ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veksler._deyatelnost_mastera_po._2016.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Векслер Ирина Семеновна,
мастер производственного обучения СПб ГБПОУ ЭМК

«Мастер производственного обучения –

это не обязанность,

это бесконечное творчество»

В условиях модернизации российского образования, реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов возрастают воспитательные функции, призванные создать условия для достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции мастера производственного обучения.

Основные идеи

Деятельность мастера производственного обучения непосредственно влияет на заключение лежащего в основе стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. В условиях реализации новых образовательных стандартов мастеру производственного обучения отведена роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения обучающихся, создавать условия для проявления инновационной активности.

Актуальной становится социальная деятельность, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в коллективе обучающихся, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся.

ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность обучающихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности обучающихся. Деятельность мастера производственного обучения заключается в реализации направлений внеурочной деятельности (ведение кружковой работы, курирование проектной деятельности обучающихся) и ее взаимосвязи с направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Проводится оценка результативности воспитательной деятельности мастера производственного обучения по критериям мониторинга оценивания (культурный уровень обучающихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью). Взаимодействие с родителями – один из важных критериев эффективности воспитательной работы мастера производственного обучения.

Реализация ФГОС в группах

В нашем колледже основными функциями, выполняемыми мастером производственного обучения являются: организация воспитательного и производственных процессов, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, руководство и контроль за развитием этих процессов; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личностей обучающихся в группе, отвечающих ФГОС. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяет.

Как мастер производственного обучения, на первом году в обучающейся группе 106 в соответствии с ФГОС, в основу своей работы я положила следующие принципы:

  • ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);
  • системно-деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

Воспитательную работу планировала, руководствуясь следующими результатами:

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • активное отношение (активность) к деятельности,
  • уважительное отношение к другому человеку,
  • позитивный опыт участия в самоуправлении,
  • мотивация,
  • ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
  • умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,
  • опыт здорового и безопасного образа жизни.
  • умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

Ключевые моменты деятельности мастера производственного обучения

  1. Планирование воспитательной работы: 

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут; воспитание патриотических качеств в соответствии с моделью «Гражданин – патриот России». Исходя из положений воспитательной программы ОУ, работа ведется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, воспитание социальной ответственности и компетентности, спортивно-оздоровительное, воспитание трудолюбия и профессиональная ориентация, общекультурное.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, воспитание ценностного отношения к прекрасному происходит:

  • через уроки, внеурочные мероприятия, семейное воспитание, через уроки «Физкультура», «Биология», ОБЖ, «География», «Литература», спецпредметы.
  • Дни здоровья, посещение спортивных мероприятий, лекций, профил. мед. осмотров.

В течение года запланированы классные часы по направлениям:

Гражданско-патриотическое: «Мой колледж», «Государственные символы», «Многоконфессиональный город-Петербург».

Военно-патриотическое: «Великая Отечественная война», «Самая страшная война». «Московский район в годы войны», «Что такое подвиг», «Основные события ВОВ», «Памятники войны». «Я – гражданин» (права и обязанности гражданина РФ), «Жить – Родине служить» (служба в армии), «Локальные войны и их последствия», «С чего начинается Родина», «Символика Российского государства», «Семья – это то, что с тобой всегда!»

2. Внеурочная деятельность. Отслеживается внеурочная деятельность обучающихся по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Эта деятельность складывается из дополнительных часов по истории и географии, информатики, проводимых по специальной программе, не связанной с уроками.

3. Портфолио обучающегося:

Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений на основной ступени обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к образованию, отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения. 

Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений обучающегося в образовательном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг обучающегося. Блок 1. «Индивидуальные данные обучающихся» включает личные сведения об обучающемся, данные о родителях (законных представителях), адрес. Блок 2. «Творческие работы» включает проектные работы, рефераты, доклады, видеозаписи, сочинения и др. Блок 3. «Внеурочная деятельность обучающихся». В данный блок входит участие в кружках, секциях, клубах, объединениях, социальных проектах. Блок 4. «Учебные достижения обучающихся». В данный блок входят результаты мониторинга, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников. Блок 5. «Документы, отзывы» включает в себя характеристики отношения к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами и др. в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем; письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее результатов в форме резюме, эссе, и др.; грамоты и дипломы за участие в предметных олимпиадах, кружках, конкурсах, фестивалях, спартакиадах, соревнованиях.

4. Оценочные листы. Чтобы эффективно управлять обучением обучающихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист – довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к обучающемуся оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, обучающийся может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Как мастер производственного обучения, я заинтересована в том, чтобы моя группа получала качественное образование по новым стандартам. Это невозможно без диагностики процесса обучения, которую проводят преподаватели колледжа при помощи подобранных контрольных работ, тестов и оценочных листов.

Мастер производственного обучения играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, сегодня каждый работающий педагог для себя определил. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие проблемы будут решены. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методической комиссии мастеров производственного обучения работающих по ФГОС СПО

Методическая работа педагогаУчастие в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности творческих групп...

Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик

Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик...

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

Внеурочная деятельность мастера производственного обучения (развитие технического творчества учащихся)

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво...

Доклад «Деятельность мастера производственного обучения как педагога в группе»

Мастер производственного обучения — педагог профессии и воспитатель будущихрабочих...