Рабочая программа по театральной педагогике 5-11 класс
рабочая программа на тему

Краснокутская Яна Вячеславовна

Программа составлена учителем театральной педагогики МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми Краснокутской Я.В.  в 2012 г. на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина и  программ: «Космос театра»; автор- к.п.н. Пеня Т.Г., рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской федерации; «Основы театрального искусства», автор педагог дополнительного образования Бакалец О.В., 2009 г.

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для                                             работы с учащимися классов углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

Программа рассчитана на 7 лет обучения (5-11 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

«Театральная педагогика»

5-11 класс

1 час в неделю

(всего 35 часов)

                                              Составитель: учитель театральной

                                                                                  педагогики

                                                                                  Краснокутская Я.В.

                                                                                     

                                                                                                                       

г. Пермь

                                            ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в   целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства.

В настоящее время занятие театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно на уроках театральной педагогики.

 Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что в школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г. Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастания индивида в Человека (с большой буквы), носителя всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок на всех уровнях- от первого к одиннадцатому классу- становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой стороны (на более высоких ступенях)- художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника- творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит внутренней свободы- открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.

Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога- режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого- то должен оказывать воздействие, который кому- то нужен, с которым связано создание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой- ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссерскому творчеству- процессу постановки спектакля.

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по

ритмике, сценическому движению, пантомиме; программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера и т.д., ибо «все на свете есть человек. Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребенок определяет собственное место в мировом Космосе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой- ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности, смежных театру искусств. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где существует не только зримая взаимосвязь искусств, включающая в себя «видимые» и «слышимые» искусства (сценография, музыка, искусство мизансцены, грим, костюм), но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом, когда творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования образа, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества других искусств. Вместе с тем выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, «стечение бытия», но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного- в целостность» (Г.Гачев). В результате ребенок должен себя почувствовать частицей мироздания, стать сопричастным силам природы и Космоса в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности. Таким образом, процесс  создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства как на «внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Включение ребенка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т.д.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно.

Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребенка и имеют стадии, условно названные как:

  • Период накопления (погружения) – 2-4 класс (занятия реализуются через внеурочную деятельность)
  • Период моделирования – 5-9 класс.
  • Период становления собственного «Я» - 10-11 класс.

Период накопления предполагает погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание – овладение формой, где театр становится школой обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а в конечном счете представление о нерасторжимой связи природы и человека.

Период моделирования  связан с освоением духовных ценностей через  моделирование- присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), примеркой на себя многообразных человеческих масок, характеров, типов, скрывающих до поры собственное лицо. Театр в данном случае выступает как «арифметика социальных отношений» (Д.Б. Эльконин), где сценическая борьба открывает смысл существования различных миров в их взаимосвязи и взаимозависимости и где ребенок учится конструировать эти модели миров – пространств – зависимостей, действуя в различных стилевых жанрах, отражающих характер конкретной модели.

Период становления собственного «Я» связан с выходом на «личностное начало», формированием своего собственного Образа, Космоса, Пространства. В данном случае театр выступает как «диалог диалогов». Именно здесь через свободное общение со зрителем ребенок должен научиться «нести в мир культуру радостного беспокойства (Г.Гачев). Этот этап заканчивается созданием авторского театра, где школьник выступает уже не только как исполнитель, но прежде всего как толкователь (автор, режиссер) спектакля в целом.

Блоки, расположенные по горизонтали, отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства. К последним относятся:

  • Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера.
  • Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом.
  • Освоение творческой этики.
  • Общеэстетическое развитие.

Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребенка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом( основным доминирующим искусством является литература); совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды искусства: музыка, танец, среда).

Тренинг  внутренней и внешней техники проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности школьника, обозначенных в качестве трехступенчатой модели движения ребенка к собственному «Я».

Вторая линия развития связана с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т.д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы, освоение образа- маски , образа- типа , образа- характера, действие от собственного лица. Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актерскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актера начинается прежде всего с освоения позиции «Я- в предлагаемых обстоятельствах», но является вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников. К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребенка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам. Вот почему так важно сформировать у него хотя бы иллюзорное представление о своей защищенности, помогая тем самым избежать разочарования или возникающий негатив. Желательно, чтобы уже подросток работал одновременно над двумя различными ролями, одна из которых способствовала бы углублению и развитию индивидуальных качеств и способностей, а другая (данная на «сопротивление материала») была бы полезна для преодоления недостатков и раскрытия потенциальных возможностей личности.  

В целом работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств, осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература), общение с партнёрами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров (в том числе умение владеть шпагой)- всё это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый (интегрированный) процесс создания актёро- роли.

Работая над образом спектакля начинается у школьников с формирования общих представлений о театре как ярком, зрелищном искусстве , где насмотренность становится основным условием дальнейшего развития личности в этом направлении. Период накопления или погружения, как мы условно назвали этот этап становления личности, постепенно подготавливает ребёнка к решению новых задач, связанных с формированием навыка поэтапной работы над пьесой через овладение особенностями различных жанров: сказка, водевиль, комедия,трагедия, психологическая драма, авторский театр. Представление о возможностях каждого из искусств в их сложном переплетении театрального синтеза складывается у школьников через усвоение понятия «интерпретация», когда детям предоставляется возможность попробовать себя в роли художника, композитора, мастера по свету, а в дальнейшем и автора спектакля в целом. Здесь перед детьми раскрываются внутренние законы интеграции, которые предстают перед зрителем в качестве наглядной взаимосвязи всех элементов театрального представления.

Таким образом, в процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.

Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребёнок, включённый в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового поведения»); формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребёнка чувства гражданской ответственности за всё, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.

Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами этнографии, историей мирового искусства и историей театра всех времён и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека. Через беседы о литературе, живописи, музыке, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей у школьников формируется представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности к собственной деятельности.

Программа составлена учителем театральной педагогики МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми Краснокутской Я.В.  в 2012 г. на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина и  программ: «Космос театра»; автор- к.п.н. Пеня Т.Г., рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской федерации; «Основы театрального искусства», автор педагог дополнительного образования Бакалец О.В., 2009 г.

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для                                             работы с учащимися классов углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

Программа рассчитана на 7 лет обучения (5-11 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель:

  • Воспитание творчески активной личности.
  • Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.
  • Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.
  • Активизация познавательных интересов.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

2. Овладение приемами пластической выразительности  с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой и двигательной культуры.

4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

5. Формирование общечеловеческой культуры, художественного вкуса, интереса к искусству.

6. Воспитание коллективной работы и творческой самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

5 КЛАСС

Освоение  пространства через погружение в прошлое и будущее, выход за границы реального мира.
Представление о красоте, счастье, добре, любви, верности; приобщение к жизни людей, миру человеческих характеров и судеб в процессе работы над пьесой-сказкой. Категория прекрасного и безобразного.
Развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия мира.
Освоение техники сценических падений, переносок, борьбы; углубление навыка логического анализа текста в работе над драматургическим материалом; знакомство с техникой гримирования.
Освоение характера-маски в романтических и философских пьесах-сказках.
Представление о поэтапной работе над спектаклем. Активное участие в разработке его замысла (стремление идти вместе с режиссером). Воспитание потребности донести главную мысль до зрителя, быть понятым.

Представление об истоках театрального искусства.
Представление о творческой интерпретации. Режиссер как главный толкователь пьесы.
Развитие психофизического аппарата

6 КЛАСС

Освоение пространства  через работу над пьесами приключенческого и героического характера.
Формирование представления о театральной интерпретации пространства как интерпретации картины бытия. Роль художника в создании образа спектакля.
Знакомство с языком мизансцены.
Освоение техники сценического фехтования, манеры поведения, свойственной различным историческим эпохам (западноевропейское общество XVII — XVIII вв.); история интерьера и костюма.
Действенный анализ литературного текста, навык создания непрерывной киноленты видений; грим молодого и старого лица, навык использования париков и причесок.
Моделирование образа через подражание (понятие «зерно» образа). Походка образа, речь, вес, физическое самочувствие.
Освоение характера-маски в приключенческих и героических пьесах-сказках.
Формирование отношения к спектаклю как к произведению искусства, способного изменить мир.
Представление о метафоре и аллегории в их историческом и эстетическом развитии.
Развитие психофизического аппарата
7 КЛАСС

Освоение духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах остросоциального жанра.
Представление о комическом как эстетической категории.
Развитие навыка группового поведения.
Понятие темпо-ритма.
Моделирование образа через подражание (звучание), освоение жанра.
Развитие актерской наблюдательности как потребности исследования жизни.    
Острохарактерный грим. Изучение стиля поведения XIX в., собирание и изучение материала по истории интерьера и театрального костюма XIX в.
Освоение стилевых особенностей художественного текста в процессе работы над басней.
Углубление представления об образе спектакля и его компонентах (театральная музыка).
Освоение звукового пространства спектакля.
Знакомство с характером человека и разными формами его поведения через воплощение образа остросоциального типа.
Освоение жанра комедии: водевиль и его специфика.
Умение анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла (навык согласованного осмысления совместного опыта).
Осознание себя как необходимой части коллектива.
Развитие психофизического аппарата

8 КЛАСС

Освоение духовных ценностей через формирование представления о существующих моделях общества на основе анализа развития характеров и формы их поведения в комедиях социально-бытового жанра (комедии положений, нравов).
Формирование потребности изменить мир (движение к его совершенству) через раскрытие сущности изображаемых в комедиях явлений и их внутренних закономерностей.
Развитие навыка «группового поведения».
Освоение индивидуального пространства через развитие точности, грамотности и максимальной выразительности движений, снятие «внутреннего зажима».
Формирование навыка перевоплощения через овладение внутренней характерностью образа.
Освоение стилевых особенностей стихотворной речи.
Навык трансформации грима.
История причесок.
Освоение характера образа как социально-психологического типа; партитура актеро-роли. Культивирование чувства удовольствия от общения с партнерами, зрительным залом, возможностью вести зрительный зал за собой.
Углубление представления об образе спектакля (деталь как выражение его идеи; прием контраста; повтор-возврат, смысловые акценты, кульминация). Освоение его временного и поэтического пространства.
Воспитание активной жизненной позиции, умения отстаивать интересы коллектива.
Развитие психофизического аппарата.

9 КЛАСС

Представление о вечности и бесконечности мироздания через освоение жанра трагедии (категория трагического).
Значение театра в духовном обогащении человека, формировании его мировоззрения.
Развитие эмоциональной памяти (моделирование образа на основе заданной эмоции), первоначальный навык импровизации.
Драматургия пантомимы. Моделирование своего представления о жизни через сочинение этюдов на основе пластической и ритмической аналогии.
Основы мимики.
Навык работы над монологической речью.
Условный грим. История театральной маски.
Освоение характера как неповторимой человеческой индивидуальности в пьесах трагедийного жанра. Развитие навыка анализа исполнения.
Умение активно использовать полученные навыки работы над ролью.
Выявление индивидуальности.
Попытка через спектакль поставить и решить кардинальные вопросы жизни, показать духовную красоту человека, величие его характера (неисчерпаемость классики, ее способность отвечать на различные вопросы современности).
История западноевропейского театра эпохи Возрождения.
Развитие психофизического аппарата
10 КЛАСС

Познание национальной специфики мира через изучение истории мирового искусства, основ этнографии (освоение исторического и географического пространства мира). Определение собственного места в национальном космосе.
Освоение позиции «Я — в предлагаемых обстоятельствах».
Моделирование образа в процессе общения.
Навык работы над рассказом от первого лица.
Особенности расового и национального грима. Взаимосвязь облика человека с его географическим пространством бытия.
Познание себя через освоение жанра психологической драмы.
Поэтика русской драматургии. Углубленный психологический анализ материала.
Жизненность и правдивость образов. Ансамблевость исполнения.
Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене.
Изучение истории русского театра, его традиций.
Бережное отношение к традициям коллектива, борьба с премьерством, духовной ленью.
Развитие психофизического аппарата
11 КЛАСС

Углубление представления о предназначении личности через создание и исполнение музыкально-литературных композиций о жизни и творчестве выдающихся людей.
Моделирование представления о современном мире и попытка определить свое собственное назначение.
Формирование установки на «открытость миру» (каждый выход на сцену — «исповедь сердца»).
Навык работы над современной прозой и поэзией.
Представление о гармонии как эстетической категории. Поиск своего собственного «лица» (современный макияж, прически, одежда).
Выявление режиссерских возможностей школьников в процессе создания авторского театра (театра авторской песни, поэзии и т. д.).
Формирование представления о направлениях, жанрах и видах драматического искусства, о роли и значении Художника в современном мире.
Развитие психофизического аппарата

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

5 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата.

4

24

28

Элементы внутренней техники актера.

1.1

Развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия реального мира.

-

6

6

1.2

Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры

-

4

4

1.3

Углубление представления о предлагаемых обстоятельствах

-

4

4

Элементы внешней техники актера

1.4

Развитие двигательной культуры (сценическая борьба)

-

4

4

1.5

Сценическая речь

-

5

5

1.6

Грим

4

1

5

2

Творчество

5

2

7

Работа над ролью и создание образа героя

2.1

Освоение характера-маски в романтических и философских пьесах сказках.

1

2

3

Общеэстетическое развитие

2.2

Представление об истоках театрального искусства

1

-

1

2.3

Формирование представления о творческой интерпретации

3

-

3

Итого

9

26

35

6 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

7

19

26

Элементы внутренней техники актера

1.1

Развитие ассоциативного мышления

-

2

2

1.2

Развитие навыка перевоплощения

-

4

4

1.3

Моделирование образа через подражание

-

4

4

1.4

Освоение пространственного языка театра

1

1

2

1.5

Графическая и цветовая трактовка пространства сцены

3

-

3

Элементы внешней техники актера

1.6

Развитие двигательной культуры (сценическое фехтование)

-

4

4

1.7

Стиль и манеры поведения западно-европейского общества 17 века)

1

2

3

1.8

Сценическая речь

-

2

2

1.9

Грим

2

-

2

2

Творчество

5

4

9

Работа над ролью и созданием образа героя

2.1

Освоение характера-маски в приключенческих и героических пьесах

-

2

2

Работа над пьесой и создание образа спектакля

2.2

Формирование представления об образе спектакля и его компонентов. Развитие умения видеть спектакль в целом, понимать роль художника в его создании.

-

2

2

Общеэстетическое развитие

2.3

Формирование представления об искусстве сценографии

1

-

1

2.4

Углубление представления о творческой интерпретации. Художник как толкователь образа спектакля

1

-

1

2.5

Формирование представления о метафоре и аллегории в искусстве, выявление их роли

3

-

3

Итого

12

23

35

7 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

4

18

22

Элементы внутренней техники актера

1.1

Развитие навыка перевоплощения

-

9

9

Элементы внешней техники актера

1.2

Развитие двигательной культуры западно-европейского общества 18 века)

2

5

7

1.3

Сценическая речь

-

4

4

1.4

Грим

2

-

2

2

Творчество

5

8

13

Работа над ролью и создание образа спектакля

2.1

Создание образа-типа в пьесах историко-бытового жанра

-

3

3

Работа над пьесой и создание образа спектакля

2.2

Освоение водевильного жанра

1

4

5

2.3

Углубление представления об образе спектакля и его компонентов

1

-

1

Общеэстетическое развитие

2.4

Представление о комическом как эстетической категории

3

1

4

Итого

9

26

35

8 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

4

19

23

Элементы внутренней техники актера

1.1

Формирование навыка творческой мобилизации

-

2

2

1.2

Развитие навыка публичного одиночества

-

2

2

1.3

Формирование навыка перевоплощения

-

2

2

1.4

Развитие навыка логического целесообразного действия

-

3

3

Элементы внешней техники актера

1.5

Развитие двигательной культуры ( Стиль поведения русского светского общества 19 века)

1

6

7

1.6

Сценическая речь

1

4

5

1.7

Грим

2

-

2

2

Творчество

1

11

12

Работа над ролью и создание образа героя

2.2

Освоение характера героя

-

2

2

Работа над пьесой и создание образа спектакля

2.3

Углубление навыка работы над драматургическим материалом

1

1

2

2.4

Углубление представления об образе спектакля

-

2

2

Этика творчества

2.5

Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины

 -

6

6

Итого

5

30

35

9 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

4

17

21

Элементы внутренней техники актера

1.1

 Развитие эмоциональной памяти

-

3

3

1.2

Моделирование образа на основе заданной эмоции

1

4

5

1.3

Моделирование образа на основе освоения метафорического пространства

-

2

2

1.4

Развитие навыка импровизации

-

4

4

Элементы внешней техники актера

1.5

Развитие двигательной культуры (пантомима)

1

2

3

1.6

Сценическая речь

-

2

2

1.7

Грим

2

-

2

2

Творчество

5

9

14

2.1

Работа над ролью и создание образа героя

-

2

2

Общеэстетическое развитие

2.2

Представление о трагическом как эстетической категории

1

-

1

2.3

Работа над пьесой и создание образа спектакля

2

6

8

2.4

Изучение истории западноевропейского театра эпохи Возрождения

2

1

3

Итого

9

26

35

10 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

2

21

23

Элементы внутренней техники актера

1.1

Моделирование образа в процессе общения

-

12

12

1.2

Развитие умения действовать от своего собственного лица

-

4

4

1.3

Развитие навыка непрерывного внутреннего действия

-

2

2

Элементы внешней техники актера

1.4

Развитие двигательной культуры

1

1

2

1.5

Сценическая речь

-

2

2

1.6

Грим

1

-

1

2

Творчество

2

10

12

2.1

Работа над ролью и создание образа героя

-

3

3

2.2

Работа над пьесой

-

6

6

2.3

Общеэстетическое развитие

2

1

3

Итого

4

31

35

11 КЛАСС

Раздел

теория

практика

всего

1

Развитие психофизического аппарата

2

10

12

Элементы внутренней техники актера

1.1

Комплексная тренировка элементов актерской техники

-

5

5

Элементы внешней техники актера

1.2

Развитие двигательной культуры

-

2

2

1.3

Сценическая речь

-

3

3

1.4

Грим

2

-

2

2

Творчество

6

17

23

2.1

Работа над ролью и создание образа героя

1

2

3

2.2

Работа над пьесой и создание образа спектакля

1

14

15

2.3

Общеэстетическое развитие

4

1

5

Итого

8

27

35

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ:

В течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

  • Участие в дискуссии
  • Выполнение контрольных упражнений, этюдов
  • Показ самостоятельных работ
  • Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного)
  • Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.
  • Работа над созданием спектакля/творческой работы

Критерии отслеживания усвоения образовательной программы:

  • Овладение основами актерской  профессии (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);
  • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский);
  • Умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом.

Раздел программы

Формы контроля

Критерии

Общеэстетическое развитие

Собеседование

Викторина

Тест

Игра

Конкурс

Знание истории   возникновения  и развития театрального искусства.

Знание терминологии.

Знание правил зрительского этикета.

Знание школ и направлений в театральном искусстве.

Внутренняя  техника актера

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.

Внимание.

Творческое воображение и фантазия.

Активность.

Логичность и целесообразность действий.

Выразительность поведения.

Построение мизансцен.

Внешняя техника актера: Сценическое движение

Творческие показы.

Отсутствие зажимов и освобождение мышц.

Пластическая выразительность тела в работе над созданием образа персонажа.

Внешняя техника актера: Грим

Собеседование

Тест

Знание истории и возникновения театрального грима

Знание видов театрального грима

Знание категорий грима

Внешняя техника актера: Сценическая речь

Конкурсы

Творческие показы.

Выразительность речи.

Дикция.

Знание авторского текста.

Эмоциональность.

Творчество

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.

Прямое общение со зрительным залом.

Обработка литературного, музыкального материала.

Написание сценария.

Сценический ансамбль.

Сценическая пауза.

Метафорическое освоение спектакля.

Конфликт.

Зерно образа.

Характеристики героя.

Маска.

Сверхзадача и сквозное действие.

6. ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Умение использовать полученные знания в области театрального искусства в различных сферах человеческой деятельности..

2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами,

     действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри  телем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,

    литературой.

4.  Учащиеся чувствуют себя раскованно.

5.  Правильно ориентируются в этических вопросах.

6.  Умеют ценить труд коллектива.

7.  Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.

7.ЛИТЕРАТУРА:

Березкин В. Марат Китаев. — Л., 1984.
Березкин В. Художник в театре Чехова. — М., 1987.
Волконский С. Человек на сцене. — С.-Петербург, 1912.
Волконский С. Выразительное слово. — С.-Петербург, 1913.
Волконский С. Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного. - М., 1924.
Волошин М. Лики творчества. — Л., 1989.

Ганелин Е.Р. Автореферат «Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр» Санкт – Петербург,    СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2000г.

Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург,    СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.

Гачев Г. Национальные образы мира. — М., 1980.
Гачев Г. Национальный космос//Современная драматургия. — 1990. - № 2, 5.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. — М., 1967.
Градова К. Театральный костюм. — М., 1987.
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. — М., 1969.
12.    Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического
опыта. — М., 1989.
Дункан А. Танец будущего: Моя жизнь. — Киев, 1989.
Ершов П. Режиссура как практическая психология. — М., 1972.
Кибанова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, 1966.
Кнебель М. Поэзия педагогики. — М., 1976.
Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. — М., 1975.
Копцева Т. Природа и художник//Программа по изобразительному искусству для детей пятилетнего возраста с краткими методическими рекомендациями. — М., 1994.
Кренке Ю. Практический курс воспитания актера. — М., 1938.
Кулешова В. Эдуард Кочергин. — Л., 1990.
Лосев А. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.
Михайлова А. Образ спектакля. — М., 1978.    
Михайлова А. Сценофафия: Теория и опыт. — М., 1990.
Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. — М., 1981.
Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып.1. — Младенчество. Детство. — М., 1991.
Народный театр: Библиотека русского фольклора. — М., 1991.
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII — начало XX века. — Л., 1984.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. — М., 1988.
Новицкая Л. Тренинг и муштра. — М., 1969.
Новицкая Л. Уроки вдохновения. — М., 1984.
Основы сценического движения. — М., 1976.
Основы театральной культуры в школе. — М., 1988.
Петрова А. Сценическая речь. — М., 1981.
Подготовка спектаклей: Программа и методические рекомендации для театральных отделений детских школ искусств (проект)/ Сост. В.К. Давыдов, 1988.
Рапопорт И. Работа актера. — М., 1935.
Рутберг И. Пантомима: Первые опыты. — М., 1972.
Рутберг И. Пантомима: Опыты в аллегории. — М., 1976.
Славский Р. Искусство пантомимы. — М., 1962.
Советские художники театра и кино/Сост. В.Н. Кулешова. — М., 1986. - № 5.
Станиславский К. Работа актера над образом и над собой// Полн.собр.соч.: В 8 т. — М., 1954. - Т. 2.
Сценическая речь. — М., 1976.
Сыромятникова И. История прически. — М., 1989.
«Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г.

Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2  М., ВЦХТ, 2001 г.

Упражнения для занятий по театральному искусству с учащимися первых классов/Сост. Т.Г. Пеня. — М., 1986.
Уроки театра на уроке в школе/Сост. А.П. Ершова. — М., 1990.
Усов Ю. В мире экранных искусств. — М., 1994.
Фоминцев А.И.Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.Художник и сцена. — М., 1988.
Чернова А. ...Все краски мира, кроме желтой. — М., 1987.
Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. — М., 1986.

Чурилова Э.Г.  Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.  М., «Владос» 2003 г.
Шангина Е. Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей. — М., 1993.
Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Школьников С. Грим. — Минск, 1969.
Эфрос А. Репетиция — любовь моя. — М., 1975.
Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. — М., 1985.

Тематическое поурочное планирование

5 класс

«Театральная педагогика»

                                                                                35 часов

Педагог : Краснокутская Я.В.

Основные понятия и представления: представление о красоте, счастье, добре, любви, верности; приобщение к жизни людей, к миру человеческих характеров и судеб; категория прекрасного и безобразного; развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия мира; освоение техники сценических падений, переносок, борьбы; логический анализ текста в работе над драматургическим материалом; знакомство с техникой гримирования; освоение характера- маски в романтических и философских пьесах-сказках; представление о поэтапной работе над спектаклем; воспитание потребности донести главную мысль до зрителя, быть понятым; представление о  творческой интерпретации; режиссер как главный толкователь пьесы.

Раздел 1. Развитие психофизического аппарата.

              Элементы внутренней техники актера.

Тема 1. Развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия реального мира.

Урок 1.Выполнение упражнений «Путешествие», «»По горам и гротам», «Полеты на воздушном шаре».                                                                                                                                                             Урок 2.Фантазии на темы различных стилей и эпох по фотографиям и репродукциям архитектурных сооружений  и интерьеров.

Урок 3.эскизы-фантазии головных уборов, костюмов, обуви в стиле той или иной эпохи, отраженной в архитектурных сооружениях и интерьере.

Урок 4.Танцы под музыку разных эпох и стилей: менуэт.

Урок 5. Танцы под музыку разных эпох и стилей: полонез.

Урок 6. Танцы под музыку разных эпох и стилей: вальс.

Тема 2. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры.

Урок 7.Этюды «Марсианский мир», «Сны».                                                                                                                                                              Урок 8. Фантазии по маршрутам сказочных персонажей (маленький принц, Герда, Алиса и  др.)                                                                                                                                                                  Урок 9.Рисунки на фантастические темы.                                                                                                                                                                                  Урок 10.Рисунки под музыку.

                                                                                                                                                                 

Тема 3.Углубление представления о предлагаемых обстоятельствах.

Урок 11.упражнения «Заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый город, дом, комнату, хочу понять, кто здесь живет и т.д.

Урок 12.Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств: жарко, вдруг налетел дождик ,подул ветер, стало холодно, пошел снег и т.д.                                                                                                                                                          Урок 13.Этюды по картинам (времена года).

Урок 14. Музыкально-игровые импровизации (времена года).

Элементы внешней техники актера.

Тема 4.Развитие двигательной культуры.

Урок 15.Разминка в современных ритмах. Освоение техники сценических падений; освоение техники сценических переносок.

Урок 16.Приемы сценической борьбы; сценическая пощечина.

Урок 17. Сочинение и исполнение этюдов с включением элементов сценической драки.

Урок 18.Сочинение и исполнение этюдов с включением элементов сценической драки.

Тема 5. Сценическая речь.  

Урок 19. Подготовка речевого аппарата к звучанию: гимнастика для губ, языка, челюсти; выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков.                                                                                                                                                                   Урок 20. Подготовка речевого аппарата к звучанию: гимнастика для губ, языка, челюсти; выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков; скороговорки.

Урок 21. Подготовка речевого аппарата к звучанию: гимнастика для губ, языка, челюсти; выработка четкой артикуляции и четкого произношения звуков; скороговорки, тренировка дыхания, голоса.

Урок 22. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Углубление навыка логического анализа текста в работе над драматургическим материалом (деление текста на куски и задачи, нахождение главных , «несущих» фраз или слов; навык общения)

Урок 23. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Сочинение стихов, рассказов, сказок по опорным словам и фразам, их исполнение.

Тема 6. Грим.

Урок 24.Знакомство с техникой гримирования : как нужно гримироваться, гримировальные краски, растушевки, лак.                                                                                                                              Урок. 25.Строение черепа, мышцы лица; изучение своего лица.                                                                                                                                                     Урок 26.Общий тон. Выбор и смешивание красок. Впадины и выпуклости. Румяна. Грим носа, глаза и брови, рот, морщины, уши, наклейки и т.д.

Урок 27.Сказочные и фантастические гримы.

Урок 28.Закрепление пройденного материала.

Раздел 2.Творчество.

Работа над ролью и создание образа героя.

Тема 7. Освоение характера-маски в романтических и философских пьесах- сказках. Урок 29.Фиксирование темы и сверхзадачи роли; понятие «маска»;выяснение пространственных обстоятельств жизни героя.

Урок 30.Навык самостоятельной работы над ролью: переписка роли и приготовление ролевой тетради; поиски элементов грима и костюма; запоминание текста.

Урок 31.Работа над ролью в два состава (вариативность исполнения).

Общеэстетическое развитие

Тема 8. Представление об истоках театрального искусства.

Урок 32.Античный театр.

Тема 9.Формирование представления о творческой интерпретации.

Урок 33.Проблема интерпретации в театральном искусстве. Режиссер- главный толкователь пьесы: представление о сверх- задаче и сквозном действии; анализ разных исполений одной и той же роли в одном спектакле.

Урок 34.Категория прекрасного и безобразного в искусстве.

Урок 35.Итоговый урок.

Тематическое поурочное планирование

6 класс

«Театральная педагогика»

                                                                               35 часов

Педагог : Краснокутская Я.В.

Основные понятия и представления: освоение жизненного пространства через работу над пьесами приключенческого и героического характера; представление о театральной интерпретации пространства; роль художника в создании образа спектакля, знакомство с языком мизансцены, освоение техники сценического фехтования; манеры поведения западно-европейского общества 17-18 в.в.; история интерьера и костюма, грим молодого и старого лица; анализ литературного текста; моделирование образа через подражание; совершенствование техники сценической речи; представление о метафоре и аллегории в их историческом и эстетическом развитии.

                                                  Раздел 1. Развитие психофизического аппарата.

              Элементы внутренней техники актера.

Тема 1. Развитие ассоциативного мышления.

Урок 1. Игры в ассоциации по изображению. Поиск аналогий среди предметов прикладного искусства.

Урок 2. Разглядывание картин и их названий.

Тема 2. Развитие навыка перевоплощения.

Урок 3. Моделирование образа через вес. Понятие «тяжелого, легкого, среднего» веса.Движения, остановки, переходы с ощущением центра тяжести в разных частях тела.

Урок 4. Разминка под музыку в разном весе.

Урок 5. Этюды на неожиданность. Падение от внезапных причин. Исполнение этюдов на смену веса.

Урок 6.Этюды на создание образа через вес по произведениям изобразительного искусства.

 Тема 3. Моделирование образа через подражание.

Урок 7. Походки.Упражнения на умение менять темп, ритм и окраску движения.

Урок 8.Походки животных. Этюды на физическое состояние. Мужская и женская пластика. Пластика и костюм.

Урок 9. Речь. Игра в контуры. Этюд «телефонный разговор». Понятие «зерно» образа. Определение «зерна» по фотографиям животных, птиц, рыб.

Урок 10.Предметы-характеры. Маски. Этюды на тему «Жизнь вещи». Эссе-фантазии по портретам; ассоциации с натюрмортом.                                                                                                              

Тема 4. Освоение пространственного языка театра.

Урок 11.Упражнения на оправдание мизансцен. Игры в «замри», «дополни».Создание «живых» скульптур на предлагаемые темы. Упражнение «ожившая скульптура». Особенности взаимодействия скульптуры с пространством.

Урок 12.Понятие о сценических планах. Двух и трех-плановые композиции на произвольные темы. Представление о ракурсах. Фас. Фас в движении, в повороте. Труакар. Труакар в движении- диагональный переход. Эффект профиля. Спина и полуспина.

Тема 5. Графическая и цветовая трактовка пространства сцены.

Урок 13.Графика мизансцены. Рифма в мизансцене. Перевод прозаической мизансцены в поэтическую. Формальное и психологическое оправдание круга.

Урок 14.Мизансцеа толпы. Ограничительная графика мизансцены. Формальные ограничения для передвижения.

Урок 15.Световая живопись. Темнота. Боковой свет. Полный свет. Цветовой свет.

Тема 6. Элементы внешней техники актера.

Урок 16.Освоение техники сценического фехтования: подготовительное положение; положение боковой стойки; передвижение в боковой стойке. Обучение с оружием.Варианты обнажения оружия. Упражнения: вкладывание оружия в ножны; боевая линия; дистанция; приветствие шпагой; передвижение в боевой стойке.

Урок 17.Уколы. Простые удары. Защита. Техника кругового удара. Техника ответных атак. Техника повторной атаки.

Урок 18.Исполнение простейших тренировочных композиций.

Урок 19. Исполнение простейших тренировочных композиций.

Тема 7. Стиль и манеры поведения.

Урок 20.Западноевропейское общество 17 столетия. Изучение мужской походки, мужской поклон. Изучение женской походки. Женский поклон. Сочетание поклонов со словами. Импровизации с поклонами.

Урок 21.Западноевропейское общество 18 столетия. Мужская и женские походки. Реверанс. Импровизации с реверансом.

Урок 22.Изучение костюма 17-18 в.в.

Тема 8. Сценическая речь.

Урок 23.Подготовка речевого аппарата к звучанию: дыхательная и артикуляционная гимнастика; скороговорки; совершенствование техники сценической речи через художественное слово на основе литературного текста приключенческого характера.

Урок 24. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Действенный анализ текста, его основная мысль. Попытка прочитать рассказ (отрывок) от лица одного из героев.

Тема 9. Грим.

Урок 25.Анатомическое строение возрастного лица, мимические выражения. Грим молодого и старого лица.

Урок 26.Использование париков и причесок.

Раздел 2. Творчество.

Работа над ролью и созданием образа героя.

Тема 10.Освоение характера- маски в приключенческих и героических пьесах.

Урок 27.Развитие навыка исполнения роли от начала до конца спектакля, не выбиваясь из заданного характера образа. Создание биографии образа. Овладение характером через поиск внешней характеристики.

Урок 28.Отношение образа к окружающей его действительности, включая персонажей, с которыми он входит в общение. Овладение характером через поиски грима, костюма, образа, логики его поведения.

Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Тема 11.Формирован ие представления об образе спектакля и его компонентах. Развитие умения видеть образ спектакля в целом, понимать роль художника в его создании.

Урок 29.Поиск пространства спектакля. Создание макетов декораций. Разработка и изготовление костюмов, бутафории.

Урок 30.Поиск графического и живописного решения отдельных сцен спектакля. Поиск метафоры в решении образа. Изучение эпохи, включая историю костюма и интерьера. Создание афиши, эскизов пригласительных билетов, программок к спектаклю.

Общеэстетическое развитие

Тема 12.Формирование представления об искусстве сценографии.

Урок 31.Истоки искусство сценографии. Сценография и живопись. Разнообразие сценического пространства. Статика и динамичность театральной декарации.

Тема 13. Углубление представления о творческой интерпретации. Художник как толкователь образа спектакля.

Урок 32.Разнообразие моделей сценического пространства.Анализ сценографических решений одной и той же пьесы. Знакомство с творчеством русских и советских театральных художников.

Тема 14.Формирование представления о метафоре и аллегории в искусстве, выявление их роли.

Урок 33.Представление о метафоре и аллегории в их историческом и эстетическом развитии применительно к искусству сценографии. Метафора в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, кино и т.д.

Урок 34.Развитие чувства театральной формы через анализ сценографических решений спектаклей.

Урок 35.Умение жить в режиме выпуска и эксплуатации спектакля. Формирование отношения к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир. Итоговый урок.

Тематическое поурочное планирование

7 класс

«Театральная педагогика»

35 часов

Педагог: Краснокутская Я.В.

Основные понятия и представления: освоение духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах остросоциального жанра; представление о комическом как эстетической категории; развитие навыков группового поведения; понятие темпо- ритма; моделирование образа через подражание (звучание); освоение жанра; острохарактерный грим; развитие двигательной культуры; сценическая речь; углубление представления об образе спектакля и его компонентах; освоение звукового пространства спектакля; знакомство с характером человека и разными формами его поведения через воплощение образа остросоциального типа; освоение жанра комедии; водевиль и его специфика; развитие навыка умения анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла.

                                                  Раздел 1. Развитие психофизического аппарата.

              Элементы внутренней техники актера.

Тема 1. Развитие навыка перевоплощения.

Урок 1. Моделирование образа через звучание: упражнение «Я- музыка»; индивидуальные танцы без музыки( угадывание танца, его образное название); игры в шумовые загадки (летное поле, горная река, ночной город, космос, опустевший дом, улица и т.д.).

Урок 2. Моделирование образа через звучание: игры в радиотеатр. Взаимосвязь звучания и «веса»(высокое и низкое звучание: скрипка- орган; рожок- труба; колокольчик- рояль; арфа- барабан).

Урок 3.Моделирование образа на основе темпо- ритма: разминка на переключение темпо- ритма; этюды «Море», «Цветок», «Рожь», «Огонь» и т.д.

Урок 4. Моделирование образа на основе темпо- ритма: упр. «Разговор ритмом»( ритм как форма отношения к другому); этюды на трехразовое изменение темпо- ритма, пятиразовое изменение темпо- ритма, парные этюды на освоение темпо- ритма ( задачи: уговорить- отстоять, доказать- переубедить, дать денег взаймы- отказать и т.д.).

Урок 5.Моделирование образа на основе темпо- ритма: темпо- ритм внутренний и внешний( упр. на сочетание громкости речи и движения); взаимосвязь ритма с предлагаемыми обстоятельствами (групповые этюды: «На вокзале», «Очередь», «В поликлинике» и т.д. с вариантами «зерен» характера например: нахал, непоседа, трус, тихоня, плакса, добряк и т.д.).

Урок 6. Развитие актерской наблюдательности как потребности как потребности исследования жизни ( описание утренней и вечерней жизни города; поведение людей, которые торопятся и боятся опоздать; поведение людей в моменты переживания.

Урок 7. Развитие актерской наблюдательности: фантазирование по портретам; поиски точного определения эмоционального состояния изображенных; поиски портретов с «говорящими» руками; фантазирование по натюрморту ( ассоциации с характером и обликом человека); сочинение биографии по походке, взгляду, манерам человека.

Урок 8. Моделирование образа через подражание: этюды на соединение «зерна» образа с физическим самочувствием ( нахал толстый- нахал худой; красавчик толстый- красавчик худой; проныра одноглазый- проныра  натертой мозолью и т.д.), воспроизведение взгляда, походки, жеста, интонации реального человека.

Урок 9. Моделирование образа через освоение жанра: сочинение сюжетов на тему басен И.Крылова и их сценическое воплощение в стиле комедии, трагедии, психологической драмы..

 

Элементы внешней техники актера.

Тема 2. Развитие двигательной культуры.

Урок 10. Изучение стиля поведения 19 столетия: мужской поклон, положение рук, осанка, сочетание ходьбы с поклоном, обращение с цилиндром.                                                                                      

Урок 11. 19 век-женский поклон, осанка, положения рук, обращение с веером, ходьба и поклоны с веером.

Урок 12. Осанка и походка офицера; поворот, поклон.

Урок 13. Этюды- импровизации на тему «Дама и кавалер».                                                                                                      Урок 14. Этюды – импровизации на тему «Офицер  и барышня».

Урок 15, Некоторые правила этикета второй половины 19- начало 20 века: поведение в обществе, правила вежливости, поведение за столом.                                                                                                                      Урок 16. Собирание и изучение материалов по истории интерьера и театрального костюма 19 века.

Тема 3. Сценическая речь.

Урок 17.Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Урок 18.Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: работа над басней (логический и образный строй произведения; накопление видений; подробный разбор каждого эпизода; выявление второго плана; предметная конкретизация образов).

Урок 19. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: освоение мизансцен; исследование пространственных условий общения; чтение басен от лица разных героев.

Урок 20.Совершенствование техники сценической речи через художественное слово чтение басен в разных жанрах; чтение басен с разных позиций : морального разоблачителя и обвинителя, как грустное и неприятное личное воспоминание, как смешной анекдот и т.д.

Тема 4. Грим.

Урок 21. . Накопление и изучение материала по гримировальному искусству; эскизы острохарактерного грима.

Урок 22 Навык наложения острохарактерного грима

Раздел 2. Творчество.

Работа над ролью и создание образа героя.

Тема 5. Создание образа-типа в пьесах историко-бытового жанра.

Урок 23. Самостоятельная работа над ролью (действенный анализ, сверхзадача, куски, их название, определение задач).

Урок 24. Поиск лица героя; поиск «взгляда на мир»; «зерно» образа, его пластическая характеристика.

Урок 25. Выявление внутренних противоречий образа(когда играешь злого- ищи, где он добрый); умение анализировать и корректировать свою работу и работу партнера с позиции реализации замысла.

Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Тема 6. Освоение водевильного жанра.

Урок 26.Представление о темпо- ритме спектакля;  освоение исторического пространства пьесы.

Урок 27. Постановка танцев и драк с элементами фехтования.                                                                                                                                    Урок 28. Постановка танцев и драк с элементами фехтования.

Урок 29. Постановка танцев и драк с элементами фехтования.

Урок 30. Постановка танцев и драк с элементами фехтования.

Тема 7. Углубление представления об образе спектакля и его компонентах.

Урок 31.Работа над музыкальным решением: музыка водевиля и ее связь с фольклорными формами музицирования  (городской фольклор, романс, песня, куплеты).

Общеэстетическое развитие.

Тема 8. Представление о комическом как эстетической категории.

Урок 32. Разнообразие средств и форм театра комедии (комедия положений, нравов, сатира) фарс, буффонада, гротеск).

Урок 33. Разнообразие средств и форм театра комедии (фарс, буффонада, гротеск)

Урок 34. Условность и правда на сцене.

Урок 35. Подведение итогов.

Тематическое поурочное планирование

8 класс

«Театральная педагогика»

35 часов

Педагог: Краснокутская Я.В.

 Основные понятия и представления: развитие навыка «группового» поведения, освоение индивидуального пространства через развитие точности, грамотности и максимальной выразительности движений; снятие «внутреннего зажима»; развитие двигательной культуры(пантомима); формирование навыка перевоплощения через овладение внутренней характерностью образа, Освоение стилевых особенностей стихотворной речи; навык трансформации грима; история причесок; освоение характера образа как социального типа; партитура актёро - роли; культивирование чувства удовольствия от общения с партнёром и зрительным залом; углубление представления об образе спектакля, освоение его временного  и поэтического пространства.

Раздел 1. Развитие психофизического аппарата.

                Элементы внутренней техники актера.

Тема 1. Формирование навыка творческой мобилизации

Урок 1. Освоение индивидуального пространства через работу с воображаемыми предметами.

Урок 2. Упражнения на задачи и на характер поверхности.

Тема 2. Развитие навыка «публичного одиночества».

Урок 3. Выполнение упражнений на большой, средний и малый круги внимания.

Урок 4. Этюды- упражнения на круги внимания.

Тема 3. Формирование навыка перевоплощения (овладение внутренней характерностью образа).

Урок 5.  Этюды на воссоздание различных черт, свойств и оттенков характеров( жизнерадостный- мрачный, хвастливый- скромный; хитрый- добродушный и т.д.)

Урок 6. Этюды на воссоздание различных черт, свойств и оттенков характеров («телефйонный разговор», «на почте», «в вагоне» и т.д.)

Тема 4. Развитие навыка логического целесообразного действия.

Урок 7. Составление рада ничем не связанных между собой действий и затем мотивирование их как логически связанные.

Урок 8. Сочинение и постановка сюжетных этюдов на литературной основе.

Урок 9. Сочинение и постановка сюжетных этюдов на литературной основе или по произведениям изобразительного  искусства.

Элементы внешней  техники актера.

Тема 5. Развитие двигательной культуры (пантомима).

Урок 10.Особенности пантомимы. Подготовительные упражнения: освобождение  мышц.

Урок 11.Подготовительные упражнения: нахождение центра тяжести  и его перенесение при постоянном изменении положения тела. Упражнения на память правильных мускульных ощущений.

Урок 12.Элементы пластической подготовки:  массаж, вращение головы, тренировка освобождения мышц шеи, тренировка раздельного овладения мышцами плечевого пояса.

Урок 13.Элементы пластической подготовки: массаж, разработка кистевых суставов, мышц и суставов пальцев рук, разработка плечевых суставов, подвижности бедер, упражнение «Марионетка».

Урок 14. Развитие точности, грамотности, максимальной выразительности движения («волна», «змея», «воображаемая прямая», «стена» и т.д.). Упражнения на взаимодействие с нагрузкой («подъем  штанги», «гребля», «перетягивание каната» Этюды в «темноте»: «недоразумение», «розыгрыш», «замкнутое пространство», «клетка».

Урок 15.Упражнения на сопротивление воображаемой среде.(воздух, вода, сыпучий песок, болото, невесомость).

Урок 16.Упражнение «Я- музыка».

Тема 6.Сценическая речь. Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Урок 17.Артикуляционный массаж, гимнастика для губ, языка, челюсти.

Урок 18.Массаж, гимнастика. Артикуляция и дикция.

Тема 7. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово.

Урок 19.Особенности стихотворной формы и развитие навыка их использования для выявления содержания и главной  мысли произведения.

Урок 20.Работа над мелодией стиха, его метром, ритмом, способом рифмовки. Упражнения типа: допиши строку; сложи стихотворение по заданным двустишиям, четверостишиям, строкам, словам; узнай поэта.

Урок 21.Развитие навыка соблюдения пауз и их творческого оправдания.

Тема 8. Грим.

Урок 22.Трансформация грима,  техника изготовления париков и полумасок.

Урок 23.Изучение истории причесок.

Раздел 2. Творчество.

Работа над ролью и создание образа героя.

Тема 9. Освоение характера героя.

Урок 24.Овладение характером через поиск внутренней характеристики образа.

Урок 25. «Зерно» образа, его пластическая характеристика. Представление о перспективе актеро- роли. Создание партитуры актеро - роли.

Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Тема 10. Углубление навыка работы над драматургическим материалом.

Урок 26.Освоение особенностей жанра комедии (жанр может быть заменен по усмотрению педагога).

Урок 27.Поиск сверхзадачи спектакля.

Тема 11. Углубление представления об образе спектакля.

Урок 28.Поиск деталей, несущих в себе смысловую нагрузку. Освоение поэтического пространства спектакля.

Урок 29.Поиск художественной неожиданности.

                                                             Этика творчества.

Тема 12. Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины.

Урок 30.Работа над спектаклем.

Урок 31.Работа над спектаклем.

Урок 32.Работа над спектаклем.

Урок 33. Генеральная репетиция спектакля.

Урок 34.Показ творческой работы.

Урок 35.Самоанализ проделанной работы. Подведение итогов.                                                                    

Тематическое поурочное планирование.

9 класс

«Театральная педагогика»

35часов

Педагог: Краснокутская Я.В.

Основные понятия и представления: развитие эмоциональной памяти (моделирование образа на основе заданной эмоции); первоначальный навык импровизации; Драматургия пантомимы; моделирование своего представления о жизни через сочинение этюдов на основе пластической и ритмической аналогии; основы мимики; навык работы над монологической речью; условный грим; история театральной маски; значение театра в духовном обогащении человека; формирование его мировоззрения; развитие навыка анализа исполнения; освоение жанра трагедии; изучение западноевропейского театра.

Раздел 1. Развитие психофизического аппарата. Элементы внутренней техники актера.

Тема 1. Развитие эмоциональной памяти.

Урок 1.Выполнение упражнений на вызов повторных воспоминаний (вспомнить случай, когда были чем-то недовольны, на что-то злились, было стыдно, получали подарок и т.д.

Урок 2. Выполнение упражнений на «манки» внешние и внутренние (возбудители эмоциональной памяти) –гулять по лесу –вдруг шорох, темная ночь –лес –ветер –мороз –вой волков и т.д.

Урок 3. Выполнение заданий типа: разбросать вещи, мебель, книги и т.д. После чего предложить действовать в данной обстановке.

Тема 2. Моделирование образа на основе заданной эмоции.

Урок 4.Формирование представлений о штампах чувств, их возникновение и распространение. Взаимосвязь чувства и сценической задачи.

Урок 5.Музыкально-игровые импровизации на передачу чувств и ощущений.

Урок 6.Этюды на передачу чувств. Упражнения «Я -радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба и т.д.Цветовые этюды «Я –черный цвет, оранжевый и т.д.

Урок 7.Вскрытие эмоциональных смыслов произведений изобразительного искусства.. Импровизации по картинам.

Урок 8.Перевод на язык действия чувств человека. Придумывание и разыгрывание этюдов.

Перевод на язык действия ощущений человека. Придумывание и разыгрывание этюдов.

Тема 3. Моделирование образа на основе освоения метафорического пространства.

Урок 9.Этюды импровизации по произведениям изобразительного искусства.

Урок 10.Сочинение и исполнение этюдов на тему «Художник и его творение».

Тема 4. Развитие навыка импровизации.

Урок 11.Музыкально –игровые импровизации.

Урок 12.Этюды-импровизации типа: «Выдергивание зуба», «Фотографирование», «Стрижка» и т.д.

Урок 13.Исполнение этюдов на сюжеты произведений изобразительного искусства в условиях органического молчания.

Урок 14.Импровизация текста.

Элементы внешней техники актера.

Тема 5.Развитие двигательной культуры.

Урок 15.Развитие навыка общения с воображаемым партнером. Тренировка мышц верхней и нижней части лица.

Урок 16.Выполнение этюдов с анализом пластической реакции. Понятие пластической перспективы. Тренировка мышц лица.

Урок 17.Драматургия пантомимы. Сочинение и исполнение этюдов на основе пластической и ритмической аналогии.

Тема 6. Сценическая речь.

Урок 18.Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Урок 19.Подготовка речевого аппарата к звучанию. Совершенствование техники речи через художественное слово. Навык работы над монологической речью.

Тема 7. Грим.

Урок 20.История театрального грима. Эскизы грима разных эпох.

Урок 21.Условный грим.

Раздел 2. Творчество.

Тема 8. Работа над ролью и создание образа героя.

Урок 22.Навык непрерывного общения с партнером.

Урок 23.Проверка роли по сквозному действию.

Обще -эстетическое развитие.

Тема 9. Представление о «трагическом» как эстетической категории.

Урок 24.Категория «трагического» в историческом и эстетическом развитии. Представление о катарсисе и жизнеутверждающей силе трагедии.

Тема 10. Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Урок 25Вскрытие главного конфликта спектакля. Метафорическое освоение спектакля.

Урок 26.Пространственная среда спектакля.

Урок 27.Работа над спектаклем.

Урок 28.Работа над спектаклем.

Урок 29.Работа над спектаклем.

Урок 30.Работа над спектаклем.

Урок 31. Генеральная репетиция спектакля.

Урок 32. Показ творческой работы.

Тема 11.Изучение истории западноевропейского театра.

Урок 33. Анализ проделанной работы. Театр эпохи Возрождения. Итальянский театр.

Урок 34.Закрепление пройденного материала.

Урок 35.Подведение итогов.

                                                   

                                         

Тематическое поурочное планирование

10 класс

«Театральная педагогика»

35 часов

Педагог: Краснокутская Я.В.

Раздел 1.Развитие психофизического аппарата. Элементы внутренней техники актера.

Основные понятия и представления. Познание национальной специфики мира через изучение истории мирового искусства, основ этнографии.

Освоение позиции « Я - в предлагаемых обстоятельствах».

Моделирование образа в процессе общения.

Навык работы над рассказом от первого лица. Особенности расового и национального грима. Поэтика русской драматургии. Жизненность и правдивость образов. Ансамбль в исполнении. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Изучение истории русского театра, его традиций.

Тема 1. Моделирование образа в процессе общения.

Урок 1. Коллективные импровизации под музыку.

Урок 2. Перевод изображения в движение.

Урок 3. Танцы с партнером.

Урок 4. Диалоги на быстром танце.

Урок 5. Импровизации под музыку с партнером.

Урок 6. Выполнение упражнений : «Увеличенное движение», «Звук в спину», «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением).

Урок 7. Выполнение упражнений: «Разговор через стекло», «Бадминтон», лепка «Скульптуры», «Танцы рук»,

Урок 8. Работа с портретами (составление ряда по степени «открытости»).

Урок 9.Выполнение упражнений: «Зеркало в слове и фразе» (повтор интонаций и слов говорящего), «Зеркало в диалоге» (повтор интонации партнера).

Урок 10. Сочинение и исполнение диалогов на основе двух слов (фраз), например: «Будет дождь» - «Будет».

Урок 11. Диалог с воображаемым обидчиком.

Урок 12. Диалог с картиной.

Тема 2. Развитие умения действовать от своего собственного лица (освоение позиции    «Я – в предлагаемых обстоятельствах» ).

Урок 13. Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи (понятия «наступление» и «оборона»). Варианты задач: обвинить – оправдаться; упросить – отказать; выпытать – скрыть и т.д.

Урок 14. Пристройка «сверху», «снизу», «на равных». Упражнение «Одно и то же по-разному». Задачи: выпроводить из комнаты; уговорить пойти в театр; отпроситься у начальника; выпытать тайну; выпросить любимую вещь и т.д. Приспособления: ложь, чувство оскорбленного достоинства, ласка, придирчивость, ирония, хитрость, спокойствие, отчаяние, угроза и т.д.

Урок 15. Упражнения на смену приспособлений. Варианты приспособлений: ложь, чувство оскорбленного достоинства, угроза; хитрость, отчаяние, спокойствие; добродушие, каприз, ласка; каприз, ласка, отчаяние; отчаяние, спокойствие, угроза и т.д.

Урок 16. Упражнения на организацию действия и движения во времени и пространстве. Например упражнение «Диалоги рук, ног, тела, спины» (при этом видны только руки, ноги и т.д.).

Тема 3. Развитие навыка непрерывного внутреннего действия.

Урок 17. Упражнение на выполнение физических задач с чередованием движения и оправданием остановок по заранее разработанной схеме (чистил карандаш, порезал палец, продолжил чистить карандаш и т.д.).

               Упражнение на выполнение физических задач с прекращением движения по хлопку преподавателя и последующим оправданием остановки ( варианты основного действия: чистить ботинки, вытирать пыль, шить, красить, стирать белье, готовить и т.д.).

Урок 18. Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов вслух. Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов «двойниками» действующих партнеров.

Элементы внешней техники актера.

Тема 4. Развитие двигательной культуры.

Урок 19. Знакомство с семиотикой статуй, храмов, обрядовых танцев мира.

Урок 20. Сочинение индивидуальных и групповых этюдов в стиле народных традиций стран Востока, Древней Греции и т.д.

Тема 5. Сценическая речь.

Урок 21. Подготовка речевого аппарата к звучанию: упражнения на артикуляцию, дыхание, голос, скороговорки.

Урок 22. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово. Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Тема 6. Грим.

Урок 23. Навык наложения расового и национального грима.

Взаимосвязь облика человека с его географическим пространством бытия.

Раздел 2. Творчество.

Тема 7. Работа над ролью и создание образа героя.

Урок 24. Навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза. Углубленный психологический анализ материала (поиск внутренних психологических взаимоотношений образов между собой; конфликт внутренний и внешний; подтекст).

Включенность в образ не только на сцене, но и в кулисах. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Жизненность и правдивость образов.

Урок 25. Проигрывание пьесы за столом с минимальным использованием движений.

Урок 26.Закрепление навыка игры в сценическом ансамбле.

Тема 8. Работа над пьесой.

Урок 27.Работа над спектаклем.

Урок 28.Работа над спектаклем.

Урок 29.Работа над спектаклем.                                                                                                                                                    

Урок 30. Работа над спектаклем.            

Урок 31. Генеральная репетиция спектакля

Урок 32 Показ спектакля.                                                                                                                                                                                         Тема 9. Обще - эстетическое развитие.

Урок 33. Обсуждение спектакля. Знакомство с истоками русского театра.

Урок 34.Традиции русского театра.

Урок 35. Заключительный урок. Подведение итогов.

Тематическое поурочное планирование

11 класс

«Театральная педагогика»

35часов

Педагог: Краснокутская Я.В.

Основные понятия и представления: углубление представления о предназначении личности через создание и исполнение музыкально- литературных композиций (тема на выбор); Моделирование представления о современном мире и попытка определить свое собственное назначение; формирование установки на «открытость миру» (каждый выход на сцену – «исповедь сердца»); навык работы над современной прозой и поэзией; представление о гармонии как эстетической категории; выявление режиссерских возможностей школьников в процессе создания  музыкально – литературной композиции; Формирование представления о направлениях, жанрах и видах драматического искусства.

Раздел 1. Развитие психофизического аппарата. Элементы внутренней техники актера.

Тема 2.Комплексная тренировка элементов актерской техники.

 Урок 1.Навык творческой мобилизации (упр.1-10 кл.).

Урок 2.Развитие фантазии( упр.1-10 кл.).

Урок 3. Упражнения на предлагаемые обстоятельства(упр.1-10 кл.).

Урок 4. Навык перевоплощения (упр.1-10 кл.)

Урок 5. Навык импровизации (упр.1-10 кл.)

Элементы внешней техники актера.

Тема 3. Развитие двигательной культуры.

Урок 6. Разминки в ритмах современных танцев. Музыкально-игровые импровизации.

Урок 7. Разминки в ритмах современных танцев. Этюды – импровизации по произведениям изобразительного искусства.

Тема 4. Сценическая речь.

 Урок 8. Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Урок 9. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово. Выбор репертуара и его исполнение с позиции сегодняшнего дня, актуальность  необходимость звучания.

Урок 10. Формирование установки на «открытость миру».

Тема 5.Грим.                

Урок 11. Макияж современного человека.

Урок 12.Современный костюм.

Урок 13. Представление о гармонии как эстетической категории.

                                                             Раздел 2. Творчество.

 Тема 6. Работа над ролью и создание образа героя.

Урок 14. Привнесение в исполнение образа своих сокровенных чувств и мыслей.

Урок 15. Развитие навыка прямого общения со зрительным залом.

Тема 7. Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Урок 16. Углубление представления о предназначении личности.

Урок 17. Обработка литературного материала для написания сценария литературно – музыкальной композиции.

Урок 18. Составление сценарного плана литературно – музыкальной композиции.

Урок 19.Написание сценария. Компиляция материала.

Урок 20. Обработка музыкального материала.

Урок 21.Работа над литературно – музыкальной композицией.

Урок 22.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 23.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 24.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 25.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 26.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 27.Работа над литературно-музыкальной композицией.

Урок 28.Генеральная репетиция.

Урок 29.Показ творческой работы.

Урок 30.Обсуждение творческой работы.

Тема 8. Обще – эстетическое развитие.

Урок 31. Режиссерские искания, школы и направления (К.С. Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов и др.).

Урок 32. Поиск новых путей развития театра (молодежные театральные студии, уличный театр и т.д.).

Урок 33. Театр Б.Брехта.

Урок 34.Закрепление материала.

Урок 35. Заключительный урок. Подведение итогов.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа учебной дисциплины Педагогика специальность 050720 Физическая культура

Программа учебной дисциплины «Педагогика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 050141 Физическая культура  в части освоения...

рабочая программа по английскому языку для 9 класса по УМК В.П. Кузовлев

Рабочая программа с календарно тематическим планированием...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...

Рабочая программа СПО Основы педагогики

Сведения о разработанных методических материалах, макетах рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей; контрольно-оценочных средств; программ, индивидуальных планов стажировки пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-9 классов "Шекспировские чтения" ( театральный кружок на английском языке)

Учащиеся, занимающиеся в данном кружке смогу совершенствовать свои знания и умения английского языка на практике. Кроме того, они расширят свой кругозор, знакомясь с традициями английского театра. Мно...