас из себя...». Резюмирование, или обобщение, используется для подведения итогов разговора: «Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что...» .

Слайд 20

Доверие Психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Понятие «верить» в некоторых языках имело первоначальное значение «выбирать». Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому доверять, кому - нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности.

Слайд 21

Доверие Доверие усиливает Доверие подрывает Аргументация говорящего Нарушение верности обещанию, соглашению или обязательству. Манера речи Клевета, ложный донос, слухи Внешний вид Сознательное введение человека в заблуждение Социальный статус, компетентность и наличие авторитета Использование интересов, стремлений, неведения человека для достижения враждебных этому человеку целей Окружающая обстановка Неадекватное поведение (не соответствует ситуации)

Слайд 22

«Живая, ясная и точная совесть – единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума – конформизму и тоталитаризму». В. Франкл (1905-1997)

Слайд 23

Принципы конструктивного общения Чтобы конструктивно общаться, надо иметь возможность мыслить и именовать явления мира. Мысли трудно держаться, так как она есть движение. Мысль – это тоже реальное явление, влияющее на взаимодействие людей. Человек в общении реализует себя и несет ответственность за все то, что он из себя сделал или не сделал.

Слайд 24

Обратная связь Э то сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. В любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный . В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.

Слайд 25

Правила обратной связи Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Слайд 26

Тест для самопроверки Коммуникатор – это… человек, который сообщает информацию; человек, который воспринимает информацию.

Слайд 27

Тест для самопроверки 2. Позиция коммуникатора, при которой он держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения открытая; отстраненная; закрытая.

Слайд 28

Тест для самопроверки 3. Коммуникативная сторона общения… состоит в обмене информацией между людьми; заключается в организации взаимодействия между людьми; включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Слайд 29

Тест для самопроверки 4. Ответная реакция партнера по общению – это… идентификация; обратная связь; коммуникация; интеракция.

Слайд 30

На одном из письменных экзаменов по биологии в МГУ был задан вопрос: «Что делают ОНИ в НЕЙ ?». Ответы гласили: «являются строительным материалом»; «катализируют биохимические реакции»; «транспортируют различные вещества». Ответ «грызут орешки и пьют воду из поилки» экзаменатором на был засчитан, но апелляция абитуриента была удовлетворена, а экзаменатор получил выговор за «непоощрение нестандартного мышления» и «нечеткие формулировки». Назовите вопрос и возможную причину непонимания между студентом и преподавателем.

Слайд 31

«Что делают белки в клетке?» Семантический барьер понимания

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.        �����������������������������������������������������������������������������������...

Годовой план работы педагога-психолога

Годовой план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план работы педагога - психолога на 2015- 2016 учебный год

Цель: способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса....

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...