Статья "Наглядные факторы ситуации игрового общения"
статья на тему

В процессе овладения иноязычной речью большое значение имеют наглядные факторы ситуации, т.к. с их помощью ребенок узнает и понимает ситуацию в целом. В статье выражено мнение известных методистов по данному вопросу..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья (теория)18.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Наглядные факторы ситуации игрового общения

Несомненно, что в процессе овладения иноязычной речью большое значение имеют наглядные факторы ситуации, т.к. с их помощью ребенок узнает и понимает ситуацию в целом.

Совокупность наглядных компонентов представляет собой систему ориентиров, необходимую для опознания ситуации, восприятия и понимания речи. При недостаточности наглядных компонентов или их полном отсутствии, а также при несоответствии наглядных компонентов речевым высказываниям учащиеся или не понимают обращенную к ним речь или неверно «узнают» ситуацию и дают неподходящую ответную реакцию.

По мнению известных методистов И.Н. Верещагиной и Г.В. Роговой, говорение на иностранном языке должно протекать с помощью опор (наглядных пособий), а назначение наглядных факторов заключается в том, «чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания», а их использование «упрощает процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компоновки их во взаимосвязанные логические блоки».[1] 

Наглядность является важнейшим моментом игровой ситуации для развития памяти, мышления человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизирует психологическую активность обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным.[2]

Применяя метод опорных сигналов, Т.К. Сигал указал, что эффективность от применения опорных конспектов на начальном этапе достигается не сразу, т.к. детям необходимо научиться правильно их использовать. Но в последующей работе с применением опорных конспектов в речевой практике учащихся происходят заметные изменения, т.к. метод опорных сигналов помогает учащимся не просто механически заучивать текст, а самим конструировать речевые высказывания, мыслить на языке.

Работа с опорными контекстами организуется различными способами. Во-первых, можно предложить готовый опорный контекст и провести необходимые учебные действия (презентация, проговаривание, пробный опрос и т.д.) в результате чего учащийся работает с готовым учебным материалом по принципу многократного вариативного повторения. Второй способ – составление собственных опорных контекстов из отдельных опорных карточек на нескольких уроках, объединенных одной темой, т.е. на каждом уроке учащимся предлагается несколько опорных карточек с активной лексикой урока, которые на последующих занятиях они складывают в свои собственные опорные контексты.

Создавая опорные конспекты можно закодировать один и тот же текст в разном виде, а конечным результатом будет усвоение довольно большого объема материала и повышение мотивации обучения.[3]

Таким образом, соглашаясь с мнение Н.А. Малкиной, для успешного моделирования ситуации игрового общения и эффективной технологии обучения общению необходимо учитывать как речевые, так и неречевые компоненты урока.[4]


[1] Сигал, Т.К. Работа с опорными конспектами на уроках английского языка / Т.К. Сигал // Иностр. яз. в шк., 2008.- № 1. – С. 42-43.

[2] Кандаурова, Ю.А. Особенности обучения иностранному языку в начальной школе (из опыта работы по УМК English 2, С.Г. Тер-Минасова, Л.М. Узунова) / Ю.А. Кандаурова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008 / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008.  http://festival.1september.ru/articles/419029/

[3] Фандюшина, С.В. Использование опорных конспектов на младшем этапе обучения английскому языку / С.В. Фандюшина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008 / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008.  http://festival.1september.ru/articles/506833/

[4] Малкина, Н.А. Использование компонентов ситуации при обучении общению на иностранном языке детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.А. Малкин // Иностр. яз. в шк., 2008.- № 6. – С. 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «Учитель – Ученик»

Успех в учении–единственный источник  внутренних  сил, рождающий  энергию  для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)...

Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...

Обучающая игровая ситуация для студентов

Уточнить знания студентов  о профессии проводника, закрепить знания, уточнить и расширить представление о правилах поведения в поезде, развивать интерес к железной дороге, воспитывать уваже...

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей".

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей"....

Статья СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья рассказывает об опыте применения технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности...

Совершенствование и развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в игровых ситуациях на материале лексической темы"Дикие и домашние животные"

Цель:Закреплять представления детей  о многообразии животного мира нашей планеты.Корригировать, развивать и активизировать связную речь обучающихся с УО..Задачи:1. Отрабатывать навык образовывать...