Психическая саморегуляция и здоровье преподавателя
статья на тему

Попова Вера Савельевна

Психическая саморегуляция и здоровье преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_savelevna.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психическая  саморегуляция и здоровье преподавателя

В организме любого человека есть определенная жизненная сила, которая постоянно способствует сохранению здоровья и самой жизни. В основе ее работы лежит ряд принципов, заложенных самой природой, и первый из них -это самосохранение. Он помогает нам сохранять здоровье, которое является естественным состоянием человека. Болезнь-это своего рода защитная реакция, результат усилий, которые прилагает  наша жизненная сила, чтобы восстановить нормальную деятельность организма.

Мы должны помнить, что в нас самих, в нашем организме содержатся все силы и возможности для здоровья и  исцеления. И зачастую наше сознание  само мешает нормальному функционированию этих целительных сил, когда мы предаёмся отрицательным мыслям(страх, раздражение, пессимизм, отчаяние .

Для того, чтобы восстановить здоровье, нужно не мешать работе инстинктивного разума. Поэтому необходимо понять, что сила оздоровления находится в самом организме, ей нужно лишь дать свободу. /Лазуренко 2006:168/

Самое популярное  определение,  данное Всемирной организацией здравоохранения

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней  или физических дефектов». Выделяются  следующее компоненты здоровья:

  1. Здоровье физическое. Медицинское определение- состояние роста и развития органов и систем  организма. Педагогическое- совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
  2. Здоровье психическое. Медицинское определение- состояние общего и душевного комфорта , адекватная поведенческая реакция. Педагогическое- совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
  3. Здоровье социальное.  Медицинское  определение- оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальная дезадаптации  и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. Педагогическое- моральное  самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных  условиях  микро- и макросреды(семье, школе, социальной группе).
  4. Здоровье нравственное. Комплекс  характеристик , основу которых  определяет система ценностей, установок и мотивов поведения инвалида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к оно связанно с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. /Ковалько 2007:60/

«Чтобы быть счастливым и любимым, - писал Поль Берг, - надо выработать в себе три привычки:- привычку к постоянному здоровью;

-привычку к постоянному труду;        

-привычку к постоянному учению».

«Без разума не может быть вещества, без вещества нет разума»-, писал великий Гете. Действительно, человек является существом,  разум и тело которого- единое целое. Между  ними существует тесная связь. Наши беспокойства, тревоги, всяческие нервные расстройства могут привести к различным органическим нарушениям, таким, скажем, как нервные и психические заболевания, туберкулёз. Болезни сердца, повышенное кровяное давление. В  то же время органические болезни могут привести к серьезным умственным и эмоциональным  расстройствам. В этом смысле мы имеем все основания рассматривать человека как единое целое. А значит, необходимо, чтобы наш Разум был здоровым, веселым и ясным, как бы порой тяжела и мрачна ни была  наша жизнь.

Психическое здоровье неотделимо от физического.

Наша нервная система управляется с помощью трех форм нервной силы:

Мускульная сила. Создает мускульные действия( напряжение, расслабление, сгибание, разгибание и т.д)

  1. Духовная сила. Качественно отличается от первых двух.  Обуславливает возникновение сильного интеллекта, хорошей памяти, воли, прекрасного воображения, тонких чувств- всего, что характеризует сбалансированнную личность, в совершенстве владеющую эмоциями, настроением, отвечающую за свои поступки. Человек в этом случае становится  хозяином своей судьбы. Стрессы и нервные напряжения не влияют на его жизнь, на него не действуют  мелкие придирки, упреки, недоброжелательные замечания, при которых люди с низкой духовной силой,   с заниженной самооценкой  теряют контроль над собой. Обладая высокой духовной силой, человек наслаждается состоянием постоянного душевного блаженства, находится в духовном равновесии, живет мудро, осмысленно, с интересом.
  2. Сила органов. Обеспечивает способность органов сопротивляться болезням, что гарантирует долгую здоровую жизнь.

«Жизнь течет через наши нервы,- пишет Поль Брегг,- никогда не забывайте это. Когда у вас есть нервная сила, вы полны  энтузиазма и счастья, здоровья и честолюбия, вы преодолеваете все трудности   и готовы принимать каждый вызов судьбы. Вы приветствуете любые проблемы, потому вы уверены, что ваша нервная сила справится с ними».

Хорошее  физическое здоровье создает здоровые нервы, но и гармоническая деятельность всех жизненно важных органов зависит от нервной системы. /Гогулан 2004:124/

Очевидно, что профессия педагога связана с множеством различных нагрузок, возникающих в ходе различных видов деятельности. Общение с учащимися, коллегами, родителями требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных и эмоциональных сил. Их необходимо  восстанавливать, чтобы  сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, здоровье. Выдержанного, спокойного учителя дети не боятся. По его предмету они лучше успевают. На уроках этого педагога нет проблем с дисциплиной. К сожалению, далеко не каждому учителю удается  сохранять выдержку и равновесие в сложных ситуациях,  которых достаточно  в педагогической деятельности. Как правило, не анализируют способы наилучшего восстановления своего организма, поддержания психического равновесия. Это означает, что в большинстве своем педагоги не ставят перед собой специальной задачи управления психофизиологическими процессами.

Поэтому они не всегда понимают причины повышенной раздражительности, чрезмерной усталости, плохого сна и прочих недугов, которые могу привести к потере здоровья и « профессиональному сгоранию»./Фролова 2006:55/

Если вы регулярно просыпаетесь с мыслью: »О боже, уже утро…», устали, и не как не получается отдохнуть, это серьезно- возможно, что у вашего состояния есть диагноз- синдром хронической усталости(СХУ).

Очень сильно способствуют развитию СХУ стрессы, которые характерны для большинства современных учителей. Главная проблема в том, что приходится »приводить в чувство» Буквально весь организм- измученный депрессией, хождением по врачам, может ТАК устать. /Извекова 2001 АИФ. №5.

Сегодня большинство учителей не осознает, что им крайне необходимо знания по формированию и укреплению своего здоровья. Каков пример - таково и подражание. Состояние здоровья учителя, как рентген, высвечивает и уровень состояния здоровья ученика, класса и даже всей школы.

Следует отметить также, что специфика трудовой деятельности учителя, связанная с длительным и мало подвижным пребыванием в помещении с недостатком кислорода, с нервными перезагрузками, с кропотливой работой над тетрадями, приводит нередко к серьезным заболеваниям организма( остеохондроз, близорукость, искривление позвоночника, неврозы, ожирение).

Для предотвращения этих профессиональных заболеваний каждому учителю нужно осознать необходимость здорового образа жизни, а затем практически осуществлять решения этой важной проблемы вместе с учащимися и родителями. /Дегтерев 2005:175/

Саморегуляция- это свойство личности сохранять свою целостность, равновесие  в процессе жизнедеятельности. Различают компенсаторную и продуктивную функции саморегуляции.

Компенсаторная функция, или самореабилитация, чаще используется для восстановления физического и психического потенциала личности до состояния прежней  нормы активности.

Продуктивная функция предполагает открытия в себе новых свойств, качеств, смыслов, дающих толчок к поддержанию устойчивости личности.

Важным условием  сохранения укрепления психического здоровья учителя является его умение сбрасывать напряжение и расслабляться. Выполнение психотехнических упражнений способствует укреплению нервной системы, повышает работоспособность, гармонизирует внутренний мир и придает силы для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Известный американский специалист в области ораторного искусства и человеческих взаимоотношений Деил Карнеги считал, что люди сами себе позволяют много необоснованного беспокойства. Например, по поводу несправедливой критики. Он дает следующие советы:

-Несправедливая критика часто является  замаскированным комплиментом. Она часто означает, что  вы возбуждаете зависть и ревность. Помните, что никто никогда не бьёт  мёртвую собаку.

- Делайте всё, что в ваших силах, а затем раскройте свой старый зонтик,  и пусть дождь критики стекает по нему, не попадая вам за воротник.

-Видите список глупых поступков, которые вы совершаете, и критикуйте себя. Поскольку вы далеки от совершенства, давайте поступать так: просить других о беспристрастной, полезной, конструктивной критике.

Так же Деил Карнеги предлагает один оригинальный способ снять напряжение. « Нужно представить себе, что  ты- носок, старый скомканный носок. Тогда ты обязательно расслабишься. Если у вас нет носка, подойдет кошка. Вы когда-нибудь брали на руки котёнка, дремлющего на солнышке? Вы наверное, заметили, что его голова и хвост свисают, как мокрая газета. Даже йоги в Индии советуют подражать кошке тем, кто хочет овладеть искусством расслабления. Я никогда не встречал усталую кошку, кошку, у которой был бы нервный срыв, или кошку, страдающую бессонницей. Кошку не терзают тревоги, и ей не угрожает язва желудка. И вы тоже сможете уберечь себя от этих бед, если научитесь расслабляться, как кошка».

Расслабленность означает  отсутствие всякого напряжения и усилий./ Карнеги 1994:494/

Несколько советов, как построить мощную нервную систему.

Держите свои эмоции под контролем

-не допускайте никаких сомнений, страхов, убивайте всякое сомнение логикой рассуждений;

-не живите прошлым; хорошее оно или плохое- его нет. Живите будущим и представляйте его прекрасным. Но обо всем хорошем, что было с вами в прошлом, не забывайте. Оно будет согревать ваши воспоминания и давать веру и уверенность в красоту жизни;

-не бойтесь дерзновенно мечтать и действовать для осуществления своей мечты;

-заменяйте все плохие мысли хорошими, содержите свои мысли и чувства в чистоте и спокойствие;

-старайтесь наслаждаться каждым новым днем. Улыбайтесь! Улыбка-первый сигнал духовной дисциплины и физического состояния;

-стремитесь к познанию. Постоянно и неуклонно увеличивайте свои знания  о Законах Природы. Следуйте им, живите  с ними в согласии. Поднимая свои физические силы и заботясь о них, можно создать мощную нервную силу, которая принесет вам невероятной счастье.

                

Упражнение »Расслабление мышц».

Напрягать мускулатуру может любой человек, расслаблять ее умеют далеко не все. Инструкция:» Сядьте на стул глубоко и удобно. Дышите носом свободно, неглубоко. Сначала напрягите мышцы, например, ног, затем резко снимите напряжение. Мысленно дайте себе команду:»Мышцы расслабленные, тяжелые, теплые». Каждую команду надо посылать поочередно в нужную группу мышц: ног, таза, живота, грудной клетки, плечевого пояса, шеи, лица». Упражнение выполняется в течении 10-15 минут.

Упражнение »Поза извозчика(кучера)»

При выполнении достигается мышечная релаксация шейного, плечевого, поясничного отделов позвоночника. Сядьте на краешек стула. Ноги на ширине плеч, спина прямая. Постепенно наклоняясь, расслабляйте мышцы. Руки положите на колени, голова опущена, спина согнута. Находиться в данном положении 2-3 минуты.

Снятие психоэмоционального напряжения  с помощью дыхания и самовнушения.

Упражнение »Задержка дыхания».

-Задержка дыхания на вдохе - активизирует состояние организма.

-Задержка дыхания на выдохе- успокаивает организм.

Упражнение»Глубокий вдох»

Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди(это позволяет набрать максимальное количество воздуха). Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в данном воздухе. Затем сделайте резкий выдох, наклоняя туловище вперед, бросая руки, как плети, к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к своеобразному порывистому звуку »Х». Когда в выдыхательном вами воздухе отчетливо слышен звук «Х», это значит, что вы смогли выдохнуть практически весь воздух, находящийся в легких.

     Снятие мышечного напряжения, головных болей, избавление от головокружения, бессонницы с помощью точечного самомассажа.

    Точечный самой самомассаж осуществляется указательным или средним пальцами рук в течении 3-4 минут каждой точки, чередуя движение по часовой стрелке и против нее.

  1. Точка «солнце». Расположена в височных впадинах .
  2. «Антистрессовая» точка. Расположена в центре внутренней части подборка. Массаж осуществляется большим пальцем правой руки.
  3. Точки «собрание 100 болезней». Расположена на голове в темной яме  центре линии, соединяющей верхние точки ушных раковин.

Хотелось бы пожелать всем здоровья, почаще улыбаться, нести окружающим  только позитивную энергию. Как нельзя лучше о возможностях человека говорится в восточной притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава его о мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующей его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог  на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: »Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет,  а если он скажет- мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того:»Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший,- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал:»Все в твоих руках…»

Наша жизнь, наше здоровье- только в наших руках!

Литература

  1. Гогулан М.Ф законы здоровья. - М:»Советский спорт»,2004.
  2. Дегтерев В.А. Управление современной школой. – Ростов н/Д «Учитель» 2005г.
  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара.: «Самарский дом печати», 1994.
  4. Ковалько В.И. Здорвьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: «ВАКО», 2007.
  5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: «Новая школа» ,1994.
  6. Лазуренко О.И. Иллюстрированная энциклопедия йоги. – Ростов н/Д.: «Феникс»,2006.
  7. Фролова Т.В. Овладение основами саморегуляции. -М.: Практика административной работы в школе. «Сентябрь»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого спортивно-массового мероприятия «День здоровья» для студентов и преподавателей образовательного учебного заведения.

Спортивно - массовое мероприятие  «День здоровья» организовано в форме спартакиады по отдельным видам спорта и предназначено для студентов и преподавателей колледжа. Целью методической разработки...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабоч...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...

Статья (преподавателя СПО) Кильдишев А.В. "АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ"

С нашей точки зрения, является показательным изучение особенностей профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, поскольку именно в этой достаточно агрессивной среде наблюдает...